Цвет. 90 шедевров. Жёлтый!

Серж Пьетро
     В нашей жизни есть одна единственная краска: как на палитре художника – придающая смысл жизни и искусству. Это краска любви.
   /Марк (Моисей) Захарович Шагал (1887, Белоруссия - 1985, Франция) –  русский и французский художник. Помимо графики и живописи занимался также сценографией. Один из  самых  известных  представителей художественного  авангарда  XX века./

   Жёлтый цвет –
Один из основных, дающий начало всей цветовой гамме цветов.
Цвет света и жизни, солнечный свет!
Он считается  прекрасным!
Жёлтый появился в палеолитической живописи почти бок о бок с красным.
     Это, конечно же, охра, используемая в изображениях всё тех же бизонов, лошадей и оленей.
В Египте жёлтый  цвет символизировал всё вечное и несокрушимое,
Плотно ассоциируемое с золотом и Солнцем - множество поколений!
В украшениях египетских фараонов   жёлтый часто сочетался с синим –
Цветом ночи явлений.
   В художественный обиход западно-европейского искусства жёлтый цвет,
Как один из древнейших  и наиболее естественных цветов,
Широко вошёл в границах XII- XIII веков,
   Но жёлтый был известен и в античности.
Вершиной мастерства Фидия были его хризоэлефатинные статуи,
Которыми и ныне гордится планета  -
Афины Парфенос и Зевса Олимпийского (одно из семи чудес света),
Скульптуры декорированы слоновой костью и золотом - уникальны по природе.
Солнечное сияние света выразилось именно в золоте.
   В мозаиках христианской Византии чрезвычайно важен золотой фон –
Символ небесного града – рая, Небесного Иерусалима и божественного  сияния,
Цвет нимбов святых и символ царского достоинства, славы после смерти, знак чистоты.
   Также и в русской иконописи золотой и жёлтый цвета –
метафора вечности и благодати - Божьего присутствия, небесного света!
  Жёлтый цвет вызывает самые естественные ассоциации, влекущие чувств расцвести:
Цвет Солнца, золотой роскоши, сияния и радости!
Но также представляется цветом предательства - (Жёлтые цветы в «Мастере и Маргарите»),
Лжи («жёлтая пресса» в наши дни),
Позора (жёлтые звёзды на одеждах евреев в период фашистской оккупации)
И болезни.
   В Китае жёлтый – императорский цвет,
   В Индии он символизирует жизнь, истину, бессмертие - множество тысяч лет.
   У постимпрессионистов, в первую очередь у Ван Гога и Гогена, жёлтый выходит на передний план.
   У Ван Гога ассоциируется с болезненностью «Жёлтого дома»
И душевной болезнью в цикле «Подсолнухи» - почти как разные солнца Италии,
У Гогена – в картине «Таитянские пасторали» -
Как будто передаёт напоённые Солнцем таитянские реалии.
   А Василий Кандинский создаёт сценическую композицию «Жёлтый звук» -
С идеей «синтеза искусств» в ощущаемом чувстве.
Понятие «жёлтое» находится в центре теоретической разработки его книги «О духовном в искусстве».
Оно составляет «первый великий контраст» в паре с синим цветом.
Жёлтое – теплота, обращённость к зрителю,
Синее – холодность, направленность от зрителя, увлечённого светом.

_________
/Автор первичного текста о цвете  - Динара Дубровская./