Библиотека планета детства

Яна Абдеева
«Меня не интересует, почему «нет»,
меня интересует, что вы сделали, чтобы было «да».
/ «Москва слезам не верит»/

«Мы должны активизировать работу
по продвижению чтения еще с детсадовского возраста
 и со школьной скамьи, активно рекламировать свои услуги».
/Л. Н. Тыртышная, директор Центральной районной библиотеки села Явленки Есильского района Северо-Казахстанской области/

Часто мы сетуем, что население мало читает. И объясняем это недостатком книжных магазинов, слабостью фонда библиотек. Жалуемся на плохое финансирование, невнимание властей и т.д. Но всегда ли уровень чтения зависит от этих причин? Ведь о проблеме падения интереса к чтению говорят и в высокоразвитых государствах, как США, Великобритания, Франция. Каковы же истинные причины снижения интереса к чтению и что можем сделать мы, сотрудники Восточно-Казахстанской областной библиотеки им. А. С. Пушкина для их устранения? Хотелось бы  поделиться своим видением данной проблемы, и как мы пытаемся ее преодолеть.
Чтение без границ?
Итак, обо всем по порядку. Недостаток книжных магазинов. Сегодня это можно восполнить через Интернет, изучая книжный рынок в Сети, посещая книжные ярмарки. В нашем городе на 330 тыс. жителей всего три книжных магазина и каждый из них старается отслеживать и удовлетворять спрос населения на книжную продукцию. В свою очередь, и мы активно сотрудничаем с ними, делая целевые заказы, в том числе на издания, которые находим в Сети.
«Несмотря на увеличение выпуска книжной продукции в республике, необходимо признать, что читательская культура у нас в стране достаточно низкая, - отмечает Ж. Т. Сейдуманов, директор Национальной государственной книжной палаты РК, в своей работе «Книгоиздание, книгораспространение и проблемы чтения в Казахстане». - Снижение интереса к чтению – это общемировая тенденция, обусловленная бурным развитием новых технологий и индустрии развлечений». К сожалению, приходится, хотя бы отчасти, согласиться с данным печальным фактом. Тема нашей сегодняшней встречи – детское чтение и связанные с этим проблемы и возможности.
«Можно долго рассуждать о состоянии материальной базы, проблемах комплектования, но ведь читатели все равно есть, вот они, девчонки и мальчишки, поджидающие библиотекаря у дверей, задающие кучу разных вопросов, - констатирует заведующая научно-методическим отделом ГУ «Костанайская областная библиотека для детей и юношества им. И. Алтынсарина» С. В. Сушкова в статье «Библиотекарь: профессия или призвание?!». – И есть мы, библиотекари, которые пытаются найти ответы на их постоянные «почему, когда, зачем». Зачем же они идут в библиотеку, расположенную в старом доме или  в бывшем клубе, имеющую компьютеры или чуть сохранившую тепло печки…? Скорее всего, идут «на библиотекаря», который совершенно отличается от окружающих его взрослых, библиотекарь – не мама с папой, которые, в силу загруженности проблемами, отмахнутся от ребенка или быстренько ответят на заданный вопрос, не учитель, который укажет – еще маленький рассуждать на такие темы или все неправильно, иди, выучи еще. У библиотекаря на все хватает времени: поговорить и выслушать ребенка, подготовить мероприятие, расставить фонд, написать статью в газету… В библиотеку приходят совершенно разные дети и подростки, выросшие в разных семьях, имеющих различный достаток… Постоянными беседами, индивидуальными формами прививается интерес к книге, и случается это не в ходе проведенного мероприятия, а именно при личном общении».
И это действительно  так! А что у нас?

«Человек читающий»

Как известно, театр начинается с вешалки, а культура чтения - с входа в библиотеку. Кто и как встречает посетителя? Насколько комфортно чувствует он себя в библиотеке? Сочтет ли он нужным прийти еще и еще раз? Станет ли он нашим читателем? Эти вопросы не раз задавали мы себе, и каждый раз искали новые пути их решения. Поэтому, открывая дверь библиотеки, гость «натыкается» на «Забор-газету» с мнениями читателей о любимых книгах, или увидит анонс-стенд с самыми актуальными сведениями библиотеки. Мы  предельно внимательны к первой стадии пребывания посетителя в библиотеке и тщательно инструктируем сотрудников Сектора регистрации. И не случайно, ведь именно здесь пользователи получают самые первые впечатления от общения с библиотекарем. Каждому новому читателю предлагается экскурсия по библиотеке, которая знакомит его с отделами и информационными возможностями библиотеки. Сотрудники Отдела развития библиотеки, в компетенцию которых входит организация связей с общественностью, курируют работу Сектора регистрации и снабжают его всевозможной рекламной продукцией.
Именно чтение хорошей книги развивает нравственность и формирует культурный иммунитет личности. Поэтому была разработана целевая программа «Человек читающий». Программа построена на организации инновационных массовых программ для различных категорий населения с использованием эффективных форм работы. Предварительно мы изучали международный опыт, творчески преломляли его в своих реалиях.
Сегодня мы воплощаем нашу программу и уже имеем хорошие наработки. Это  впервые проведенная 5 лет назад акция «Читаем с пеленок» - вручение читательского билета новорожденным, библиокараваны «Время читать» и «Traveling Collectoin или Путешествующая коллекция», громкие чтения сказок «В стране сказок» и «Час сказки с Мэри» на английском языке, Дни краеведческих изданий и юбилейные чтения произведений писателей-земляков, онлайн-дискуссии с книголюбами Казахстана и стран СНГ, фотоконкурс «Портрет читающего человека» и т.д. У нас даже есть Книга рекордов читателей библиотеки с номинациями «Самый юный», «Самый преданный», «Самый почитаемый», «Самая читающая семья» и, наконец, «Суперчитатель».
И, конечно, наша библиотека внедряет полиязычное обучение на четырех языках – на казахском, английском, немецком и французском, о котором говорил Глава государства в своем Послании. Мы используем мировой опыт лучших иностранных педагогов. У нас читают лекции зарубежные преподаватели. Американский культурный Центр при Пушкинке предлагает занимательные курсы английского языка для детей. Наша задача – развить у ребят интерес к обучению и любовь к изучению английского языка, культуре и традициям других стран. Процесс этот, конечно, нелегкий, но очень увлекательный. Есть много способов изучать языки и узнавать мир. И наша библиотека всегда готова использовать эти возможности.
Восточно-Казахстанская областная библиотека им. А. С. Пушкина всегда открыта для пользователей, и мы стараемся вносить инновационный подход в традиционно устоявшиеся формы библиотечной работы. Проводимые регулярно в нашей библиотеке Дни открытых дверей радуют посетителей всех возрастов. В прошлом году,  подчеркивают наши сотрудники Е. Н. Костюк и И. В. Налетова в своей статье «День открытых дверей в областной библиотеке», «для самых маленьких гостей были представлены работы кружков  «Бумажная фантазия» и «Веселый клубок». Сколько восторгов и восхищения вызвали поделки ребят! Дети побывали в доброй стране сказок. Каждая остановка волшебного путешествия была наполнена играми, викторинами, загадками. Это путешествие подарило много радости нашим маленьким гостям. Ведь только в сказке происходят чудеса и волшебные превращения!»
В свое время один из читателей, будучи младшим подростком, высказался следующим образом: «Библиотека – это единственное место, где можно жить!»  Приятно, конечно…

«Место, где можно жить»

Детский сектор, существующий при нашей библиотеке почти 15 лет, – это, пожалуй, единственное доступное каждому ребенку учреждение культуры, куда может прийти любой, независимо от социального статуса и своих материальных возможностей. «И чем больше детей мы привлечем в библиотеку и заинтересуем хорошей книгой, музыкой, фильмом, «оторвав» их от искушений улицы, компьютера, тем ценнее будет наш труд», - с этим утверждением нашего сотрудника С. Т. Шингалиевой трудно не согласиться.
В Детском секторе очень уютно, есть уголок с детской мебелью, развивающими играми, имеется игровая летняя площадка. Во время летних каникул младшие школьники приходят в библиотеку на интересные познавательные занятия. Знакомство с книжками проводится в занимательной форме: громкие чтения и вопросы героям книг, беседы со сказочными или литературными персонажами. В результате еженедельных занятий в библиотеке дети становятся более сообразительными, находчивыми, у них появляется интерес к чтению, развивается речь. Специальная программа разработана для занятий с учебными классами, в помощь учителям в развитии учебной программы.
Для полноценного досуга детей в библиотеке работают кружки и клубы разных направлений. Проводятся чтения книг с обсуждением, занятия по развитию речи, литературные инсценировки в клубе «Почитай-ка» и кукольные театрализованные представления, которые ведутся на трех языках. В клубе «Волшебные фигурки» ребята с увлечением мастерят интересные сувениры из соленого теста. В кружке «Бумажная фантазия» изготавливают разнообразные поделки из бумаги. Бесплатные компьютерные курсы посещают ребята, не имеющие дома компьютера. Они обучаются по специально разработанной программе «Безопасный интернет». Дети получают здесь информационную и правовую поддержку, с удовольствием проводят в компьютерном клубе свое свободное время. Эти занятия посещают и их родители.

Нарисуй, как пахнет мокрая трава
И о чем мечтают в море острова…
Все мы видим мир по-разному чуть-чуть,
И, рисуя, ты об этом не забудь!
                /А. Зацепин, Л. Дербенев/
Уже почти год под руководством одного из авторов этих строк у нас работает кружок рисования  под названием «Разноцветная палитра». Первое занятие состоялось 13 октября 2012 года. И самый первый вопрос, на который предстояло ответить юным художникам от 5 до 9 лет, был такой – «Какого цвета осень?». А вправду, какая она? «Желтая… Зеленая…»  - для Женисовой Жанерке и Поповой Вики.  «Оранжевая…» - для Ануарбековой Ботагоз и Мукашева Амира. «Золотая» - для Заковряшина Даниила. А для Ануарбекова Мухаммеда она разноцветная! Начав с простого – рисования по трафаретикам и раскрашивания цветными карандашами осенних листьев и грибов, ребята перешли к изображению лесных зверюшек…Час пролетел незаметно.  Темой  нашей следующей встречи – 21 октября – стали  любимые сказки и сказочные герои. Рисуем мы с увлечением…. Темы – от «Путешествия в Африку» и «Кто в море живет» до животных далекого Севера и изготовления картонажа на елку.  Ребята изображают своих собственных сказочных героев и придумывают им имена.  Ко Дню Космонавтики была организована красочная выставка рисунков, аппликаций и поделок под названием «Космическое будущее», посвященная юбилею полета В. В. Терешковой, а к 8 марта все желающие представили портреты мам.
23 декабря для юных читателей Пушкинки прошел традиционный новогодний утренник. Костюмированный праздник порадовал и малышей и их родителей. Игры, конкурсы, песни, танцы... Утренник получился шумным и интересным. Ребята на ура справились с веселыми заданиями от Деда Мороза и Снегурочки и получили желанные праздничные подарки. Родители умилялись, глядя на своих чад. Подбадривали их восклицаниями и аплодисментами. Все получили массу положительных эмоций и огромный заряд новогоднего настроения!


В те дни мы в войну не играли –
Мы просто дышали войной…

Май месяц у нас традиционно проходит под знаком Великой Победы. Да, нынешние дети, к счастью, слабо представляют себе, что такое война. Сказываются почти семь десятков лет спокойной мирной жизни.  Но память о тех героических днях жива и нетленна. В годы Великой Отечественной войны тысячи детей были вывезены с опасных территорий боевых  действий. Здесь у нас в Казахстане многие из них нашли свою вторую родину. Юных кадетов из 3 «К» школы №4 г. Усть-Каменогорска привлекла более чем серьезная тема - «Маленькие герои Великой Войны». Порадовало то, что ребята по ходу мероприятия старались поделиться семейными воспоминаниями – у кого-то прадедушка побывал в плену у фашистов, у кого-то прабабушка работала в тылу, а один мальчик рассказал, как его прадедушка, вернувшись с фронта раненым, прожил еще 10 лет. Одним из ключевых моментов встречи стало отношение к хлебу, поскольку речь шла о блокаде Ленинграда. Ребята рассказали о том, как наблюдали, мягко говоря, неуважительное отношение к хлебу некоторых сверстников. Тут, конечно, сложно винить детей – видимо, в семьях не принято было рассказывать о тяготах войны. Большое впечатление произвел рассказ ведущей, упомянувшей песню Эдиты Станиславовны Пьехи о Хлебе – «Четыре пайка блокадных» и дневник Тани Савичевой. Понравилась ребятам и выставка «Что мы знаем о Войне», где те, кто уже стали нашими читателями, смогли выбрать себе книгу по душе. Живейшим дополнением стала демонстрация фильма известного узбекского режиссера Шухрата Аббасова «Ты не сирота», посвященного подвигу семьи Шамахмудовых, усыновившей в годы Великой Отечественной войны 15 детей-сирот разных национальностей и ставшей символом милосердия и гуманизма узбекского народа.

Время новых героев: приглашаем в Школу Волшебства!
"В Хогвардсе было 142 лестницы…
Были лестницы, которые в пятницу
приводили Гарри совсем не туда,
куда вели в четверг…"
/Дж. К. Роулинг/
Да-да, именно так! 16 мая медиа-встреча из цикла "Молодежь и книга" превратилась в настоящий урок в Школе Волшебства.
Нашим давним друзьям – четвероклассникам из физико-математического лицея № 25 - для начала предлагалось вспомнить ВСЕ (!!!) семь томов эпопеи про Гарри Поттера. Правильным ответам на вопросы волшебной викторины отчасти способствовал фрагментарный показ отрывков из полюбившегося ребятам фильма. "Кто охранял философский камень в запретном коридоре школы?", "Для чего волшебникам нужны были совы?", "Каким заклинанием открывался тайный ход в Сладкое Королевство?" и, самое главное, для чего нам нужны такие книги и фильмы? Какую потайную дверцу они открывают? Вот такие вопросы предлагались нашим юным гостям. Да, действительно, подсознательно человек тянется к более глубокому пласту реальности, желая понять силы, действующие за видимой глазу картиной. К сожалению, у огромного числа взрослых отмирает (или засыпает?) эта потребность, погребенная под грузом чужих, навязанных социумом проблем. А ребенок открыт всему новому… Кроме творчества госпожи Роулинг, ребята познакомились с Артемисом Фаулом – героем ирландского писателя Йона Колфера, внучкой алхимика Ниной из сказочных повестей итальянки Муни Витчер, "пушистым фэнтези" англичанина Брайана Джейкса… В послании из Школы Волшебства сказано, что поезд в сказочный мир отправляется с платформы номер девять и три четверти – нужно лишь пройти сквозь барьер, разделяющий девятую и десятую платформы. Что ж, будем учиться преодолевать барьеры вместе!

«Праздник солнечного детства»

«Библиолето - 2012» в Пушкинке открыл 1 июня «Праздник солнечного детства». Его гостями стали воспитанники Левобережного детского дома, Детской деревни и интерната им. Н.К. Крупской. Их знакомство с Библиоцарством началось с увлекательного путешествия по залам библиотеки.
Затем ребят пригласили в гости к сказке актеры ВК областного драмтеатра им. Жамбыла. В спектакле по мотивам старинной народной сказки "Волк и два козлёнка", добро, как водится, победило зло. Сам же волк предстал перед детьми не серым злым разбойником, а добрым и верным другом.
Марафон чудес продолжился на площадке перед библиотекой, где гидом наших маленьких гостей стал забавный клоун. С помощью волшебного Цветика-Семицветика на «неведомых дорожках» ребята  встретили любимых сказочных героев. Красная Шапочка устроила весёлый конкурс, а Фея выполнила заветные желания юных путешественников. Вместе они перехитрили плутоватых Кота Базилио и Лису Алису, победили коварную  Бабу-Ягу и познакомились с Великой Пираткой, приняли музыкальные поздравления наших постоянных читателей и блеснули своими талантами.
Заслуженной наградой для отважных библиооткрывателей стали яркие игрушки и сувениры. Ну, а на сладкое – напитки, вкусные лакомства и мороженое от наших спонсоров. Проявили человеческое участие и оказали материальную поддержку детям-сиротам наши земляки - сотрудники ТОО "Ульбинский металлургический завод", ТК "Император", фирмы "Эмиль", ИП "Мусин", ТОО "Центральный рынок".
1 июня в библиотеке прошёл и Турнир юных шахматистов. Для маленьких участников он стал первым серьёзным испытанием. Ни для кого не секрет, что шахматы способствуют всестороннему и гармоничному развитию личности. И целью соревнований был не только поиск наиболее одарённых ребят, но и в популяризация этой интеллектуальной игры среди школьников.
В шахматных баталиях участвовало 3 команды. Все юные спортсмены проявили аналитические способности, обрели уверенность в собственных силах, а первое место в нелёгкой борьбе завоевал ученик 5 класса Областной специализированной школы-лицея для детей, одарённых в области математики, физики, информатики, Миша Сидорин. Организаторы турнира – члены шахматного клуба Пушкинки и его руководитель Кайдаров Е.К. – считают, что этот древний вид борьбы интеллектов может помочь нам вырастить новое поколение казахстанцев, от которых зависит будущее «умной экономики». Ведь жизнь - это большая шахматная доска, где от выбора стратегии зависит не только успех личности, но и благополучие страны.
В первый день лета состоялась и презентация Летнего читального зала, гостем которого может стать любой прохожий, желающий окунуться в мир детства - полистать журналы «GEOленок», «Почитайка», «Мурзилка», «Умняшка», «Винни и его друзья», почитать увлекательные книжки, сыграть в шахматы, шашки или другие настольные игры.
Ко  Дню защиты детей Отдел обслуживания читателей подготовил красочные выставки детской литературы – книжек и журналов, энциклопедий и газет. К оформлению выставочных стендов приложили силы и участники библиотечных клубов. Их рисунки, плакаты и фотографии стали настоящим украшением праздника.
Отрадно, что эта акция стала цепочкой человеческого добра, которая соединяет неравнодушных и милосердных людей, малышей и взрослых, а центр притяжения их сердец - библиотека.
Скучать нашим маленьким питомцам некогда - чтобы лето прошло не только весело, но и интересно, с пользой, в нынешнем году мы решили объявить конкурс на самый интересный и красочно оформленный летний кроссворд. Победители этого конкурса определялись ежемесячно: в июне,  июле и августе. А 29 мая прошла общегородская акция "Читающий Усть-Каменогорск", которая приглашала всех усть каменогорцев и гостей города читать – читать вместе, читать всегда, читать везде. "Открывая книгу – открываешь мир!" – таков девиз Акции и не важно, печатная или электронная книга, главное, чтобы она образовывала нас, развивала наши возможности, вдохновляла на добрые дела и яркие открытия.
Безусловно, есть еще много способов, позволяющих формировать культуру чтения. Чтобы найти их, нам надо анализировать и вносить креатив в традиционные, уже оправдавшие себя способы продвижения книги. Надо изучать опыт коллег и приобретать новые знания. Надо нам самим стараться больше читать и умело владеть словом, чтобы формировать в общественном сознании мысль «человек успешный – человек читающий!».
Есть Вечное начало, откуда каждый человек начинает свой жизненный путь. Чтение – начало духовного пути,  и поэтому важно, что и как читать. А способов для этого множество….