Ушедшая. Из цикла О любви

Наташа Шевченко
                Предыдущая глава: http://www.proza.ru/2019/05/23/920


                Была сирень, да вся повяла,
                Вся до цветочка отцвела.
                Была любовь, да вот не стало,
                И я не верю, что была.
                Из стиха М.Матусовского «Была судьба»


     Снова перескочила. Четвертая глава должна быть о платонической любви, но сегодня вспомнила прекрасную песню, музыку к которой написал Вениамин Баснер на слова Михаила Матусовского к фильму «Факты минувшего дня». Но не в фильме, а на каком-то концерте или в передаче по телевидению, ее исполнил Эдуард Хиль, и я влюбилась навсегда в ее удивительные строки. Правда, в памяти остались только последние строчки «Была любовь, да вот не стало, и я не верю, что была», с музыкой остались. Это было до инета, и тогда, увы, не смогла найти все стихотворение и очень мучилась этим. Но запомнившиеся слова всегда напевала в том или ином случае.
     А сейчас (как это славно!), я и слова нашла, и песню прослушала несколько раз, и узнала о фильме, который, конечно видела раньше, но песней в нем не прониклась.
     Наверное, не нужно было ретроспективить тут о вышеизложенном, но так уж случилось, что сегодня даже не думала писать следующую главу цикла, однако, когда влезла в поиски, мое дорогое вдохновение закружило-завлекло в свои сети.
     И вот она, новая глава о любви. Об ушедшей.
     Почему так бывает, что любовь может навсегда остаться в сердце, или запомниться прекрасными моментами, или вызывать улыбку трогательности при листании памяти?
     Почему любовь может остаться, а может уйти, не оставив следа?
     И хотя, задаю вопросы, ответ знаю.
     Просто мне важно подчеркнуть, что можно расстаться с любимым, но в сердце останется сияние, а можно расстаться с любовью, когда в сердце не остается ни проблеска. Любовь ушла, выключив за собой свет.
     В таких случаях, она никогда не вернется. Потому что, ушедшая любовь оставляет за собой пепелище, выжженное пространство. Новая любовь родиться может, а та, что после крематория…
     Ладно-ладно, больше не буду бросаться дешевыми аллегориями. А расскажу, почему, так случается, к примеру, что один человек в паре представляет то, что через время можно любовь возродить, а другого человека тошнит от одной мысли об этом. Эти двое любили одинаково, но что-то случилось такое, что продолжение отношений возможно только в параллельных реальностях.
     Утрата доверия – вот общий знаменатель причин ушедшей любви. Унижение, неуважение, измена, насилие, ложь, да мало ли причин тому, чтобы один из двух, обнаружив эту причину (причины), стал страдать. Страдание от унижения – не страдание от неразделенной любви. Это испытание, которое кто-то терпит час, а кто-то годами. Последнее, скорее всего, матримониально. Брак, дети, квартира… их порой так трудно поделить. Или тяжко лишиться. И униженный терпит, сжигая мало-помалу чувство.
     Словосочетание «утрата доверия» присутствует в социальных отношениях взрослых и детей, когда ребенок уходит из-под влияния родителей, в трудовом праве, когда эта утрата влечет расторжение договора. Это серьезный психологический момент, роняющий зерно подозрения в любовные отношения и тут же открывающий черную дверь в чувство, закрыть которую… вообще-то можно.
     Восстановление доверия не такая уж и сложная сторона взаимоотношений. Человеку свойственно ошибаться. Но вот, что самой ужасное, человеку трудно меняться. Ошибка прощается. Ее повтор – нет.
     И тем не менее, есть кое-что, позволяющее вернуться к началу отношений, к еще не сожженной окончательно любви, к восстановлению доверия, а значит, к тому, чтобы любовь осталась навсегда хотя бы в памяти. Согласитесь, если уж не жить в любви всегда, то хотя бы остаться в чьей-то душе элегией. Или хранить элегию. 
     Все просто. Человек должен уметь уважать. Признавая достоинство личности, мы стремимся к справедливому отношению. А это и есть залог восстановления доверия.
     Человек ошибся, но уважая, пообещал и выполнил – вот формула возврата.
     Меня все время удивляет тот, кто обижает кого-то, но, при этом, стремится заполучить свою ушедшую любовь. Так и хочется крикнуть: эй, опять нестыковочка! Не-а, снова не туда. Да нет же, нет там прохода. Тупик, малыш. Почему не кричу? Да-к, не услышит, даже если оглушу этими словами. Не всем оно дано, уважение.
     И вот, вы знаете, что получается? Как бы женщины прекрасно не владели шантажом, как бы мужчины ловко не применяли насилие, ушедшая любовь безвозвратна. Рядом с шантажисткой или насильником будет тело, но не душа, пепелище, но не любовь, страх, но не уважение. А чувство какое? Ненависть, конечно. Какая там любовь? А да, ушедшая.
     Послушайте песню «Была судьба». Закройте глаза, опустите свое лицо в ладони и слушайте. Она о ней.
     Найдите песню «Была судьба». В ней что ни строчка, то золото. Это редко бывает в песнях.


     P.S. И вот еще что... пишу спустя сутки. Продолжаю думать обо всем об этом. И думаю, что прочти сей опус те, с кем у меня была любовь, да что там, уверена, что каждый из них хотел бы узнать, что осталось в моем сердце: сияние или пепел? Откуда уверенность? Сама задумалась о том, что я оставила в их сердцах. Ведь, бывало, и я жгла.


      Следующая глава: http://proza.ru/2020/10/20/738


_____
Эдуард Хиль «Была судьба»: https://www.youtube.com/watch?v=7SBWqiCa1v8