Прорыв в экономике России

Лев Ольшанский
На пленарной сессии Московского финансового форума 17.09.2019 глава Сбербанка Герман Греф заявил: экономический прорыв России, который поручил осуществить президент РФ Владимир Путин, не может быть достигнут, поскольку невозможно добиться роста при помощи устаревших инструментов.

«У нас нет бизнес-модели будущего, модели прорыва, – цитирует Грефа РБК. – Нет консенсуса о том, что надо делать, а значит, не может быть решения – как». При этом основная проблема российской экономики заключается в неэффективном управлении и устаревших инструментах, с которыми невозможно совершить прорыв.

Греф заявил, что в эффективной экономике можно найти решение и в отсутствие ресурсов, а в неэффективной даже с избытком ресурсов единственное, что производится – большое количество шума.

Далее Греф заявил:

«У нас впереди сырьевой шок под названием «снижение потребления нефти в мире и фактически бесконтрольное увеличение предложения нефти в мире. И это приведет к очень низким ценам на нефть. Значительно ниже, может быть, ниже, чем цена отсечения (в бюджете, около $40 за баррель)», – предупредил глава Сбербанка.

Греф считает, что Россия пока не готова к таким рискам, но стране стоит подготовиться. «И вопрос диверсификации экономики стоит в этом ряду не менее остро, чем проблемы, которые мы рассматривали как уже существующие», – считает он.

Вместе с тем глава Сбербанка обратил внимание на раздутый штат чиновников в России – в 2000 году их насчитывалось 1 млн 156 тыс, а сейчас 2,2 млн человек, несмотря на все официальные заявления о намерении сократить число «слуг народа». «Количество чиновников явно избыточно, и нам нужны другого качества чиновники», – отметил он.

Ранее скептическую точку зрения на ускорение роста экономики высказал глава Счетной палаты РФ Алексей Кудрин. Накануне на Московском форуме он усомнился, что заложенных на нацпроекты средств будет достаточно для ускорения роста экономики до 3%. Эту позицию Кудрин разъяснил в своем твиттере: «Прошло полтора года: планы реализации нацпроектов составлены, мероприятия прописаны, деньги распределены, и уже очевидно, что заложенные там меры – это хорошая эволюция, но не прорыв».

При этом он поставил под сомнение и прогноз Минэкономразвития о росте ВВП в этом году на 1,3%, пояснив, что, на его взгляд, рост не превысит 1%, а в 2020 году может достичь 1,3%. Потенциал роста ВВП страны ограничен 2%, и из этой колеи, по словам Кудрина, можно вырваться только за счет структурных мер – а они зачастую еще даже не запланированы.

Но, может быть, Россию спасёт экспорт?

После двух лет высоких темпов роста российский экспорт в 2019 году снижается под влиянием низкой конъюнктуры рынков топлива и другого сырья.

За январь–июль 2019 года экспорт из России составил 240 млрд долларов, сократившись на 3,2% к аналогичному периоду предыдущего года. Оставшийся отрезок года, по всей видимости, покажет стабильно отрицательную картину, лишь в декабре можно ожидать выхода темпов в положительную зону.

Главная причина такой динамики — снижение мировых цен на нефть, которые со второго квартала, вместе с возросшей конкуренцией на европейском рынке газа со стороны СПГ (в том числе российского), утянули за собой и котировки трубопроводного газа.

Нефть и нефтепродукты всех видов формируют 46% российского экспорта, газ (включая сжиженные углеводородные газы) — еще 13%, в сумме — 60%.

Поддержка текущему экспорту со стороны ненефтегазовых секторов пока получается слабой. В сырьевом блоке в хорошем плюсе угольный и рудный сегменты, однако временно сдал позиции алмазный, ограничивается вывоз круглого леса (что в целом правильно), низкая конъюнктура по горнохимическому сырью. С весны наблюдается устойчивое снижение цены на уголь.

В целом несырьевой неэнергетический экспорт (ННЭ) за январь–июль снизился на 2,4% и составил 80 млрд долларов.

По оценке РЭЦ («Российский экспортный центр»), годовой результат по ННЭ составит 146–148 млрд долларов против прошлогоднего рекорда в 151 млрд долларов, что будет означать снижение на 2–3%. Доля несырьевых неэнергетических товаров в общем экспорте, таким образом, подрастет до 35%, что будет немного ниже локального пика 2016–2017 годов (38%), но значительно выше уровня первой половины 2010-х (27%).

Общий же экспорт не превысит 420 млрд долларов против 450 млрд год назад, что будет соответствовать как минимум пятипроцентному снижению.

Пять процентов снижения доходов от экспорта — это довольно ощутимо. Если уж мы радуемся приросту ВВП на ничтожный процент, то при пяти процентах снижения экспорта, видимо, нужно горько плакать.
Кстати, в этом году ожидается среднемировой рост ВВП в 3%, в который и мы внесём свой вклад! Правда, отрицательный.

Где же государство найдёт деньги для выполнения своих бюджетных обязательств? Видимо, за счёт увеличения налогов с населения и с тех предприятий, которые, несмотря на все "реформы", всё ещё держатся на плаву. Снова придётся затягивать пояса?

Где же выход? - может спросить меня читатель. Я думаю, выход из столь нерадостного положения следует спрашивать с тех лиц, которые и загнали страну в такое положение. Их, слава Богу, два миллиона, есть кому думать.



1) Праздник непослушания. Специальный доклад
Москва, 23.09.2019
https://expert.ru/expert/2019/39/prazdnik-neposlushaniya/

2) «Прорыв» в экономике России останется «мифом»
https://newdaynews.ru/moskow/671904.html