Благодетель быль

Александр Блейхман 2
  О «благодетеле» я узнал ещё в России, примерно за два года до отъезда в Израиль, из письма сестры, в котором, среди прочего, она рассказала: какого замечательного человека повстречала в магазине. Они с зятем уже подкатывали тележку к кассе, когда подошёл он и заговорил с ними на русском языке. Оказалось, что незнакомец живет в Израиле уже больше двадцати лет и считает своим долгом  помогать новичкам. Он им посоветовал на первых порах пользоваться недорогими магазинами, объяснил, где их найти, и, несмотря на все возражения, оплатил  их покупки. Правда, прежде, со словами «Это не для вас», вытащил кое-что  из их тележки и поставил обратно на полку возле кассы. На слова благодарности «благодетель» ответил так:
«Вот обживитесь у нас, встаньте на ноги и помогите когда-нибудь таким же, как вы сейчас (новичкам) – это и будет ваше «спасибо»!   
Прошли года. Сегодня зять начальник цеха на большом заводе. Он водит всегда новую служебную машину,  уверенно говорит на хорошем иврите, а так больше молчит и улыбается слегка насмешливо, но не обидно. Все говорят, что у Аркадия (так зовут моего зятя) большие  организаторские способности.
Но десять лет назад, когда я приехал в Израиль, Аркашка был худой и  нервный человек. Ему негде было применять его организаторские способности, и он работал руками. В то время почти все репатрианты поработали руками: врачи, инженеры, музыканты; работал и Аркадий: бывший инженер-механик. Наверно у большинства умных людей существуют какие-то препятствия на пути от ума до рук, и пока их ум доходит до их пальцев от него уже мало что остаётся. Наш Аркадий именно такой человек и поэтому лучше не вспоминать, что создавали его руки, скажу только, что у  него были трудности. Первые полгода он работал, на стройке, у выходца из России, подрядчика – Ефима. Это имя сегодня единственное, что может заставить моего, изрядно располневшего и всегда спокойного зятя, занервничать, заговорить громко и напомнить мне прежнего тонкого Аркашку, который часто сетовал:
«Ефим – это та-кая с-волочь …! Собственную зарплату я должен был вы-прашивать у него как одолжение?! Подходит срок и начинается.…Завтра, завтра! Платил гроши, да ещё заставлял нас унижаться и неделями их ждать! Та-кая с-волочь…! И знаешь, он еще любил повторять, что все евреи должны стать богатыми. Разбогатеешь тут у них, у этих грабителей!»
Той порой он так часто вспоминал Ефима, что я как-то  возразил:
«Аркаша, ну не все ж такие, встречаются и хорошие люди?
-Да? - остановился зять: - Кто, например?
-А ты помнишь человека, который оплатил твои покупки в супермаркете?
Аркадий опешил ….
-Откуда ты про него знаешь?
     - Сестра написала в письме, за пару лет до моего отъезда.
Аркадий внимательно на меня посмотрел, и сначала медленно и спокойно, но, постепенно возбуждаясь и переходя на крик, заговорил:
-Она тебе написала, да? А она не написала, что этот  хороший человек из супермаркета, и есть та самая сволочь, Ефим, на которую я полгода гнул спину на стройке?