Грани Распада

Анна Джандиери -Фуникова
О романе Леонида Подольского «Распад» невозможно сказать в нескольких словах, ибо  книга эта подобна бриллианту  с   множеством граней, и каждую из них основательно и тщательно отшлифовал Мастер слова.

Мастеру всё под силу, его отличают  знания истории, медицины, человековедения  и, безусловно, большое писательское умение  увлечь читателя, почти разучившегося в наш век низкопробной литературы проводить время с  книгой.

Граней у романа много  -  как и главных и второстепенных героев -  и писатель рассказывает о каждом из них, поднимая за пластом предыдущий пласт времени, чтобы показать всю историю данной человеческой особи и дать понять, что её формирует и что  способно искорёжить. Искорёжить жизнь человеческую способно только само бытие - государственный строй, при котором человеку приходится жить.

И Леонид Подольский, последовательно  вводя нас, читателей, в подробные и интереснейшие исторические экскурсы, доказывает, что все события прошлого нашей страны, начиная с кровавой революции семнадцатого года, стали первопричиной последующего распада строя, человеческих отношений, изломанных людских судеб, живущих по чудовищным законам Молоха – государства, ранее построенного на крови и костях доверчивого народа.

Примером тому  многие непростые судьбы людей, изломанные суровыми временами революции, коллективизации, Гражданской и Великой Отечественной войн, описанные в романе. Это и судьбы их детей и внуков -  словно вековое проклятье преследует каждого за кровь, пролитую в далеком семнадцатом. Это учёные, в первую очередь думающие о выгоде и «тёпленьком» месте в науке, забывшие заветы, которым верили в начале своего пути в науку, и молодые люди, предпочитающие расчёт любви, и многие другие, кто примирился с правилами и законами общества  из страха или   безволия.

Интересные  размышления вкладывает автор в уста своего главного героя Игоря и его отца, профессора Белогородского:

«Долгая российская история – история подавления, самодержавия и рабства – воспитала тоталитарный тип личности: человека, чуждого к уважению собственности, личности и права. Этот человек не знает добро и зло, ему доступна лишь уравнительная справедливость…»

«Всякий, кто попытается выйти за пределы предназначенной ему клеточки – враг. Все повязаны между собой круговой порукой и страхом. И ещё, поверх того, все детали этой государственно-партийной машины крепко-накрепко связаны бюрократией».

«Но это не может продолжаться вечно. Раньше или позже начнётся распад…
Повторится то, что произошло с самодержавием…»

И распад действительно происходит -  распад государственного строя, личности, человеческой души, он касается каждого, о ком говорится на страницах книги.
Писатель подробно исследует причины  возникновения  страшного процесса , этот распад уже  не остановить, как термоядерную реакцию.
 
И всё-таки, всё-таки…

Бывший  крестьянин,  дед Грушин говорит:
«Если  бы кости все русские сложить, что под Москвой, да под Сталинградом да Берлином, да и те ещё, что под Бородином и на Куликовом поле – стена б вышла, ой-ой, всю Москву, наверное, огородить можно. А ведь всё ещё стоит народ, и ничем его не опрокинуть. Точно Ванька-встанька. Потому как стержень в народе есть. Вера. А не станет веры, силой не удержишь, всё поползёт в распад…»

И вторит деду  Грушину простая женщина Полина Аристарховна -  для неё способ разорвать сей порочный круг один: «Надо не делать греха. По совести жить. В то и верить»

И вторит деду Грушину и Полине Аристарховне  главный герой Игорь:
«У меня иная вера – Человек, Личность. И то, что в основе Личности лежат право собственности и свобода. России потребовалось чуть ли не тысяча лет, чтобы, в верхнем только слое, создать европейского Человека…Большевики вырубили этот слой…льщу себя надеждой…что я для того и нужен, чтобы, при случае, восполнить этот слой».

Трещину распада, прошедшего по нашему государству и судьбам, не заделать, но можно не дать ей стать ещё глубже.
Может быть,  это пока в наших  силах.

Хочется верить…