Моя Москва. Престижная жизнь на кладбище...

Лиза Обителева
Старое фото: Лишь малая часть на время  оставшаяся, пристройка - надвратный храм с колокольней от огромного снесенного  собора  Богоявления в Дорогомилово...Стоял слева, в плотную к этому храму. Все это позже тоже - снесено...

Сейчас это - Кутузовский проспект. Самые дорогие квартиры в Москве! Дома Брежнева, Андропова, Дунаевского, Шестоковича, Плисецкой, Зои Федоровой...

В 1938 году в Дорогомилово снесли большой Богоявленский собор... О котором всегда говорила моя бабушка. Они с дедом жили недалеко от него. На пересечении Студенческой и Кутузовского... Там у них появились все дети.
 Но кроме Богоявленского собора в Дорогомиловской ямской слободе - как ее тогда называли, (около бывшего Брянского вокзала),  были еще и очень старые церкви!
Я всю жизнь чту икону Тихвинской Божьей Матери! Прямо льну к ней... В  Дорогомилово была и церковь Тихвинской Божьей Матери, на Бережках. И она есть на старой фоторгафии 1882 года. Крупным планом. Но ее - тоже снесли(!).

... Архимандрит Амвросий Юрасов как-то спокойно рассказал, что когда была ситуация у него в молодости, что вернуться до ночи не получилось, то он перекрестился и лег летом спать между двумя холмиками- могилами... И нормально поспал.
Кресты ли его охраняли? - Бесспорно. С "жителями"...
Не боялся ночевать на кладбище! Просто он - чистый был сердцем! Грехи -исповеданные. А люди без исповеди: покойников и кладбища, и отпевания не выносят - боятся так, что их порой трясет от страха.

Ничего просто так не бывает.

Я родилась в роддоме и  всю жизнь живу в местах, связанных с героями Отественной Войны 1812 года и Великой Отечественной. Меня окружают названия : улица Василисы Кожанной - показавшей врагам "где раки зимуют", улица героя войны 1812 Барклая де Толли, памятники и названия в честь Петра Багратиона, Михаила Илларионовича Кутузова, Бородинская панорама и храм в честь Архистратига Михаила! Не удивительно, что я выросла патриотом своего Отечества. Вся моя жизнь - это окружение воинов-героев: улица Молодогвардейская ( в честь Молодой гвардии), улица маршала Неделина и Тимошенко, улица героя Сергеева, кинотеатр "Брест", кинотеатр "Бородино"... И так далее...

Это - история Москвы. Это места моего детства, места моей жизни и жизни моей семьи. (Даже в ясли меня водила мамочка, и в детскую поликлинику - на Кутузовском проспекте). Со стороны Москва-реки все время дули ветра. Поэтому, на прогулках, на ветру у реки меня часто продувало,  болела. И мама из яслей меня забрала... С нами - со всеми внуками - "сидела", (не присев ни на минутку), бабушка...

05. 10. 19
Церковь преподобной Елисаветы и кладбище было от Дорогомиловской Заставы до метро Кутузовская.

В Елизаветинской церкви кроме основного придела был придел Спаса Нерукотворного и придел в честь Владимирской иконы Божьей Матери,
так как именно на Владимирскую произошло столь знаменательное Бородинское сражение. Матерь Божия не оставила России и на этот раз... Вот в честь этой славной победы и был пристроен придел Владимирской иконы Божьей Матери. И
в 1812 в ста метрах от храма здесь было захоронение воинов, погибших в Бородинском сражении! И поставили обелиск... Да кто поставил! Предок мой - Прохоров.

Кроме храма Елизавете , захоронения русских солдат, офицеров и французов было и около храма Спаса Нерукотворного на Сетуни! (Чуть дальше по Можайскому шоссе и поворот налево). Однажды, во времена моего раннего детства мы с братьями, во время очередной прогулки ушли очень далеко и забрели на территорию тогдашнего храма Спаса Нерукотворного, (храм был не действующим), где лазили по припорошенным снегом огромным надгробиям. Мы читали все даты и имена на серых надгробиях, похожих на гробы над могилами.Я запомнила эти надгробия на всю жизнь, так как там были похоронены и французы! (Потом и у самого храма Спаса - кладбище снесли. Оставили малую часть - Кунцевское!)

Согласно официальным данным, только в одном захоронении(!) на Дорогомиловском погосте , где был храм прп. Елисаветы, было захоронено триста человек. На Дорогомиловском кладбище в царские времена стоял монумент, возведенный на средства известного столичного фабриканта Прохорова. На нем была указана именно эта цифра.

Но после 1930, начиная с 1936 - во всю строили дома. Прямо на могилах. Мало кого выкопали. Даже на еврейском кладбище. (Хотя, оттуда многие "своих" пытались перенести.) Только очень богатые могли перенести прах и перезахоронить. Еще моя бабушка ходила сюда с малыми детками и видела эти могилы (около станции метро Кутузовская) после войны и 1946 года.

Страшная находка была обнаружена несколько лет назад на набережной Тараса Шевченко. Началось строительство. Тогда и были обнаружены могильные плиты, которые более 50 лет назад сровняли с землей. Говорят, что во время строительства были обнаружены не только части могильных плит, но и человеческие останки, и военная форма... Ничего удивительного! Воины отдавшие жизнь за Отечество могут иметь нетленные мощи, так как они вполне могли удостоится святости на небе! По вере и жертве Богу и Родине. Отсюда и понятно, что солдат, погибших во время наполеоновского вторжения, в советские времена не перезахоронили. Что - очевидно.

На месте кладбища в доме № 26 (на самых костях) жили семьи Брежнева, Андропова, Щёлкова,... и многие члены ЦК.
А на кладбище этом был похоронен сам И. Левитан! Его пейзажи - шедевры.

В двадцатые годы стелу, установленную в 19-м веке, разобрали. Она была выполнена в православном стиле, что не соответствовало новой политике. В 1940 году на Дорогомиловском кладбище появился новый монумент, полностью отвечающий духу времени. Однако и он долго не просуществовал. В 1950-м кладбище закрыли окончательно. Останки солдат никуда не переносили, они так и покоятся в земле, под домами, построенными на месте Дорогомиловского кладбища.

На месте нынешней мастерской Петра Фоменко было еврейское кладбище! Имеено про него мне тоже рассказывала бабушка. Она смотрела, как выкапывали некоторые тела из могил, чтобы их перезахоронить. Бабушка была живым свидетелем уничтожения Дорогимовского кладбища. Они тогда жили в доме (ныне на ул. Дунаевского) , на противоположной стороне нынешнего Кутузовского проспекта.

22.09.2013г. 15:00-15:10
Москва. Дорогомилово.

+ + +

Дорогомилово - дорога к милому.
Кто умер, здесь лежал - могилою.
Елисаветы храм стоял,
Вокруг - погост - для тел причал.

В народе - место то - любили...
На Радоницу приходили.
И каждому здесь крест стоял:
Кому-то - камень впечатлял

С Крестом, плитой ложился тут;
Кому-то - так часовни сруб
Бывало ставила родня...
Здесь было место - для меня...

Но власть советская пришла.
И разгромила сгоряча:
Часовни! И кресты сломала...
Но, коммунистам было - мало.

Они решили храм - снести!
И клуб здесь новый завести.
Чтоб комсомольцы все - на танцы!
Да митинг в клубе провести.

Вздыхали, плакали иконы,
Когда срывали с них драконы
Златые ризы! И несли
Чтоб за границу увезти.

Потир, что в Алтаре стоял,
Снесли туда, где газ вонял
От страшной огненной печи...
Так поступали палачи.

А батюшку, что был при храме,
Они - раздетого, плетями,
К глубокой яме подвели,
Глаза там выколоть смогли,

Да сбросили его... живого!...
Землей засыпав, золотого...
А батюшка-то их - простил...
Он - землю Русскую любил...

Он сто поклонов ночью клал
И к Божьей Мамочке взывал,
Чтоб Та - СПАСЛА Россию всю!...
Которую, и я - люблю...

...Так, и теперь, Дорогомилово
Известно, как - "дорога к милому".
Как предки, здесь я и живу...
В Елисаветин храм хожу,

Елисавету - почитаю...
И вам про все стихи слагаю.

Адрес Дорогомиловского кладбища сегодня (минимальный размер): от моста к Деловому центру (Москва-Сити) через Москва-реку и до линии МЦК и станции метро Кутузовская.
Церковь располагалась приблизительно там, где сегодня стоит дом № 26 по Кутузовскому проспекту. Во дворе.

Церковь Елисаветы Преподобной - именно так назывался православный храм, снесенный в конце сороковых. (В 1939 году). На месте кладбища и прежде был храм. Первая церковь была деревянной, и возвели ее в 1722 году. Храм, как и кладбище, был памятником Бородинского сражения. Братская могила находилась приблизительно в 100 метрах от него. В двадцатые годы в стране закрывали и ликвидировали православные храмы и монастыри.

Но церковь Елисаветы Преподобной на Дорогомиловском кладбище, как ни странно, сохранили. Более того, в конце тридцатых годов власти позволили горожанам собрать деньги на строительство новой, каменной. К концу сороковых годов Елизаветинская церковь, именно такое название в те времена обычно использовали москвичи, оказалась в полном запустении. Когда кладбище закрыли, сровняли с землей и храм. На его месте построили дома в стиле сталинского ампира.

Профессорское кладбище

Однако вернемся к истории погоста, который в конце сороковых годов пополнил список исчезнувших кладбищ Москвы. Как уже было сказано, в конце 18-го века здесь хоронили в основном крестьян. А в годы Отечественной войны - солдат. Кладбище тогда приобрело некое историческое значение, что, впрочем, не придало ему престижа. Здесь не было ни одной купеческой могилы. На этом кладбище не хоронили состоятельных людей. Купцы первой гильдии предпочитали в качестве своего последнего пристанища Новодевичье кладбище. Даже фабрикант Прохоров, стараниями которого была возведена стела в память героев Отечественной войны, похоронен был на самом престижном московском погосте, том самом, который представляет собой сегодня музей под открытым небом и привлекает огромное количество туристов. По неизвестным причинам, в конце XIX века на Дорогомиловском кладбище вдруг стали хоронить ученых. Здесь появились могилы известных в те времена университетских преподавателей.

Кладбище могло бы получить второе неофициальное название - Профессорское.

Но этого не произошло. В начале 20-го века здесь хоронили деятелей искусства, политиков и прочих известных личностей. На кладбище, которое таит много загадок, нашел последнее пристанище министр народного образования, убитый студентом-радикалом в 1901 году. Этот столичный некрополь мог стать не менее ценным историческим памятником, чем тот, что располагается у стен Новодевичьего монастыря. Но в сталинские времена было, видимо, не до сохранности реликвий. Москвичам катастрофически не хватало жилья, квартирный вопрос их портил. Нужны были новые жилые дома, и их возвели. Вряд ли жителей столицы, наконец обретших жилплощадь, занимала тогда такая мелочь, как остатки захоронений у фундамента.

Понятно, что жить на бывших могилах - именно на снесенном кладбище - не нормально. Грех это: без Панихид перезахоранивать прах и вообще уничтожать захоронения! Покойники наверняка являлись жителям привидениями...

"Аура" в этих домах нехорошая, как там говорят - мягко сказано. Здесь проживали некогда Щелоков с женой. После смерти Брежнева он лишился должности. Спустя два года покончила с жизнью его супруга. В 1984 году застрелился и сам Щелоков. Согласно легенде, его квартиру занял другой государственный деятель, который тоже в конечном счете покончил с собой. Но имеют ли эти истории отношение к Дорогомиловскому кладбищу? Наверняка.  В советские времена многие политические и государственные деятели завершили свою карьеру трагически.
И еще потому, что: если человек покончил собой, то место это надо покропить как минимум святой водой, а по большому счету - освятить. Священника в дом для освящения жилища пригласить. А если этого не сделать, как и панихид по покойником, чьи могилы уничтожали, то ничем хорошим для следующих жителей это не закончится. Бесы, выйдя из самоубийцы приходят на место, где он жил и мучают тех, кто не ходит в церковь, но кто живет где предыдущие обитатели  этого места.