Монино. Там вдали за рекой...

Екатерина Ветрова-Монченко
   Синенький деревянный домишко с уютной стеклянной верандой. Небольшой двор. Хозяйская собака Ирка. Память переносит в один из ранних зимних вечеров. Сумерки быстро переходят в ночь. Но совсем не хочется заходить в дом. Я нахожу длинную палку и опираюсь на нее, как на посох. Рядом верная подруга — собака Ирка. Она преданно семенит за мной. А я хожу и хожу вокруг дома кругами и не могу успокоиться после услышанной от мамы песни "Там вдали за рекой".
   Мне 4,5 года. Осознание всего приходит впервые. Детская психика впечатлительна и способна на глубокие эмоциональные переживания. Начинаю петь первый куплет:

Там, вдали за рекой,
Засверкали огни,
В небе ясном заря догорала,
Сотня юных бойцов
Из буденновских войск
На разведку в поля поскакала.

Я пою и смотрю, как в небе зажигаются первые звёздочки. Воображение представляет отряд будённовцев, которые также, как я сейчас, смотрят в небо. Они молча едут на своих лошадях и думают о том, что ждёт их впереди. А мы с Иркой тоже одни во дворе, смелые и мужественные, ничего не боимся. Бродим в темноте и пытаемся понять, что же такое жизнь.

Они ехали долго
В ночной тишине
По широкой украинской степи,
Вдруг вдали у реки
Засверкали штыки:
Это белогвардейские цепи.

И без страха отряд
Поскакал на врага,
Завязалась кровавая битва,
И боец молодой
Вдруг поник головой -
Комсомольское сердце пробито.

   Слёзы выступают из глаз. Бесстрашный молодой боец ранен. Некому помочь ему. Рядом - ни мамы, ни папы, ни бабушки. А со мной рядом сейчас все. Стоит мне только позвать, сразу все прибегут на помощь. Решаю попробовать. Кричу: "Мама". Моментально открывается дверь и выглядывает встревоженная мама. "Ты чего плачешь?" - спрашивает она. Целует меня в розовые, холодные щеки и пытается забрать домой. "Мне будённовца жалко", - говорю я. "Ты про песню? Так это было уже давно. Ещё в гражданскую войну. Сейчас на земле мир. Люди живут дружно и никто не гибнет на войне". "А почему раньше им нужно было воевать?" "Потому что люди жили неправильно". "И боец жил неправильно?" "Нет, боец правильно жил. Он хотел, чтобы ты родилась в свободной стране и была счастлива. Ну, что, пойдешь в дом, а то мне холодно стоять с тобой?" "Нет. Я ещё погуляю немножко". "Недолго. Хорошо?" Продолжаю петь:

Он упал возле ног
Вороного коня,
И закрыл свои карие очи.
Ты, конек вороной,
Передай дорогой,
Что я честно погиб за рабочих.

Там, вдали за рекой,
Уж погасли огни,
В небе ясном заря загоралась.
Капли крови густой,
Из груди молодой
На зеленую травку сбегали.

   Я села в белый, чистый снег и горько зарыдала. Представила, как к родителям будённовца пришёл вороной конь и они поняли, что их сын погиб. Что молодой солдат лежит один в степи и истекает кровью. И нет с ним рядом никого, даже конь ушёл к родителям. Он умирает за правое дело, чтоб я сегодня была счастливой и жила в свободной стране. Слёзы душат меня. Расстроенная Ирка пытается меня успокоить. Она лижет моё солёное от слёз лицо и жалобно скулит. Я впервые в жизни переживаю опыт осознания несправедливости мироустройства с его войнами, смертями, трагедиями. И мне тоже хочется совершить подвиг, как тот будённовец. Чтобы моя жизнь тоже принесла кому-то пользу. Я обнимаю Ирку, и представляю, что это мой конь. Ложусь в снег, превращаясь в раненного бойца. Но тут открывается дверь. Из неё выходят мама и папа. Они бегут ко мне, поднимают на руки и заносят в дом. Ирка остаётся ночевать во дворе и идёт в свою будку. Как хорошо, что сейчас мирное время. А я живу в счастливой стране и никому не нужно умирать. Папа включает "Спокойной ночи, малыши!" И кажется, что этот вечер забывается. Но нет. Он будет всю жизнь готовить душу к поступку. Этот вечер уходит в глубины подсознания для того, чтобы всплывать в памяти всю оставшуюся жизнь. Он формирует душевные принципы, которые потом осознанно побудят меня стать октябрёнком, пионеркой, комсомолкой. А ещё через многие годы именно этот росток побудит меня искать Бога и смысл существующей жизни. Всё из детства. Ничего в жизни не проходит бесследно. Так и этот случай, произошедший со мной в Монино, остался в моём сердце навсегда, как и синенький домик со стеклянной верандой и верной собакой Иркой, слизывающей мне с лица горькие детские слёзы.

Текст песни "Там вдали за рекой" написал Н. Кооль.