О новом сборнике стихов Свободен Ирины Некипеловой

Наталья Сурнина 2
         В ваших руках новая поэтическая книга…
         Скорее всего, мой современник, вы нередко берете в руки сборник стихов. Вы умеете читать стихотворные тексты. Вы читаете стихотворение вслух.
     Стихи о внутренней свободе, о мирах и галактиках, о космосе человеческих отношений…    Узнает ли  читатель этого поэтического сборника  наш мир земной в стихах Ирины Некипеловой?
В жизни каждого ли из нас есть минуты путешествий по вселенной вне времени и пространства?Убеждена,  что есть у человека 21 века  место размышлению, осмыслению. Просто у одного это в миг тяжелых переживаний, чаще всего после потери близкого человека, у другого  оставлено до лучших времен досуга и настроения, у третьего становится самым важным вопросом, без ответа на который нет жизни. Земные судьбы  сложны и прихотливы, «каждому с лихвой судьбы капризов хватит».
       Вот женщина, испытавшая разрыв с любимым, стоит на пирсе.  Видя и читая ее состояние, как открытую книгу, прохожий,  испытавший  когда – то  подобную боль, отворачивается:
И чтоб случайно сердце в воду не упало,
Плотнее стеганое запахнул пальто.
     Если это не ваш мир, читатель, быть может, вы хотите узнать другой микрокосм,  мысли и чувства других, живущих рядом? И вместе в автором стихов вы 
За мир, даже если в том мире
никто никогда не был прав? 
     Вселенная, созданная  Ириной Некипеловой,  населена людьми,  соответствующими   земному состоянию. У них души из бетона, но судьбы их связывают в цепочки.
Мы – от боли,
От всех страстей – наши злые речи,
От жажды жить – смерти человечьи…
       Автор сборника, отображая отмеренное судьбой пространство и время, бьется над определениями,  иногда слово,  почти обретенное,  – ускользает. Эта многолетняя  пытка   понять, выразить в художественном образе  мучает современного человека. Я живу. Но я умру, умру скоро, в формате вселенной – живу совсем недолго. За этот краткий миг я все же глубоко чувствую, я  постоянно осознаю и анализирую. Мне хотелось бы не просто принять этот мир, проклясть его или  выразить в стихах. Я  хочу все понять. И не в рамках только своего времени, и не в географической точке с ее особенностями восприятия времени, пространства, особенностями менталитета. «Все во мне». Можно прожить и минуя смысл,  побыть и исчезнуть.
      Героине стихов недостаточно и отрицания познания, и обретенных  другими   истин. Провозглашенный  еще в эпоху Ренеассанса мерой всех вещей, человек  обладает разумом, чувствами, волей. Нет границ его мысли, нет временных рамок, нет  пространственных ограничений. «Владею крыльями»… Здоровое тело, хорошее кровяное давление и  нормальный пульс. Вино, традиционно  дающее освобождение от вопросов. «До срока», пока  «голос» не расскажет, все равно     ничего не узнаешь. Жди срока. А в свой срок откроется только то же: ты вселенная.
       В минуты проникновения во время  героиня непонятна,  окружающими воспринимается ее состояние как    прощание, погребение,  летаргия. Быть может, следовать заповеди «ничего не трогай»?  Не умножай дождь сонетов? Сны, сновидения, видения, знаки проникновения в суть, данные в просоночных состояниях… Это хаос, не просвещающий сознание, это   знаки обмана.
               Высоким вопросам  в стихах Ирины Некипеловой соответствуют и границы поиска: смысл только в небосводе, великолепны только звезды и кометы. Человек может душу  отдать звездному небу.
Был в человеке человеком бог убит,
Пока искали в боге человека.
 
      Поиск ведет в мир природы:
Оторвись от книги – там всё не то,
Взгромоздись на горы – почувствуй мир.

     И еще мы носим «бремя всех помнить, кто теперь уже не с нами, и жить за них».
Никто не смеет покидать нас дважды –
Стремясь вперёд и снова возвращаясь.
Я с тем, кто умер, навсегда прощаюсь.

Родным земле нас делают могилы.

     Найдены   мерила  ценностей: физическая боль ничто перед враньем ( ложью),  лицемерием, корыстью.
Как больно чувствовать опять,
Что вот – живая.

     Героиня стихов живет в постоянном  ожидании  диалога, но  мир не отвечает, закрывает очи,  окружает   героиню стихов чудовищами, этот мир - создание демона.
       Контакт очень труден и с другими людьми,  когда  понимается бесконечная  сложность другого «я»  и  невыразима  запутанность отношений:
       И снова, кто ты есть, не разберу…

         Непонятость не пугает, она суть и  явь:
Только не режь по-простому!
Режь по-сложному!


Летим орбитами позабытыми.
Минуя взгляды планет больные,
Ловлю ладонями я раскрытыми
Твои далёкие позывные.

    Барьер. Непонимание. Отсутствие собеседника. Нет  равного. Нет подобного. От этого всё  «грубее на душе твоей наросты».
Бездарные не дали окрылиться .



Без ненависти и спеси
Умею прощать я врагов
Не раньше, чем их повесят.


Ты выйдешь в поисках красоты,
Пойдёшь на север? На юг? Восток?
Во тьме пещеры такую боль
Найдёшь!

В полет
Я набираю высоту.
Встречайте, трепетные дали!

       Кто же свободен? Только свобода от страха смерти  создаст нового человека.
После жизни, ища перемены,
Мы пойдём, миновав ипостаси,
Из гостей да к себе восвояси.
Страхи и грехи человеческие.
     Быть свободным – это быть не таким, как все, уметь  «попирать все законы любых миров»,  не рукоплескать жизни в унисон со всеми, но  быть такой же, как окружающие,  – «непредсказуемая мука».

Мир не царственная ложа,
А остроги и сума.

      Иного не может быть с современным человеком:
Мы родились бастардами
И вне духа святаго.

     Времена года в стихах  сборника как  переломные эпохи.  Безудержные весенние воды зовут к    отказу  от роли «преклоняться, терпеть, чахнуть, лицедействовать»,   «весна к горлу»  приводит к решению:  уход  без возврата.
   Зимнее оцепенение, словно сон, похоже на смерть. За долгую зиму надоедает, перестает   радовать  стабильность,  зима становится олицетворением  не покоя и длительности, а злой скуки, другого своего качества: омертвения, обездвижения -  качеств смерти.
        И нет поэтического сборника без любовной лирики. Человеку в этом воплощении, в этом времени, в этой жизни нужен человек. В эдемском саду их было двое. Окрыленных тел должно быть два. Видя мысли друга, можно покинуть эдем,  когда оба не знают запретов, оба не верят богам. Живой душе  нужен  лишь преданный, кто  не потревожит, хотя и не последует.
     Любовь – попытка объясниться, найти родственную душу: «Открываюсь во мраке я навстречу тебе», «И все глубже и глубже я впускаю тебя», « А я про то, что все мы не о том».
Безусловно, глядя на тебя сегодня ночью,
Я обрету и потеряю рай.
Безусловно, глядя на нас сейчас,
Даже смерть хочет закрыть глаза.

И, чувствуя любви увечность,
Весь мир притих.


Душа на до и на сейчас разделена.
Членится тысячей зеркал кремнистый путь.
Никто же не предупреждал: не продохнуть.
И снова ткать из слов мосты – в который раз.

Лишь равному  будет подарена любовь.
Ты – выше неба, изящней счастья,
Мой демиург.

   В любовных стихах сборника встречи и прощанья, увлеченья и уступка чужому чувству,  надежда на отклик и новое разочарование…
      Отыскивая и обретая  наиболее адекватную для выражения  мыслей и чувств форму,  Ирина Некипелова пишет сонет и шекспировский сонет, использует  огромное количество  разных способов ритмической организации стиха.В этой книге и любитель, и ценитель найдут свои стихотворения.
        Незаметен  труд  читателя, который, выключив  компьютер, телевизор и телефон, внимательно, доброжелательно и вдумчиво читает новые сборники стихов.      Книга живет, если есть  любящий литературу, ждущий новых произведений читатель.  Читатель в ходе истолкования не пассивный участник процесса. Каждое прочтение – это событие . У некоторых  поэтов  или писателей  есть и мысленный образ «своего» читателя . Круг чтения творит и нас самих.  Книги имеют не только свою судьбу,как гласит известная латинская пословица,  но и время своего прочтения, время своего читателя. Можно по – разному истолковывать и интерпретировать стихотворение, но вернее всего сказано поэтом:
Пишу я не про то и не про это,
Пишу я душу пламенем стиха.