19. гулаг музей и театр сатиры. IV

Юрий Игнатюгин
               

    …Мол, коридоры кончаются стенкой,
А тоннели выводят на свет….

    Когда-то, лет пятнадцать назад, я побывал в музее ГУЛАГа. Где-то в переулках Петровки. Музей был крошечный и из одних фотографий,  а новый музей занимает три этажа и очень, как сейчас модно выражаться, интерактивный! То есть тут вам и кино, и карточки по темам развешены на стенах, звуки расстрельных выстрелов и прямо из стен речи Кировых-Кагановичей-Сталиных и даже Лениных. И все про то, как нужно бесплатно, шагая по головам, быстро догнать и перегнать….  Цифрами усыпан и пол, и стены, и потолок. Много экспонатов вывезенных из мест отдаленных.
   Долго стоял у рисунков сделанных Ефросиньей Керсновской. Женщина не только смогла пережить свой срок, но и удлинить его – бежала и ушла на полторы тысячи километров от места каторги. Вернули, дали "вышку", но добавили срок…. Отбыла, отмыкалась проходчицей в шахтах Норильска и, выйдя, сумела написать воспоминания -12 тетрадей, и ещё много рисунков оставила нам в назидание. Хотя кому назидать? Разве что новым революционерам майданутым киевским и московским? Вот приведу её слова:

   …Полночь близилась, луна заходила. Костры догорали, силы мои иссякли, и я поняла, что норму выполнить невозможно…. Впервые я поддалась отчаянью…. Схватившись за голову, я рухнула в снег. Затем, подхватив инструмент, накинула телогрейку и пошла, шатаясь от усталости и голода.
   Луна зашла. Тайга – тёмная, враждебная. Ты победил, Хохрин! Я буду бороться. Не с тем, чтобы победить, а чтобы умереть с достоинством! Это было 24 декабря. День моего рождения.

   Под другой фотографией рассказ о её работах на ж/д под Норильском. Изображены женщины путейки убирающие с путей искорёженные морозом в -74 градуса рельсы. Невдалеке стоит паровоз с составом – ждёт когда женщины положат новые рельсы на насыпь и приколотят их к шпалам. В такой мороз свинец рассыпается в порошок, а ватники не греют, если ты не колотишь кувалдой по костылю. Так ковалась женскими руками наша Победа над фашистской Германией. Никель для брони и пушек добывался в заполярье руками зэков.

   Комната с усыпанным гильзами от нагана полом. На кирпичную стену проецируются портреты реально живших и расстрелянных людей. Сменяются посекундно. Выстрел – новое лица – выстрел….

   Я пришёл первый. К открытию. Но позже пошёл народ. Группами. Немцы, англоговорящие, школьники. К этому времени я уже достиг рубежа. Это световая линия с датой смерти Вождя. Пересекая её сразу же слышен голос Левитана. И в наушниках и в яве – умер от тяжелой болезни не приходя в сознание….

   Много музейных служителей. Все с историческим образованием. Дают пояснения со знанием дела. От одной симпапульки - дежурной, я узнал, что музеев подобной тематики невозможно подсчитать. Но не менее 500 значимых и интересных. Даже в деревнях прилагерных есть люди берегущие некие экспонаты из «той» жизни. А служители не сидят как попки, а всё время с публикой. Зачем – спрашиваю.
 - А попадаются неадекваты. То вышедший вчера из зоны, то выживший из ума сталинист….

   Начинается экспозиция с дверей. Тех, в которые стучали НКВДэшники и в которые уже не возвращались те, за кем они приходили. Двери тюрем, снятые с петель Бутырки и Владимирки…. С волчками и кормушками. Примитивные лагерные из БУРов, и даже одна деревенская из деревни Пихтовки Новосибирской области. За этой дверью грелась в морозы сестра Марины Цветаевой.

  А кончается музей длинным и страшным чёрным коридором…. В конце, правда, не пуля в затылок, а свет и дождливый день!


                ВДНХ

   Илья велел в 17.40 сесть на монорельс и ехать к нему. Поэтому спешу осмотреть выставку. То есть не выставки в павильонах республик, а, хотя бы вдоль самих павильонов пробежаться. И это удалось отчасти потому, что туалеты были редки и, к тому же закрыты. Что поспособствовало вначале ускориться, а к концу осмотра перейти на рысь переходящую в галоп.

   Но мимо такой красоты, во что превратили сейчас ту разруху, что я видел десять лет назад, бежать опрометью и не сфотографировать, я не мог. И запечатлел все дворцы. Интересно, нынче отколовшиеся «страны» сами делали ремонты своих дворцов, или свалили на правоприемницу СССР Россию? Но Москва не подкачала и сегодня, как при Сталине, ВДНХа поражает! Самый красивый дворец у Украины, самый богатый у Казахстана, самый невзрачный у Армении. Россия себя не выпятила. Скромно и негрузно. Но зато Поволжью, оказывается, выделили самостоятельный павильон. Фонтаны все в золоте и самоцветах! Волга русская река! И живут на ней многие нерусские, и даже немцы там бывали. Но потом провинились....
   Как в старину, стоит на старте космическая ракета и какой-то мне неизвестный ЯК-42. Копия Ту-154.
   Газоны по всей территории такого качества, что Англия позавидует! Чистота! Сломя голову пролетают мимо пиццевозы на трёхколёсных велосипедах. Ведутся строительные работы, но ограждены сетчатыми заборами и поэтому их как будто и нет. 
   На монорельс  я успел. В  театр мы успевали уже втроём.  Машиной, а потом на двух поездах в метро.

            Театр «сатиры»

   1800 рублей стоит место в двенадцатом ряду. Сцену видно из амфитеатра как на ладони. Зал полон. Спектакль «Таланты и поклонники». Играли отлично. Все народные. Но скушноооооо! Тягомотина закулисной жизни девятнадцатого века, может быть, и кажется актуальной самим обитателям закулисья этого театра, но нам, пришедшим в театр повеселиться, было не до смеха. Какая сатира? Какой юмор? Там даже сарказма не было! А декорации, то декорации! Их и не было. Щиты деревянные и пара стульев из квартиры не главного режиссёра. С претензией на что-то было выставлено стопицот керосиновых ламп. Это да! Находка.
    Повеселил только художник портретист. Он сделал фотопортреты всех актёров и всех обозвал уменьшительными именами. Например Ширвиндта – Шуриком.  И весь юмор за вечер!
   Впереди сидели три «гражданина» сомнительной ориентации и всё время смотрели на сцену через смартфоны. То ли видео снимали, то ли увеличивали бюсты актрисулек. Но в московском театре это почти норма – много огоньков светилось в зале – понаехавшие не ведают правил приличия. А было время, когда я стеснялся во время спектакля на часы наручные посмотреть. «Нечаянно», вроде сдвигал рукав пиджака и косил глазом …. Но вот мы и дома и у нас ЕСТЬ!
   Успешно отбиваюсь от забронированного Аэроэкспресса и заказываю такси на 5.15. в Шереметьево.

   П.С.
      По просьбе моего уважаемого читателя дополню несколькими строками о Шереметьево.

   В нём я не первый раз и с каждым он становится лучше. В этот раз не пришлось мне даже в очереди на регистрацию стоять. Заранее, еще вчера, онлайн зарегистрировался. Осталось только к окошечку автомата прислонить телефон и снизу вылез «язык» посадочного талона. Приветливые таможенники, правда, я и тут не утерпел и «поучил» - когда бабке проходящей рамку передо мной, молодуха в форме скомандовала: «Следующий»! Ретивое вырвалось: « А не слабо ли выговорить вместо команды слово длинное – «пожалуйста!»?
   Час ожидания в удобном кресле с видом на стоящий уже наш самолёт, в который засовывали наши чемоданы. Развлек разговор с  севастополькой летящей в Дюссельдорф. Там она замужем за немцем, а в Крыму родители. Вспомнила 14 год, когда Россия вернула свой полуостров  - мы все плакали навзрыд! Люди плакали на улице города русской славы от радости! И сейчас все рады, хотя ощущаются небольшие трудности. И добавила – мы в России!

   И ушла, прослезившись, на самолёт в Германию.
   Зовут её Олёна. Так написано в визитке. И она ответила на мой вопрос: «это немцы так назвали или родители?».
   - Чёртовы укры! Когда выдавали свои паспорта, то Алёна превратилась в Олену. Но до сих пор не могу слышать своё имя в их транскрипции. Жду когда выйдет срок и можно будет заменить на русский вариант.



   05.10.19