Пиастры, пиастры...

Томас Твин
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

          Содержание Библии многопланово и здесь рассматривается лишь её исторический аспект.
          Все, что описано в ней, случилось, но не все, что случилось, описано.
          Нужна, стало быть, историческая реконструкция, восстанавливающая события во всей их полноте.
          ТО, ЧТО В ИТОГЕ ПОЛУЧАЕТСЯ, РЕВНИТЕЛЯМ ДОГМ ЧИТАТЬ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ!!!


* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *



                Однажды какая-то самарянская община повела себя негостеприимно. Возмущенные апостолы не явили
                тогда пример кротости и всепрощения. Напротив, - в отместку за недоброжелательность они
                порывались пустить в селение «красного петуха», на деле показав, как слабо пока «животворит»
                в них дух нового учения. В тот раз Иисус одернул их. Но и в дальнейшем, уже после вознесения
                Христа и получения Святого Духа,  апостолы по-прежнему «не знают, какого они духа» и легко
                распоряжаются душами человеческими.

За примерами далеко ходить не приходится: история о скупом Анании и его нечестной жене Сапфире обнажает порядки, которые установили в нарождающейся христианской общине ее отцы-основатели. В особенности впечатляют    м е т о д ы,    коими апостолы поддерживали статус-кво.

В Деяниях апостолов эта поучительная история изложена сдержанно и почти что скорбно:

           «Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение, утаил из цены, с ведома
            и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов. Но Петр сказал: Анания! Для
            чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?
            Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего
            ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу. Услышав сии слова, Анания пал
            бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это. И встав, юноши приготовили его к погребению
            и, вынеся, похоронили. Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся. Петр
            же спросил ее: скажи мне, за столько ли продали вы землю? Она сказала: да, за столько. Но
            Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие
            мужа твоего; и тебя вынесут. Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли
            ее мертвою и, вынеся, похоронили подле мужа ее. И великий страх объял всю церковь и всех слышавших
            это». (Деян 5:1-11)


Здесь частное-коллективное-Божье не слились, а прямо-таки сплелись в один клубок. Неистребимая корысть (как уверяет рассказчик) противопоставила Богу две души человеческие и сгубила их. Страшно наблюдать, сколь стремительно и неотвратимо карает Святой Дух ослушников, дерзнувших оставить себе...часть СВОИХ СОБСТВЕННЫХ денег.
Обмануть братьев и сестер, на которых почиет Дух Святой! Такое преступление искупается только смертью от руки Господа или...верных слуг его.


ПРЕСТУПЛЕНИЕ  И  НАКАЗАНИЕ

Итак, Анания продал свое имение, но часть выручки утаил. От кого же?  По-видимому, от общины, возглавляемой апостолами. Возмущенные апостолы квалифицируют его поступок как ужасное преступление*. Из этого следует, что члены общины не могли иметь    н и к а к о й    личной собственности, а всю наличность должны были отдавать общине, т.е. апостолам**. Сначала, возможно, продавали и объединялись    д о б р о в о л ь н о    (если, конечно, было, что продать).

Впрочем, доходов было немного. Вся история общественного служения Христа показывает, что основной контингент его сторонников составляли неимущие. Состоятельные граждане присоединялись крайне редко и их можно было пересчитать по пальцам (Иоанна, Сусанна, Левий Матфей, Закхей, Иосиф, Никодим, сестры Мария и Марфа…).

По-видимому, в общине первохристиан богатые люди тоже были наперечет: недаром же «Деяния» приводят всего один пример продажи имения Варнавой [Деян 5:36-37], который выглядит исключением, подтверждающим правило – в противном случае авторы привели бы несколько таких случаев либо вообще не стали бы утруждать себя примерами.

Должно быть, экономика общины строилась на экспроприации имущества кучки состоятельных членов и перераспределении его в пользу большого числа неимущих. Движением ценностей поначалу ведали апостолы: к их ногам полагали деньги сектанты, они проводили допросы уклоняющихся, они же выдавали каждому по нужде его. Выдавали, надо сказать, не всегда и не всем [Деян 6:1].

              В дальнейшем, стремясь погасить нарастающее недовольство, апостолы передали распределение пищи семи
              уполномоченным [Деян 6:2-4]. Хотелось бы верить, что сами апостолы исполняли управленческие функции
              честно, а недовольство возникло из-за их нераспорядительности. Смущает лишь одна
              многозначительная деталь: руководители общины    е ж е д н е в н о    “пренебрегали”     с а м ы м и   
              б е с п р а в н ы м и     сектантами – вдовами иноплеменников (эллинов), хотя непредумышленные
              ошибки должны были затрагивать    в с е х    братьев и сестер.

Так или иначе, растущая община была очень заинтересована в поступлении новых денег и пыталась вербовать в свои ряды состоятельных людей. Если это удавалось, новые сектанты передавали свою собственность в распоряжение братства.

Но всегда ли они делали это     д о б р о в о л ь н о?     Не принуждали ли колеблющихся некие расторопные “юноши”? Видимо, они же осуществляли скрытый мониторинг финансовой деятельности богатых общинников. От них-то Петр и узнал, что Анания утаил часть денег***.

--------------------------------------------------------
      *Петр и апостолы установили в общине порядки гораздо более жесткие, чем при Христе. Иисус вовсе
           не требовал, чтобы богатые отдавали свое имущество ему или апостолам. Достаточно было раздать
           его бедным [Мф 19:21].
     **«Все же верующие были вместе и имели всё общее. И продавали имения и всякую собственность, и
           разделяли всем, смотря по нужде каждого» (Деян 2:44-45)         
    ***Если Петра информирует Дух Святой, то почему тот же Дух, не дожидаясь ропота среди братьев, не
           подсказал Петру, что негоже обижать сестер-вдовиц? Почему не предупредил Стефана, что его
           собираются схватить, а Иерусалимскую общину – разогнать?
--------------------------------------------------------


Хоть в тексте и не сказано, что Анания и Сапфира вступили в общину, но это подразумевается – иначе вся история не имела бы смысла. Однако, новоиспеченные общинники явно не собирались отдавать все свое имущество, хотя и знали, что обязаны это сделать. Оставить себе часть имения, будучи членом секты, Анания не имел права. Продать все имение и воспользоваться утаенной частью денег, оставаясь в ней, он тоже не мог. Зачем же он утаил эти деньги? Может быть, он просто иррационально жадничал, а может, его принудили к продаже и он отложил деньги в надежде вырваться из общины, сбежать.

Такое решение, как видно из Писания, далось ему с большим трудом: Анания, должно быть, страдал и мучился угрызениями совести, поскольку уличенный в обмане, он умирает на месте.

Конечно, обманывать Духа Святого – большой грех, но разве не пытался обмануть Всевышнего пророк Иона? Господь призвал его для проповеди в Ниневии, а тот попытался скрыться «от лица Господня»*. Пророка Бог пощадил, а вот недоплату налога в кассу общины посчитал непростительным обманом “не человеков, а Бога”. А разве не совершали такой же обман руководители общины, которые ежедневно “удерживали” пропитание эллинских вдовиц?

--------------------------------------------------------
        *«И встал Иона, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня» (Пр.Иона 1:3)
--------------------------------------------------------


Допустим, уличенный скупец погиб от страха Божия. Но если Анания действительно столь богобоязнен, как он решился на такой гнусный поступок?

Помимо проснувшейся совести предателя веры могла умертвить карающая рука Господа Бога.  Тогда почему же Святой Дух, возмущенный обманом, не покарал нечестивца СРАЗУ после «утаивания», почему не послал к преступнику Ангела мщения вместо апостольского трибунала?
В общем, мгновенная смерть в суде от угрызений совести или руки Господа вызывает сомнения. Не могли ли какие-то иные причины повлечь такой исход?

Некоторые признаки таких причин можно углядеть в заключительной части истории, где повествуется о том, как некие юноши хоронят скончавшегося Ананию.

Выглядит это странно, очень странно. У Анании есть жена и, возможно, какие-то родственники, друзья, соседи и знакомые. Наконец, есть собратья по вере – сектанты… Никого из них почему-то не известили о трагическом происшествии.

Погребение было выполнено деловито и быстро, словно какая-то рутинная процедура*. В переводе Д.Стерна это изложено еще нагляднее: «Юноши встали, завернули его тело в саван, вынесли и похоронили». А как же обмывание, умащивание, пеленание, оплакивание? Юноши явно спешат прикрыть тело и убрать его с глаз долой. Не потому ли, что посторонние могут заметить на мертвом теле какие-нибудь следы? Как по волшебству появляется в комнате апостолов все необходимое для погребения (например, саван, масти, пелены). Неужели в этой комнате всегда наготове похоронные аксессуары?

--------------------------------------------------------
 *«И встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили» (Деян 5 6).
--------------------------------------------------------


Эти жутковатые подозрения находят косвенное подтверждение в других подробностях финала. Так, настораживает фраза:
       «Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, СЛЫШАВШИХ это» (Деян 5:5).

Судя по контексту, речь идет не о происшествии вообще, а о ШУМЕ, доносившемся из комнаты. В этот момент в ней находились Анания, апостолы и пресловутые юноши. Однако, суровая кара Господня испугала не тех, кто ее ВИДЕЛ, а тех, кто что-то СЛЫШАЛ! Означает ли эта деталь, что дознаватели не усмотрели в такой смерти ничего необычного?
А с другой стороны, подумаем, что так ужаснуло тех, кто стоял за дверями и не видел этой трагической сцены?  Едва ли упреки Петра могли вызвать у них “великий страх”.
В самом деле, следующая строка косвенно подтверждает, что испугались те, кто слышал «ЭТО», а не «ОБ ЭТОМ»: «Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся» ( Деян 5:7) Если жена не знала о гибели мужа, значит, страшная новость еще не дошла до братьев и сестер. Что же услышали те, кто испугался? Может быть, из-за закрытых дверей доносились стоны и крики о помощи?

Мрачные подозрения укрепляются, когда Сапфира повторяет трагическую судьбу своего мужа: Петр ее допрашивает, угрожает и она немедленно умирает. Справедливости ради следует отметить, что Петр наносит ей целых три сокрушительных удара [Деян 5 9]:
          1. она обманула Святого Духа
          2. ее муж уже мертв
          3. сейчас она тоже умрет.

И все же такая внезапная смерть выглядит неправдоподобно. Да и юноши с умершей не церемонятся. На этот раз они даже не потрудились “приготовить ее к погребению” – просто вынесли и похоронили [Деян 5:10]. Скорее всего, она погибла по тем же причинам, что и ее муж.


Попробуем выяснить, что именно сразило Сапфиру – Дух Господень, осознание собственного святотатства, ужас перед входящими юношами-могильщиками, известие о смерти мужа или что-нибудь еще.

Трудно отделаться от впечатления, будто Петр заранее знал о том, что случится с женой Анании, поскольку уверенно заявил, что Сапфира умрет здесь и сейчас*. Вот и похоронная команда подоспела вовремя. Зачем бы могильщикам без спроса входить в комнату во время разговора руководителя общины с Сапфирой? Скорее всего, сам Петр и вызвал их к себе. Может быть, они исполняли и другие неприятные обязанности?

    Д.Стерн переводит этот отрывок чуть подробнее:
        «Но Кефа вновь спросил: “Тогда зачем же вы задумали испытывать Дух Господа? Послушай! Люди,
        похоронившие твоего мужа, стоят у дверей. Они и тебя тоже вынесут!” В тот же миг она упала у его ног и
        умерла. Вошли юноши, увидели, что она мертва, вынесли ее оттуда и похоронили рядом с мужем».

        Отсюда следует, что
        • в момент смерти Сапфира стояла ОКОЛО Петра;
        • юноши вошли в комнату ПОСЛЕ смерти Сапфиры;
        • юноши НЕ ПРИСУТСТВОВАЛИ при допросе;
        • во время допроса юноши ДОЖИДАЛИСЬ ЗА ДВЕРЬЮ.

Все эти детали наводят на мысль, что смерть Сапфиры была вызвана какими-то действиями Петра.

--------------------------------------------------------
     *«Вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут». (Деян 5 9)
--------------------------------------------------------



ПРЕСТУПЛЕНИЕ  КАК  НАКАЗАНИЕ

На основании вышеизложенного можно предположить, что порядки в Иерусалимской общине были весьма и весьма жесткие, если не жестокие.

Власть в общине полностью сосредоточилась в руках апостолов, в первую очередь – у Петра. Его окружает почет, который напоминает поклонение и значительно превосходит благоговение перед Иисусом в период его общественного служения.

Так целительную силу приписывают не только Петру, не только его одежде (как у Христа), но даже его тени [Деян 5:15]! Будущие члены общины на коленях приветствуют его [Деян 10:25]. Взносы братьев и сестер в общинную кассу слагаются непременно к ногам апостолов [Деян 4:34-37, 5:1-2]. В общине практикуются слежка и доносы, принудительная уравниловка. Молодые люди, преданные «руководству», беспрекословно выполняют любые приказания начальства.... Короче говоря, апостолы, возглавляемые Петром, пасут своих овец твердой рукой, беспощадно пресекая любые нарушения устава.

Случай с Ананией показывает, какие меры воздействия применяют руководители к ослушникам. Строптивого Ананию допрашивают (возможно, с пристрастием), чтобы сломить его и отобрать припрятанные деньги. Не получив денег, упрямца убивают и поспешно хоронят, чтобы скрыть следы преступления. Затем допрашивают жену Анании, Сапфиру, убивают ее и прячут в могиле мужа.
Слухи об этих экзекуциях постепенно распространяются и приводят в трепет всю общину.




(полную версию книги "СЕ - ЧЕЛОВЕК" см. на сайте tomastwin.wix.com/history).