К вопросу о событиях не перевале Дятлова

Мстислав Удатный
В последнее годы СМИ озабочены гибелью группы И.Дятлова на перевале в ночь на 2 февраля 1959 года, так 10 мая текущего года тему озвучивал ТВканал «Звезда». Ещё в 2014 году «КП» размещал по этому вопросу материал под названием «На перевале Дятлова могла быть большая драка», на который  писал свои соображения, но ответа на них не получил до сих пор.
После достаточно длительных размышлений решил выложить свои соображения по вопросу в интернете, предварительно разсказав о том, с чем пришлось столкнуться лично в середине сентября 2018 года. Итак, в том году в начале сентября у нас выпал снег, затем резко потеплело, снег разтаял, но в горах, надо было думать, остался. Проверить это не представлялось возможным, т.к. горы были зарыты дымкой и не просматривались даже в 20-и кратный бинокль с того места, с которого я при надобности их осматривал. Т.к. желание совершить путешествие росло по мере ухода времени, а погода стояла просто прекрасная, созвонился со знакомыми из  МЧС, заверившими меня в том, что в тех местах, где я отдыхаю, снега нет, тепло и т.д. и т.п. Для контроля позвонил другим компетентным товарищам, которые все подтвердили, сообщили, что в горах никого нет уже больше месяца, что меня вполне устраивало, т.к. путешествую я всегда один, точнее, не один, а со своей собакой, по кличке ПальмА, 16 лет возрастом. Но прекрасно зная и мчсовцев, и компетентных товарищей разработал на всякий случай запасной вариант, связанный с тем, что лет 15 тому назад попала мне в руки царская карта, на которой был обозначен поселок, к нынешнему времени изчезнувший окончательно. На карте меня заинтересовал крестик, что, по моему мнению, обозначало или кладбище, или церковь, а это в свою очередь говорило о том, что поселок был достаточно большой и старинный. А раз большой и старинный, то место просто обязано быть интересным, но вот одна проблема – всё это время я найти его никак не мог. Два варианта меня вполне устраивали и загрузив верного Крузака я отбыл в свою сельскую берлогу в сорока километрах от города по пути в горы. По приезду загнал машину во двор, похозяйничал и приступил к укладке в машину снаряжения и прочего по списку, разумеется. Часа через два закончив приятные сборы и захлопнув двери машины, услышал внутренний голос – положи бахилы. Под внутренним голосом читатели могут понимать комплекс сигналов, возпринимаемый именно как голос. Хм, подумал, какие бахилы, я в них лет 15 тому назад один раз в горы ходил и то потому, что сходить было надо, а одеть было кроме них нечего. Короче, не положил. На следующее утро, в пять часов, встал, проверил всё еще один раз, положил термос в машину, посадил собаку и выгнал Крузака за ворота. Начал их закрывать и опять слышу уже – возьми бахилы. Ругнулся про себя, пошел, принес и бросил на переднее пассажирское сиденье, благополучно об них забыв. Как и ожидалось, по подъезду к горам, на них обнаружился снег, а в том месте, где я путешествую, он лежал и с южной стороны, т.е. ехать по первому варианту смысла не было и я понесся изкать поселок – хорошо иметь запасной вариант. День стоял прекрасный, солнечно, тепло, ни комаров, ни оводов. Проехав по трассе ещё километров 60 свернул по реке вверх и километров через 50 выехал прямо к поселку и очень удивился: сколько ищу, а увидел в первый раз. Было видно, что по дороге никто не ездил, как минимум не меньше месяца, что меня устраивало. Что делает в первую очередь бывалый автопутешественник? В первую очередь выбирает место для стоянки авто, такое, чтобы в случае чего можно было безпрепятственно и быстро это место покинуть, а во вторую, чтобы машина стояла без продольных и поперечных уклонов, так, знаете ли, спать в ней удобней и комфортней – силы сохраняются для последующих дней. Поэтому задние сиденья у меня убраны, спальное место со стороны водителя оборудовано, короче, все сделано для удобного отдыха.
Закончив рекогносцировку на местности, проехал к реке, метров 700-800, там начинались прижимы, вода в лужах была покрыта льдом, т.е. не очень уютно для остановки. Вернувшись на выбранное место, поставил машину и пошел изкать место то ли церкви, то ли кладбища, но ни того, ни другого не обнаружил: какие то каменные кучи, сгнившие бревна и почий хлам. Но перед предполагаемым местом, если смотреть со стороны авто, с правой стороны росла береза, с левой ель, что для такой высоты было несколько странно. В итоге мы с Пальмой занялись каждый своим делом: Пальма на предмет кого-бы облаять, а я изучением того, что осталось от поселка. Через час наших передвижений, безрезультатных для обеих, явственно услышал внутренний голос – посмотри на кладбище и чисто автоматически посмотрел. Какое кладбище - справа береза, слева ель, и что? Продолжили свои занятия, я убрел за километр, Пальма ещё дальше, отдыхаем, бабочки летают, тишина, воздух чудесный, снег на вершинах гор, никого в радиусе как минимум 50 км – чего ещё желать?
Пришло время обеда, открыл задние двери, на нижней разложил свои припасы, Пальме миску достал и только думал приступить к трапезе снова слышу – здесь не обедай, спустись к реке, там пообедаешь и останься ночевать. Ага, думаю, прямо разбежался, там холодно, солнца нет, совсем не комфортно не только мне, но и даже Пальме. Короче, отобедали мы там, где стояли и обо всем забыли, а снова занявшись своими делами больше это предложение и не вспоминали. К шести вечера находившись и наотдыхавшись дальше некуда решили поужинать и сходить вниз по реке, метров 800, т.к. там я заметил какое-то строение или навал бревен. Отошли от машины 50-60 метров, опять знакомое – посмотри на кладбище, посмотрел, -елка-береза-, и пошли к намеченной цели. На всякий случай взял камеру и фотоаппарат – в июле Пальма загнала на деревья  двух медвежат, мама естественно прибежала, было очень даже интересно и весело, но камеру и фотоаппарат я забыл дома, несмотря на список, и в этот раз намеривался взять реванш. Дойдя до цели ничего интересного не увидели, просто навал из стволов деревьев, смытых в большую воду. На обратном пути видим следы большого медведя, след задней лапы на сантиметр меньше следа ботинка 43 размера: медведь нас учуял первый, т.к. ветерок тянул от нас. Просидели с Пальмой, карауля медведя, до восьми часов и пошли спать – пять минут девятого я был уже в спальнике, а Пальма почему-то легла прямо под дверкой с моей стороны, чего  раньше ни разу не было.
Пять минут двенадцатого просыпаюсь от жуткого холода, холод просто не реальный; мышцы от поясницы до шеи сводит судорога. Первая реакция зашнуровать спальник, зашнуровываю и чувствую руками, что в спальнике не просто тепло – жарко, а судороги всё усиливаются. И понимаю, что ещё секунд тридцать и с ситуацией я уже не справлюсь. Вылетаю со спальника, не до штанов и рубашек, ищу берцы и понимаю, что зашнуровать их не смогу. И тут опять слышу -  «бахилы», хватаю их с переднего сиденья и выпрыгиваю из машины прямо на Пальму, которая стоит под дверцей. Командую ей –«поехали», но Пальма и в такой ситуации аристократка, в машину садится только со своей дверцы: бегу вприпрыжку вокруг Крузака и Пальма на месте, бегу назад, секунды и Крузак заведен, все шесть фар включены и мы несемся от найденного поселка к трассе – это к тому, что на стоянке авто обязано занимать правильную позицию. По мере удаления от бывшего поселка судороги уменьшаются, а километров через десять прекращаются. Но чувство опасности не проходит, Пальма сзади свернулась в клубок спиной ко мне, впереди первый брод, который нужно еще переехать, а ночь теплая, вода в реке явно прибыла. Вот и река, вызкакиваю и к реке – вода поднялась сантиметров на 20 выше оставленной метки, ехать проблематично, можно остаться в русле, а если поутру ударит мороз, то в русле и замерзнуть  - до трассы километров тридцать, да и кто поедет вытаскивать. Опять несусь к машине, одеваюсь, зову Пальму – не выходит и даже не реагирует, впервые за все наши приключения – начинает доходить, что что-то не так. Но делать нечего, придется ждать утра, судороги прошли, Крузак урчит. Сажусь в машину на водительское место, включаю все печки и без двадцати двенадцать сладко засыпаем.
Полвторого просыпаюсь, машина выстыла, ночь, темно. Приходит мысль проверить дальность свечения фонарика, который мне подарила жена. Страхи как бы забыты, вылажу из машины, беру фонарик и иду метров триста по дороге назад в надежде увидеть в свете фонарика если не медведя, то хотя бы косулю, а, точнее, хотя бы отсвет их глаз. Естественно, ничего не наблюдается, фонарик в чистом горном воздухе светит метров на 350-400. Иду к авто  и в это время два самолета летят прямо над головой на северо-запад и два им навстречу. Посмотрел, подумал, вот ведь летят куда-то люди, а мы тут,  в горах. Иду дальше и чувствую, что возникает какая-то вибрация или гул низкой частоты, почти не слышимые, но явно осязаемые. Поднимаю голову – перпендикулярно инверсионным следам самолетов с юго-запада летят в спарке два объекта с огнями треугольником – красный, зеленый, бело-желтый, сами объекты четко не различимы, а гул идет от них. Высота по ощущениям не больше километра, пролетев надо мной резко поворачивают влево с набором высоты и уходят за линию гор. Начинаю осмысливать увиденное и услышанное и слышу снова какой-то гул над головой: прямо по центру между инверсионных следов самолетов летит опять какой-то объект с размытой массой и над ним вращаются лопасти – кто знает Ми-6, так аналогично, только лопасти не из металла, а из света по всей длине по цвету напоминающего свет обыкновенной лампочки накаливания 220 вольт. Тут стало не до осмысления увиденного, так как пришла мысля – вот от одной опасности ты вроде бы спасся, но, похоже, вляпался ещё в более худшую. Оцениваю ситуацию: в ножнах нож американских коммандос времен вьетнамской войны, а в Крузаке топорик «Ермак». Пришлось признать, что защищаться нечем, а если бы и было чем, то силы явно не равны и в голову полезли грустные мысли. Поплелся  в темноте к Крузаку, в котором спит умная Пальма, не пожелавшая выходить и в  раз – гул и вибрация, опять поднимаю голову, на северо-запад летит свет в форме цилиндра по цвету всё та же лампочка накаливания, а по середине светового цилиндра шар красно-малинового цвета, бликующий, как ртуть, высота по ощущениям километра три, размер не заценил. Вот думаю, и попал ты из огня, да в полымя. Но тут до меня доходит, что никому ты не нужен, похищать тебя никто не собирается, воевать с тобой тоже, короче, смотри и набирайся ума. Дошел до Крузака, сел завел, прогреваю, но как-то не по себе, свет не включаю, глубокая ночь. Думаю, надо включить радио, включаю средний диапазон, а вещание на нем у нас прекращено, так что весь эфир занят китайцами, в том числе и всемирным китайским радио на русском языке. И до того нас заболтали китайцы, что мы с Пальмой снова заснули и проснулись на рассвете. Умная Пальма и в этот раз не пожелала покинуть авто и даже позу переменить, я сходил к реке, вода немного упала и решил рискнуть – брод мы благополучно преодолели и решили возвращаться домой: не до путешествий, вернуться бы благополучно. По пути делал несколько остановок, побродил по придорожным скалам, останцам, без Пальмы, разумеется, которая соизволила покинуть авто на последней остановке в видимости трассы. Вот такие приключения порой произходят в долах и весях необъятной России, при этом необходимо отметить, что давным-давно я не употребляю ни капли спиртного, не курю, по какой причине постоянно нахожусь в здравом уме и трезвой памяти.
Но на этом дело не кончилось: по приезду домой поехал я на техосмотр, к старому товарищу. Тот, осматривая Крузака спросил, опять в горы ездил, так что там видел? Разсказал все, товарищ как-то странно посмотрел на меня и говорит, ты меня тут подожди и убежал. Минут через пять возвращается с двумя мужиками, знакомит и говорит, вот ты им разскажи. Разсказал, они спрашивают, где и когда ночевал. Оказалось, что в один и тот же день мы были на речках по обе стороны хребта, только я поближе к городу по трассе, а они ночевали не в машине, а в палатке в ту же ночь, что и я. Так вот, в 22-30, когда они уже собирались спать, в палатке стало светло, как днем, по причине чего им пришлось одеться и из палатки вызкочить. По их словам над ними завис объект, из которого падал конус света и палатка была в центре. Пока они метались в круге света, ничего не произходило, но как только из круга они вызкочили, свет в объект ВТЯНУЛСЯ и объект изчез. Ночь они провели такую же, как и я, только вдвоем им было повеселее. В итоге мы пришли к выводу, что наша Сибирь кого-то очень даже интересует. Остается заметить, что всего, что было увидено и пережито описать в коротком материале невозможно, да и цель у меня совершенно другая. После осмысления произошедшего пришел к выводам:
Не находил поселок очень долго, значит и находить его мне было не надо
В поселке имело место быть нечто такое, что надолго оставило свой след
Упреждающее управление имеет место быть, подтверждением чему – «возьми бахилы», «посмотри на кладбище», «езжай обедать на реку и там ночуй»
Невнимательность к таким предупреждениям может окончиться очень плохо
Возникает вопрос: что, если бы я находился под шафе в тот момент, когда ночью надо было со стоянки срочно уезжать? Ответ может быть один – всё закончилось бы очень плохо. Тем более плохо это могло бы закончится в том случае, если бы одномоментно произошли эти два описанных события. Т.ч. в здравом уме и трезвой памяти находиться надо всегда, потому что в таком состоянии человек способен АДЕКВАТНО оценивать произходящее и, самое главное, АДЕКВАТНО на него реагировать. Кроме того, мужчина обязан иметь навыки вхождения в опасность, дальнейших действий в ней и выхода из опасности с наименьшим ущербом для себя и окружающих после завершения в ней всех своих действий. Учат этому с детства родители, а затем и другие люди, так или иначе связанные с этим человеком. Мои многомудрые родители такие навыки мне привили, а те, с кем мне пришлось столкнуться в жизни обучение продолжили, за что я им всем благодарен.
На этом закончу свой короткий разсказ и приступлю к вопросам группы Дятлова с учетом увиденного, пережитого, осмысленного и всего накопленного опыта.
Так вот, первый вопрос, который возникает, это когда и где И.Дятлов приобрел большой опыт в походах и качества лидера?(1). Он что, не учился, не работал, а всё время находился в походах в разное время года, в разных климатических условиях и проч? Смею предположить, что это далеко не так, а раз не так, то о каком опыте идет речь: список пройденный маршрутов, категорию, длительность и проч. соблаговолите огласить не только для И.Дятлова, но и для других участников группы. Лично я всю жизнь по тайгам, а теперь уже и по горам, но опытным себя не считаю, потому что прекрасно знаю, что произойти везде и всегда может что угодно и к этому НАДО БЫТЬ ГОТОВЫМ тоже всегда. Но встречать молодых людей, в том числе и с корочками инструктора, приходилось – один такой спец увел туриста в маршрут, ночью ударил такой мороз, что вода в полиэтиленовых бутылках замерзла, сам «инструктор» отделался простудой, а ведомого вывозили вертушкой с двусторонним возпалением легких в безсознательном состоянии.
Далее, вызывают вопрос подбор группы по составу и поиски фляжки спирта, для чего пришлось прибегнуть даже к помощи родителей. Во-первых, зачем понадобился спирт путешественникам, во-вторых, какой спирт они так настойчиво изкали, если в те времена он продавался чуть ли не на каждом углу по цене 5 руб. 96 коп. за поллитровую бутылку? Лично я ни один, ни  в тех редких случаях, когда отправлялся с товарищем в тайгу, спиртного туда не брали, по причине чего и здравствуем до сих пор. К составу же группы тоже есть вопросы и в качестве их ОПЫТНОСТИ и во включении в группу новых участников похода – эти вопросы тоже избегают разсматривать. Вывод: с таким составом группы в горы в любое время года лично я бы идти не рискнул.
Не менее интересен вопрос убытия одного из членов группы назад в город, накануне выхода в маршрут. Очень уж это убытие напоминает случаи, когда некто опаздывает на самолет, а последний в полете терпит катастрофу – интересно, следственные органы, а в последующем многочисленные пишущие по теме, ответы по данному случаю имеют?
Интересна реакция членов группы и на факт сгорания телогрейки одного из товарищей: смех, шутки, фотографирование и это в самом начале маршрута, когда верхняя одежда может стать нужной как воздух. Никто так и не ответил, какими ПРИЧИНАМИ было вызвано это веселье, т.к. находящимся в трезвом уме и здравой памяти веселиться нечему. Замечу, что когда единственный раз пришлось гореть в тайге, то было не до смеха и веселья. Был немедленно сооружен лабаз с запасом полного комплекта одежды и продуктов. Так в чем причины веселья в группе?
Всякий опытный путешественник ВСЕГДА ставит палатку в защищенное место, а зимой поближе к потенциальным дровам, т.е. к лесу и никакие измышлизмы о потере высоты здесь не играют никакой роли – жизнь дороже. Поэтому установка дятловцами палатки там, где они её установили, была вызвана определенными причинами, о которых все молчат, как молчат и о том, чем они там собирались обогреваться в случае необходимости – не лыжами ли случаем? И тут вспоминаешь о пресловутом спирте. Не следует забывать о том, что спирт очень хороший разтворитель.
Судя по всему, в палатке возникла, как минимум, паника, по какой причине её и покинули кто в чем был. В чем причины такой паники, если, как писал выше, и один человек, а тем более двое, могут контролировать ситуацию даже в непредвиденных ситуациях? А здесь большая группа, опытный лидер и проч. и проч. + две женщины, защита которых заложена в мужчину генетически. Судя по всему, этого не было и невольно опять вспоминается пресловутая фляжка спирта и возникает вопрос, а не имели ли с собой туристы в добавок к спирту какие-то энергетики или психотропы, которые тогда стали входить в моду на Западе и разстоврителем которых мог быть спирт? Спирт+психотропы+высота+усталость вполне могли вызвать неадекватную реакцию группы находящейся в палатке на какой-то раздражитель, что и привело к столь печальным результатам. А т.к. в те времена в СССР ничего подобного не могло быть по ОПРЕДЕЛЕНИЮ, то правоохранительные органы среагировали вполне адекватно и профессионально, что и дало возможность в будущем обыгрывать случившиеся во всевозможных вариантах и, забалтывая причины произошедшего, до сих пор на этом зарабатывать и пиариться.
Вот собственно и всё, а вывод таков: безответственность, самонадеянность, отсутствие опыта и жизненных навыков всегда приводят к печальным результатам.
1. Замечу для сведения читающих, что самому мне приходилось выпадать из лодки на реке, без спасжилета разумеется – в наших долах и весях их просто не было, протяженностью 900 км за 220 км вверх по реке до ближайшего единственного поселка, по причине того, что завел «Вихрь» на скорости, при этом всё, даже нож, остался в лодке, а «Вихрь» продолжал работать. Как бежал за лодкой, как переправлялся через приток реки описывать не буду, но лодку догнал и в последующем до окончания сезона, перед каждым запуском мотора даже в поселке привязывал на к чему-нибудь на берегу – так запомнилось случившееся. Следующий раз «Вихрь» вышел из строя за 65 км от поселка на той же реке вниз по течению – разобрал, отремонтировал подручными средствами, уехал за 130 км дальше, отрыбачил две недели и вернулся. Два раза замерзал, два раза заблудился – один раз летом, второй зимой в начинавшейся пурге, но в итоге вышел к зимовью. Короче, много чего было, в том числе и того, что описывать не представляется возможным, но и то, что было и закончилось благополучно не дает возможности  САМОНАДЕЯННО заявлять об опыте – т.к. этот опыт позволяет утверждать, что НЕПРЕДВИДЕННЫЕ ситуации могут возникать всегда и везде, а приобретенный опыт от их возникновения никак не гарантирует и только позволяет, и способствует выходу из этих ситуаций с наименьшим ущербом для себя и для тех, кто находится в это время с тобой. Отсюда вывод: опыта всех членов группы И.Дятлова не хватило для выхода из ОБЩЕЙ для всех ситуации с наименьшим для всех ущербом, т.е. группа была из участников собранных с бору по сосенке без надлежащей подготовки и т.д., объединенная, можно предполагать, сиюминутными желаниями, что и привело к их гибели.
02.08.2019