Тёмный зверь по имени Война

Элла Лякишева
         
                Рецензия на повесть  А. Терентьева
 
                «ИЗ ШТРАФНИКОВ В РАЗВЕДКУ»

     Война. Великая. Отечественная...
    Ей посвящены сотни страниц мемуаров и художественных книг, поэм и стихотворений. И чем дальше время отодвигает её от нас, тем дороже каждое достойное произведение, на страницах которого – Правда о войне.

    Именно к таким произведениям я, несомненно, отнесу повесть Александра Терентьева «Из штрафников в разведку», вышедшую в издательстве «Яуза – ЭКСМО» в 2015 г. 

     Я держу в руках небольшой томик. Открываю первую страницу.               
 
   «Под утро и озеро, и лес спрятались за дымной пеленой тумана … Где-то далеко за лесом  уже потягивалось лениво большое и доброе солнце, готовясь вот-вот всплыть над горизонтом» - так лирически мягко начинается повествование. И ничто не предвещает  страшной трагедии, не подсказывает, что на западных рубежах  уже гремят взрывы и гибнут люди… 

    А вот и главный герой – обычный русский мальчишка,  Лёшка Миронов, из провинциального городка Белогорска, каких тысячи на просторах России.

    Как же не хотелось в ту минуту Лёшке вылезать из уютного шалаша на зов отца!  Как будто предчувствовал он, что это  их последняя рыбалка и беззаботная ночёвка на мирном берегу…

    Неторопливо, очень бережно автор передаёт детали эпохи,  подробно и скрупулёзно  исследуя черты  молодого поколения, только что вышедшего в большую жизнь, - ТОГО поколения, на чьи ещё не окрепшие плечи  лёг непомерный груз тягот и жестоких будней военного лихолетья.
   
    Нет,  Алёша поначалу вовсе не ощущает трагедии. Первые мысли мальчишки –  ожидание чего-то большого, героического:
    «Война! …Ну, ничего – как напали, так и драпать начнут, – уверенно прикидывал про себя Лешка, сожалея сейчас лишь об одном: ему-то всего шестнадцать! – Сколько понадобится Красной армии времени, чтобы в хвост и в гриву наподдать немчуре? Неделя, две? Ну, пусть даже месяц!» 

   …Так, увы,  думали многие, особенно молодые. Но  старики, в том числе и Миронов-старший, вполне осмысленно понимали страшную суть свершившегося.
   
  Вместе с Алексеем читатель взрослеет и набирается опыта.  Многое для нашего героя было внове!

     Обращение в военкомат.  Увы, безрезультатно:   военком  с «воспаленными от недосыпа глазами, донельзя издерганный,  чуть ли не в шею вытолкал «добровольцев» из забитых народом  коридоров, да еще и наорал…»

    Первый страх… «Самолеты с мерзким, выматывающим душу ревом пикировали и сбрасывали бомбы, рвавшиеся вокруг остановленного состава...  Было непреодолимое желание забиться поглубже куда-нибудь под лавку, сжаться в комочек и прикрыть голову руками».

   Первые смерти  взрослых и детей… Он стоял, «не в силах отвести взгляда от некогда белоснежного, а сейчас пропитанного кровью халата. Видимо, немецкий летчик срезал их одной очередью. Просто нажал на гашетку, и все – нет ни доброй тетки, еще вчера кормившей его кашей, ни маленьких девчонок!»
 
   Первая победа над страхом и почти два года - изматывающий труд в тылу, у станка. Досталось детям войны полной мерой: «питание неважное, рабочий день по десять-шестнадцать и даже больше часов, дисциплина почти военная».

   А тем временем фронт всё глубже вгрызался в российские просторы. Поразительна метафора автора: «На западе… продолжал тяжело ворочаться, громыхая канонадой и истекая кровью, огромный темный зверь по имени Война».

    А что же Алёша?  Наконец-то повестка из военкомата!  И уже  готов был в военно-пехотном училище Алексей получить погоны со звездочкой младшего лейтенанта, ремень с портупеей, пистолет «ТТ» в кобуре и должность  командира  стрелкового взвода. 

     И вдруг … конфликт с командиром!  Капитан-особист, к счастью, оказался понимающим. Алексей отправлен в штрафную роту.
   Сейчас, конечно, мы знаем гораздо больше о том, ЧТО ожидало штрафников на фронте… 
 
   Седьмая глава начинается авторским отступлением: «Сколько бы ты ни читал книжек о войне, сколько бы ни смотрел фильмов, на деле она все равно окажется другой: более страшной, порой более обыденной и всегда – несравненно более кровавой».

    Мы видим передовую фронта  глазами восемнадцатилетнего бойца.  Автор повести, Александр Терентьев, точен в деталях.  Он ничего не приукрашивает, но и ничего не скрывает.

     Первая атака ещё не обстрелянного бойца: «Оказывается, это невероятно трудно – сделать несколько простых движений, оттолкнуться от бруствера окопа и бежать вперед с винтовкой наперевес… Там впереди содрогается от разрывов земля, с противным шелестом шлепаются и глухо рвутся мины, свистят пули; там все горит, дымится, и лупят пулеметы».

    Первый убитый враг… Командир Костылёв усмехается: «Молодец, лихо ты его! А ручонки-то, смотрю, трясутся…»

      В жесточайших боях погибла почти вся рота. Комроты Ребров грустно констатирует: «Народу столько положили, что иногда после боя по полю и пройти-то трудно – что шаг, то труп…» 

   Будни войны… У каждого автора они описаны  по-своему. Для Александра Терентьева характерна предельная простота, в которой сермяжная правда военного бытия обнажена до пронзительной сути:  это «тяжелая, черная работа. И бесконечная усталость, порой перерастающая в тупую апатию, когда не остается ни эмоций, ни желаний, и в голове бьется лишь одна серенькая мыслишка: «Надоело все – сил нет! Скорей бы уже убило, что ли…»

  Кто-то, возможно, будет оспаривать и утверждать другое – я же безоговорочно верю  автору!

     С затаённым волнением слежу за судьбой главного героя. С ним уже сроднилась душой, словно для меня он стал сыном. Ощущаю радость, когда комвзвода Шарипов поздравил его с днём рождения. Улыбаюсь грубоватому солдатскому юмору.
   Ликую: мужики вытащили бойца из-под огня! «Раненного фашистской пулей! И ранение это теперь означало одно: он, Алексей Миронов, пролил кровь на поле боя и вину свою искупил. А если искупил, то  – прощай, штрафная рота!»  Правда, впереди Миронова ждала не обычная воинская часть, а подразделение фронтовых разведчиков!

      Десятая глава начинается ещё одним авторским отступлением – о разведке, которой с древнейших времен занимались самые сильные, умные и хитрые.
    Но прежде чем отправиться в тыл врага, многому пришлось Алексею и другим новичкам  учиться заново – ох, многому!

   А ещё Алёша узнаёт о гибели отца, единственного для него родного человека на этом свете. Вначале, не поверив, он тупо смотрит на бланк, и кажется ему, «что стоит только покрепче зажмуриться и… вот-вот, сейчас, злой морок растает и все будет по-прежнему!» 

   Но, нет!  Страшное и непоправимое уже случилось…  Это известие стало ещё одним  толчком к окончательному становлению  Алексея как личности.
   И снова всё впервые. Перо автора рисует не идеальный образ – идеальных героев вообще, по его мнению, нет.   

      Первая разведка. Ох, волнуется мой герой: «Миронов полз, стараясь не выпускать из виду скользившего впереди Яровца  и еще больше опасаясь отстать и потеряться в сырой черноте ночи – после такого позора оставалось бы просто взять и застрелиться прямо здесь, на ничейной полосе земли».
 
    А за первой были и вторая, и …дцатая вылазки.

   Скупыми, но выразительными красками  рисует автор команду разведчиков. Не описательно отстранённо, но в реально опасных обстоятельствах показывает он, как проверяется их выдержка, отвага, стойкость. Запоминающиеся образы!

     Богатырь Дукин,   балабол Яровец, рассудительный Ганевич, отчаянно ловкий Юсуф Ахатов, шебутной любитель «потрендеть» Гриша Нечипорук,  предусмотрительный и хладнокровный командир Прохоров, знаток подрывного дела  Усман Хайдаров…  И среди них  полноправным и уважаемым бойцом становится главный герой повести, Алёша Миронов.

   Ещё одна тема, несомненно, привлечёт внимание - любовь на войне. Не обошла она и Алексея…  Но, увы, как часто Война безжалостно отбирает самое лучшее, не имея привычки возвращать…

    Последняя глава повести называется «Проклятый мост». В тяжелейшем бою один за другим гибнут товарищи Алексея…

      И замирает  у читателя сердце от  ярости, охватившей героя: «…пропал страх, исчез инстинкт самосохранения, растаяли все сомнения-опасения. Остались только холодная ясность ума и тяжелая, требующая немедленных действий ярость. Лешка еще толком не знал, что и как он будет делать, но он точно знал, что немцы ответят ему за все!»

     Алексей Миронов сумел доказать, насколько правдива пословица отважных: «И один может быть в поле и воином, и победителем!»

    Это удивительная  книга - о том, как обычный мальчишка становится мужчиной и ГЕРОЕМ. Своим патриотическим посылом она особенно дорогА мне как учителю и как женщине, воспитавшей не только сына, двух внуков, но и многих учеников, будущих защитников нашей Родины. Низкий поклон автору!

  С разрешения Марии Купчиновой включаю в статью как дополнение её замечательно дельную рецензию. Спасибо, Мария.

     "Первая из повестей Терентьева, которую я прочитала целиком. И - да, она стоит того, чтобы ее читали. У Терентьева свой стиль военной прозы, отличный от Быкова, других военных писателей. Он, мне кажется, протоптал свою тропинку в густом лесу хороших и разных произведений о войне, написанных людьми, которым не пришлось воевать. Отличает прозу Александра сто раз выверенная достоверность деталей, чуть застенчивая горьковато-теплая интонация, за которой прячет автор и любовь, и уважение не только к своим героям, но к тому поколению мальчишек и взрослых, принявших на себя тяготы войны".    
    
                ***************

      Я закрываю последнюю страницу. Ещё раз смотрю на обложку.

          АЛЕКСАНДР ТЕРЕНТЬЕВ   «ИЗ ШТРАФНИКОВ В РАЗВЕДКУ».

   Написанное просто, в классическом русском стиле, без современных креативных украшательств, это произведение  достойно стать в одном ряду с  книгами таких известных  авторов, как  Владимир Богомолов, Василь Быков, Юрий Бондарев, рассказавших суровую  Правду о Великой Отечественной войне.    

     А на странице автора вы сможете прочитать главы из этого произведения - только название автор оставил первоначальное - "ЧЁРНЫЙ ТУМАН".
            
   Адрес страницы Александра Терентьева  http://www.proza.ru/avtor/alextkun