***

Анатолий Бородин
        Если     очень    захотеть.
               
          Я  счастлив – смог себя преодолеть,
            Как нелегко  это  даётся,
             Ради   таких минут не стоит и себя жалеть,
              А жизнь – она ведь только раз  даётся…
   
 Жаркий июльский день. В канаве за огородом трое пацанов
девяти- десяти  -Генка Остапенко, Серёга Нестеренко и я, Толька
Бородин. Мы первый раз решили покурить. А чё? Чем они лучше,
которые в третьем – четвёртом классах учатся? Нам тоже охота.
А то, как махорку «Вергун» у отцов тырить да этим переросткам
в школу носить можно, а самим покурить – слабо значит ?
    В послевоенные годы в нашей малокомплектке учили первый
с третьим классом, второй с четвёртым. Так, в 3-4 классах почти
парни учились, по 14-15 лет за плечами. Вот они и заставляли нас,
салажат, таскать из отцовских карманов махорку и носить им в
школу. Строго по очереди. И попробуй не принеси, так наподдадут-
не возрадуешься
   Один раз чуть не погорел с этим. После уроков учительница
Нина Семёновна , она жила недалеко от нас , говорит:
   Ты. Толя, посиди в учительской, я попроверяю тетради и пойдём
вместе. Видишь, буран какой на улице. Почитай, вот тебе два
каралика- поешь. Я скоро.. Сижу, листаю сказки. Одну каральку
съел, другую в карман, дома похвастаюсь училкиной стряпнёй.
Знал бы, дак съел лучше бы. Довела она меня до дома, и я с порога:
  - Мам, а меня Нина Семёновна караликом угостила. Я его домой
принёс.
   - Да ты что? Давай быстрей, посмотрю, как твоя учительница
стряпать умеет. Она откусывает кусочек, морщится и говорит
отцу : - Саш, а чего это каралик твоей махоркой пахнет?
Мать спрыгивает с печки , подбегает ко мне и выворачивает карманы.
 -Ах, ты, паразит! Откуда у тебя табак в кармане?
Кое-как выкрутился. Врал напропалую:
  - Это Генка Остапенко, гад. Мам, он специально мне сыпнул,
что бы ты мне бельевой верёвкой надавала.
Мы с Генкой дрались каждый день по нескольку раз. Ногти
всегда длинные, как полосонет, так рубашка на мне в клочья.
От матери за это частенько попадало. Поэтому про табак она
и поверила, а батя , конечно, не очень, но промолчал.
     Вы, наверное, просекли, что я немного отвлёкся от темы.
Вот так всегда. Начнёшь об одном, а мысли набегают одна
на другую, и чёрте что выходит. Ага. Так вот , лежим в канаве.
Табачком запаслись, газета есть, спички. Свернули по толстой
самокрутке и прикурили…
   Горло и лёгкие обожгло, как кипятком, в голове тупо зазвенело,
и желудки стало выворачивать наизнанку. Мы корчились от
страшной боли, плакали. И вдруг над нами раздался голос отца:
   - Что, сопляки, мужиками захотели стать? Ну как, вкусно ?
Щас  ещё вкуснее будет!
   Мы со страхом смотрели на него и на солдатский ремень в руках.
Не говоря больше ни слова, он ремнём врезает каждому из нас
по два раза по задницам и, плюнув, уходит. Мужики в деревне
долго ржали: - Гля, яки, маленьки, а уже солдаты, на ж…х звёзды
отпечатались.
   И закурил я после этого , только когда мне было почти двадцать
лет. Вот что значит отцовское правильное «звёздочно-ремённое»
воспитание безо всяких демократических слюней и соплей.
    Да и то как закурил? Поехали на первом курсе института в совхоз
на уборку и аж почти до Монголии. Сентябрь месяц, в группе
почти все степняки. Одеты абы как: курточки, кеды, трикушки.
Редко у кого сапоги и фуфайки. И жизнь стала сразу учить уму-разуму. В сентябре в горах уже холодно, а в высокогорье и
подавно. На перевалах стало нестерпимо холодать, и пошёл снег.
  Все сникли, никаких шуток и песен. Так бы и позамерзали, если
если бы не «грачи». Да при чём здесь птицы!
   Пусть ребята с Кавказа и Средней Азии простят за сравнение.
Но если бы не эти черноволосые парни, что оказались вместе
с нами в машине, я не писал бы эти строчки, точно говорю.Видя,
что мы замнрзаем, они открыли большую бутыль, оплетённую
лозой и стали наливать по кружке своей водки – чачи. Ох, и
классная штука, она-то и спасла от погибели будущих учителей.
Что интересно, пили и девчонки.
   И после чачи закурили все. Только я и Юрка Большаков нет.
До этого нет, а после чачи закурили и мы. И стали курящими.
      И курил я долго. Фу ты , какая прелесть! Нужно какой-то
сценарий написать к празднику или Муза посетит пачка сигарет
и кофе. Кайф до утра. А утром во рту будто стадо коров прошло,
в голове – как после недельной беспробудной пьянки. И жуткий
кашель до слёз, жёлтые от никотина пальцы, потливость и до слёз
жуткий кашель и дыхание со всхлипами и храпами.      
    И попадись же мне книжка « Курение и рак», да с такими
классными рисунками. Лёгкие и печень во всей красе. Как они,
родимые , у заядлых курильщиков темнеют, темнеют, становятся,
как тряпки с дырками.  Картина  В общем, картина не для слабаков
со слабыми нервами. Смотрю и представляю, какая помойка
образуется у курящего внутри. А если это девушка или женщина,
а им рожать? А они курящие. Б-р-р…
    И приезжают же к нам в район двое людей , мужчина и женщина,
для того, чтобы отучить мужиков от курения всего за 10 дней.
Ну решил попробовать и я, вдруг получится. Во-первых, самому
надоело, во-вторых, дома недовольны, в-третьих, накладно в деньгах
Я вот сегодня подсчитал, так  на курево нужно 25-30 тысяч рублей.
Двадцать пять лет назад тоже было не хило. Как отучали от
от курения, если по-честному, не понравилось. Десять дней подряд
лекции, а на вечер задание: записать в дневник, что ты подумал
о сигаретах, когда проснулся, сколько затяжек сделал за день.
Ну , в общем, всякая фигня. И надо, мол, каждый день на 20-30
затяжек делать меньше. Выходило, что настоящий курильщик
мог бросить курить за три- четыре месяца. Чувствую, что такая
система не по мне. Спрашиваю  лектора:
   -Так мы на писателей учимся или курить бросаем? Быстро это
как можно сделать?
   - А вы вечером, когда темно станет, выйдите на улицу, завяжите
плотно глаза и закурите. Завтра нам расскажите, что было.
    Если бы этот доктор хренов был рядом со мной, когда я старался
претворить в жизнь его совет, точно убил бы яйцеголового.
Выхожу в темноте на улицу, даже смешно стало: зачем глаза
завязывать- и так ничего не видно? Да ладно, надо, значит надо-
завязал. Закурил. И тут началось. В глазах всё закружилось,
завертелось, ноги подкосились, и упал подопытный кролик на
мать- сырую землю. Ну всё , думаю, пришёл мой конец. Сердце
выпрыгивало из груди, лёгкие, казалось, лопнут на части и, даже
спина стремилась вылезти наружу через горло. Моментально
вспомнилось всё прочитанное про фашистские пытки и застенки
гестаповские.
    На следующее утро лектор, улыбаясь, спросил : - Ну как,
практика лучше теории? И засмеялся.
Может мы такие глупые попались, или у наших лекторов не до
конца что-то с методикой отработано, но бросили окончательно
дымить 3-4 человека из 60 слушателей, на остальных не подейство-
вало. Чего уж тут. Если лектор не смог отучить своего родного
отца. Но решение прекратиь вредить своему здоровью всё-таки
созрело, и решил сделать я это по своей методе.
       В большие праздники люди что делают? Правильно, гуляют,
и гуляют по-большому. А значит, пьют.  Так вот пей же ты
что-нибудь одно, не делай в желудке коктейль. Легко говорить
это тем, кто может. Ну а если нравится водочку запивать пивком
холодненьким, тем более брагой. Чуете, к чему клоню?   Нет?
Сейчас поймёте
      Представляете, что творится в голове после такого застолья
праздничного? Нет? Ну вы и счастливцы. На этом-то и была
построена моя метода по бросанию  курить. Патента, правда, на неё
нет. А жаль. Как в народе говорят, ближе к телу. Два месяца почти
настраиваю себя  и домочадцев , что скоро брошу курить. Все
подхихикивают, не верят. Пусть их. Главное самому поверить.
            Как получилось с обливанием ? Тоже не верили. А я взял
и начал. Более тридцати пяти лет, каждый день, в любую погоду.
Сумел же? Сумел. Думаете легко в сорок градусов мороза
голому на снегу босиком, и ведро ледяной воды на себя? Какой-то
никотин сильней ледяной воды? Дудки. Это кони от него дохнут,
а я не стану.
       Итак, начнём. 31 декабря 1992 года. Праздничный новогодний
вечер. Чуть-чуть шампанского для разгона, а потом «Кровавая
Мэри» .Вы не пили «Кровавую Мэри» ? Зря, отличный напиток.
Полстакана водки, затем туда льётся, но обязательно по лезвию
ножа, томатный сок. Почему по лезвию, чтобы водка с соком
не смешивалась. И дёшево, и сердито. В стакане двухслойный
напиток , и не надо закуски. Отменная вещь, рекомендую,
     Только для моей  методы этого мало. Придётся ставить на кон
«Белого медведя». Это уже серьёзно. Применяется, когда мужика
свалить окончательно и вывести его из строя на несколько дней.
А мне это и надо. Как делается? Да ничего сложного. Всё тот же
стакан или фужер. Наливаем на одну треть водки, можно спирта,
столько же коньяка, а сверху шампанского. Вот когда младшая
дочь родилась, никак не мог гостей ублажить. Как дал им этого
«Белого медведя» , сразу легли все наповал, кто где мог.
      Попробую на себе, залпом выпиваю, и что? Отключаюсь
через несколько минут. Запах табака после праздничных столов
не выносил на дух по нескольку дней. На этом и была построена
моя задумка.
   Проходит четыре дня – желания закурить нет, а перед глазами
бедная лошадь после грамма никотина. Вот  наступил праздник
Рождества Христова. С соседом Ермилычем  понемногу, чуть-чуть
причастились. Он всё подначивает – курни, да курни. Нет, нет,
не поддался. Выдержал. Во сне, конечно, снится, что курю.
Да и как не будет сниться. Выйдешь на улицу, а там 70% курящих
мужиков, да плюс 30% женщин.Самое интересное – все эти дни
в кармане пачка сигарет лежала. Потрогаю руками – на месте,
и вроде спокойнее станет. И вот наступил момент истины.
     На одиннадцатый день прихожу на работу и вижу Валеру
с сигаретой во рту. Увидел меня , заблеял что-то в оправдание.
  - Слабак, ты , Валерка. Что кишка тонка, не выдержал?
- Не получается у меня так резко. Три штуки в день выкуриваю,
но гадом буду – брошу.
     Мы с ним вместе бросили, и в сказку, что ему трёх на день
хватает, конечно, не поверил. Асам думаю, дай – ка себя проверю.
Вижу в фойе мужик около окна стоит, подхожу, протягиваю
сигарету: - Подкури, пожалуйста, испытание провожу.
  Он смотрит на меня как на немного прибабахнутого, но берёт
и прикуривает, отдаёт мне. Икак всегда некстати слова поэта
Маяковского в сознании – бац:
  « Беру , как бомбу, беру, как ежа, как бритву обоюдоострую,
беру, как гремучую в двадцать жал змею двуххметроворостую».
И ещё подумалось: сейчас что-то будет. И было, было. Хорошо,
что никто не видел. Сигарета не доплыла до моего рта
сантиметров десять , как страшный приступ  тошноты потряс
весь организм, ноги подкосились и я стал падать. Хорошо, мужик
этот успел подхватить.
      Несколько лет подряд друзья зубоскалили: - Александрыч,
сколько дней не куришь?
И удивлялись, когда я, подумав 5-10 секунд, весело  отвечал:
 -727, 1634, а сегодня-9875.
  - Как ты можешь так быстро? –недоумевают они?
Объясняю, что арифметика проста: не курю с первого января,
в году 365 дней. Прибавляй и всё. Скоро десять тысяч дней
исполнится жизни без никотина. Это такой кайф. Ни хрипов,
ни ни храпов, ни одышки, сердце, как у моей «Мазды» мотор,
работает мощно и надёжно.
      И надо было всего ничего : « Кровавая Мэри», «Белый
медведь», мёртвая лошадь с сигаретой в зубах на картинке,
и очень сильно захотеть доказать, что ты чего-то стоишь.
     Правда, методика немного странновата, не находите ?
                ДА  УЖ  КАКАЯ  ЕСТЬ !