Пречистенка 16 Дом ученых. Гагарины

Алла Жданова
     Судьба благоволит ко мне... Случайно (случайно ли?!) вышла на еще один гагаринский адрес в Москве. Вы не поверите - это ПРЕЧИСТЕНКА 16, ДОМ УЧЕНЫХ!
    ... После выступления сидели в ресторане, делились впечатлениями. Я почти не слушала разговор - внутри меня смутно росло предчувствие  -  ЧТО-ТО ПРОИСХОДИТ!   И я не ошиблась - тут же в ресторане достала планшет, посмотрела в интернете историю дома и...вот оно! Одно время  этим особняком на Пречистенке владел Владимир Иванович  ГАГАРИН - дядя НАШЕГО КНЯЗЯ - Григория Григорьевича ГАГАРИНА!
   Дальше - больше! Делая очередную фотку великолепного декора, вслух высказала удивление его удивительной сохранностью. И услышала компетентную реплику пожилого мужчины (сидел  неподалеку). Чувствую - человек в теме!
 
  Разговорились... Оказалось (!!!)Владимир Юрьевич ДАНИЛИН  -  очень далекими корнями из рода Гагариных.
    
     (До В.И.Гагарина в конце 30 годов 19 века усадьбой владел И. НАРЫШКИН, дядя Натальи Николаевны Пушкиной. А.С.Пушкин с женой бывали в этом доме. Бывал здесь и Н.В.Гоголь.)
 Владимир Иванович ГАГАРИН усадьбу приобрел в середине века,  скончался в 1860 году. Его вдова Екатерина Васильевна продала особняк Трубецким.
   1865 году у Трубецких усадьбу приобретает миллионер-фабрикант Иван Коншин...
(Меня давно интересует  - не является ли писательница Людмила КОНШИНА, пишушая на темы старинных родов, в том числе - о Гагариных - потомком этих Коншиных?. Интуиция мне подсказывает, что все это не случайные совпадения...)

   В один из августовских дней 2019 года Григорий Григорьевич ГАГАРИН, современный потомок князя,  пригласил меня в Белый зал Академии художеств на вечер, посвященный 200-летию Великой княгини Марии Николаевны,  с 1852 года  Президентом Академии художеств, обязанности вице-президентом  при ней исполнял - Григорий Григорьевич ГАГАРИН.
   
       ...Идя от метро КРОПОТКИНСКАЯ я предложила потомку  князя - художника отдохнуть (после небольшой травмы он ходил с палочкой) присесть на скамейку  у старинной чугунной ограды -  дома 16(!) на Пречистенке.
   Г.Г.Гагарин не знал, что это один из московских адресов Гагариных - я радостно ему об этом сообщила! Отдохнули, пошли в Академию художеств -Пречистенка 21.
       Удивительно,  что  адрес -Пречистенка 21 - тоже связан с именами предков современного Г.Г.Гагарина по линии матери, МАРИИ ФЕДОРОВНЫ (родом из КАРПОВЫХ, МОРОЗОВЫХ).

     Вообще, этот район Москвы смело можно назвать ГАГАРИНСКИМ, тем более рядом, почти параллельно ПРЕЧИСТЕНКЕ - ГАГАРИНСКИЙ ПЕРЕУЛОК, где в 17 веке была родовая усадьба ГАГАРИНЫХ и который берет начало от ПЛОТНИКОВА ПЕРЕУЛКА, он начинается прямо за спиной памятника Б.ОКУДЖАВЕ на Арбате.
   
     ... Однажды в санатории "Карачарово", бывшей гагаринской усадьбе, отдыхала Людмила Васильевна БУНИНА, удивительно светлый и талантливый человек. Какие замечательные стихи она посвятили этому месту на Волге! И прочитала их со сцены ДК!

    КАРАЧАРОВСКИЕ ЧАРЫ
Карачаровские чары-
Это Волги тихий плеск,
И закаты как пожары,
И березы до небес.

Парк с аллеями старинный,
Дух гагаринских князей,
Храм священный, благочинный,
Звон церковный, жар свечей…

Изумрудные поляны,
Кружевная тень аллей
От листвы благоуханной
Лип и стройных тополей

Старый пруд, горбатый мостик,
Стаи диких голубей…
Карачаровские гости
Превращаются в друзей.

Я впервые в этом крае
С очарованной душой
Уезжаю,
           Покидаю,
Но теперь всегда с тобой!
 До последнего своего дня она работала заместителем директора Дома ученых.  Наше знакомство было задолго до того, как я начала заниматься  гагаринской темой, поэтому общаясь, я эту тему никак не затронула. Думаю, что и Людмила Васильевна навряд ли знала, что  здание, в котором она проработала много лет,связано историей своей с теми  Гагариными, с памятью о которых она в санатории  сталкивалась почти на каждом шагу.

 И еще - до сих не могу себе простить,что не  продолжила знакомство   с Владимиром Юрьевичем ДАНИЛИНЫМ.