К. В

Юрий Фейдеров
КВ – самый мощный танк начала Великой Отечественной Войны.  С непробиваемой бронёй он стал символом стойкости нашего народа. Но я не о танке.
Как я говорил в предыдущем рассказе, я пришёл из НИИ на работу в Проектную контору. Здесь я и услыхал это сочетание букв, которое у меня ассоциировалось с танком. Сначала я не мог понять о ком идёт речь, но буквосочетание, так часто встречающееся в речи моих новых сотрудников, оказалось секретарём начальника конторы.

Но это была не обыкновенная секретарша, молодая, вертлявая, исполняющая поручения начальника, для которой это место лишь временная отсидка перед «скачком» в большую жизнь.  Нет. Это была СЕКРЕТАРЬ!  Среднего роста женщина, но крупная, почти квадратная, малоподвижная, с трудом переставляющая ноги, похожая на черепаху «Тортиллу».  Такой застал её я.

Но она не всегда была такой. Пришла она в контору из Горжилуправления, после ухода на пенсию. А до этого она, ветеран, прошедшая фронт отечественной войны, успела поработать «в партийных и советских органах», так тогда говорили. Она знала всё руководство города, знали и её. Поэтому, когда начальник конторы взял её к себе на работу, он не занимался благотворительностью. Хотя и это присутствовало. Она была одинокой женщиной, без семьи. И её, ещё крепкую и энергичную, с большим опытом в организации работы, умении руководить людьми, начальник конторы взял себе в помощницы, и не пожалел. Она не редко брала на себя его функции и с не меньшим успехом справлялась с ними, чем он сам. В его отсутствие она решала все вопросы, давала нужные указания и все подчинялись ей. Тогда не было мобильных телефонов, и дозвониться до начальника конторы было невозможно, если он сидел на многочасовом заседании в Облисполкоме, или по три четыре часа дожидался приёма у кабинета большого начальника. А решения надо было принимать иногда срочно.

Когда молодой архитектор, только взятый на работу, презрительно высказался в её адрес в ответ на её указания, к вечеру он уже не работал.
Её уважали и любили. Она была доброй и отзывчивой.  Помогала оформлять документы в районных и городских исполкомах и профкомах, «пробивать» путёвки, «доставала» билеты в театры, поезда, на самолёты, что в советские времена было дефицитом.
Когда я пришёл работать в контору, она уже часто болела. Её навещали, помогали с продуктами уборкой в комнате. Жила она в «сталинке», в хорошей квартире.
Умерла сразу, от остановки сердца. Она никогда не закрывала квартиру, понимая, что всякре может случиться с ней, поэтому утром её обнаружила соседка. Она и позвонила начальнику конторы.

Квартиру переоформили нуждающейся семье. Когда вывозили старую мебель, обнаружили сберегательную книжку, на которой было три сотни рублей и в старом рояле, под крышкой с десяток старинных монет, среди которых ценность представляли два серебряных полтинника 1924 года.