Скорее чугун

Владимир Калуцкий
6 октября - 115 лет со дня рождения Николая Островского.
...
Помню школьные годы, когда имя Николая Островского произновилось с придыханием. Книга "Как закалялась сталь" почиталась выше "Букеваря". Портрет Островского висел в школьном коридоре, в ряду портретов классиков, между Чеховым и Шолоховым.
Нас учили, что "жить надо так, чтобы умирая, ты мог сказать : всю свою жизнь я отдал самому главному - борьбе за освобождение человечества".
И Совесткий Союз, как нас учили, и был страной отвоеванной Островским свободы человечества.
Но мне уже тогда такая свобода не очень нравилась. Мне уже тогда казалось, что какая-то она выборочная. Я не видел разницы между страной тотальной несвободы ,фашистской Германией с Гитлером, убившим моего одного деда, и собственной свободной страной со Сталиным, убившим второго моего деда. А ведь оба они - я говорю о дЕдах - равно почитали Островского. Так где разница между свободой и несвободой?
Так получилось, что сначала я увидел фильм по книге "Как закалялась сталь", с Василием Лановым. Он там играл так, словно вылезал из кожи Павки Корчагина. Эти блестящие сабли, эти перекошенные в атаке коннной лавы лица - всё это было черезчур.
А когда я внимательно прочел книгу - появился главный вопрос: а зачем?
Вот один из ключевых эпизодов. Молодёжь героически пилит лес на дрова, чтобы обеспечитть замерзающй Киев.
Это подается как пример комсомольского самопожервования. Но ведь столетиями до кгомсомольцев Киев нормально снабжался дровами и не мёрз. Это ведь они, Павка с красноармейцами, сначала разрушили пути подвоза и хозяйственные связи, обрекли город на холодрыгу - а потом героически кинулись его спасать.
И возниаает вопрос: ребята, а кто вас просил сносить страну "до основания"? Чтобы затем - что? Дать возможность Сталину убить моего деда точно так же, как и Гитлеру?!
Пример Николая Островского - это пример циничного использования юношеского максимализма взрослыми дядями..Комсомольцы Ленина - это хунвэйбины Мао. У них ещё нет головы, но в руках уже винитовка. И стреляет она во все стороны. И главная жертва их упоения в бою - они сами.
Это страшая книга - "Как закалялась сталь". Это книга, написанная рукой Смерти.Книга о том, как убить себя и утянуть за собой в могилу массы. Если и есть там живые страницы - так это те, где в тесто попу нысыпается табак. Ровно то место, до которого Павка Корчагин ещё мог остаться нормальным человеком.Да и с художественнной стороны литература в книге - тоже лишь до этого же места.
А дальше - плакат.