Оля-Мауголя или приключения девочки-маугли-6

Ладо Булах
...Много горя на своём веку повидала земля наша! Вороги разные не раз пытались покорить нашу землю,да не вышло! Не сломить нас ворогам,не отнять ему воли нашей,никогда не заставить нас в ноги пасть! Да не даром говорят что в какой семье не без урода! Так случилось и в нашей истории. Олюшка и Витюшка слушая Евсея Панкратовича поняли сколь богата история их родного края и в их сердечках родилось жгучее желание самим всё исследовать и докопаться до правды! Давайте заглянем снова в хату Евсея Панкратовича и послушаем об чём там сейчас разговор. На улице дождь,старик латает валенки,а Олюшка с Витюшей разбираются с кукольным домиком.

-Хм...хорошо что я взял саморезики,ими можно надёжно усё скрепить! От тилько треба основание ще змайструвать(смастерить)! -сказал Витюшка.

-Правильно,Витюшка,тоди будыночок(домик) буде устойчивым! Эге як дощ перищет! Наче заведённый! Треба буде як ущухне(утихнет) збигать та посмотреть чи не забагато( не много ли) воды прибыло! От греха май дали(по дальше)! -сказала Олюшка.

-Оце правильно,Олюшка! Непременно збигаете туды с Витюшкой як оця распромокла канонада вгамуеться(утихнет)! В таку погоду добрый хозяин собаку на двир нэ выжене! -сказал Евсей Панкратович .

-Ваша правда,дидусю! Ач як дождь перищет! Як навиженый(как полоумный)! Я тут оце недавно бачив на краю села пепелище,там хата была,да? А хто там жил! Курень знатный был,по ходу тама! -сказал Витюшка.

-Ага,точно! И я з дивчаткамы то мисце(место) бачила! А ток люды то мисце десятою дорогою обходять! А чого так-то,диду?-сказала Олюшка.

Евсей Панкратович переменился в лице,кашлянул в кулак и попив воды заговорил:

-Ой,диткы,краще б вам то не знати! А як вы вже спыталы(спросили) про то,то так и быть,скажу вам! Звири там жилы! Люти звири! Батько й сын! Ниденко ихняя фамилия была! Старший Ниденко,Ефим,служив у атамана Краснова,советьску власть люто ненавыдив(ненавидел). Як Гражданська война кончилася,ён з Кубани сюды и перебрався! Куринь побудував,жив особняком! Жинку свою ревнував до каждого стовпа,быв ея смертным боем,и дочок тожа! Зато сынка свово,Егора,холил и пестовал! У совхоз не пишов,и пыв добряче! Жинку евойную Мариной Семёновной звали,а дочек,а их аж пятеро было, Зинаидой,Марией,Анной,Варварой и Пелагеей звали. Егорка вторым у них народился,одразу ж писля Зинаиды. Марина Семёновна хозякою доброю була,всё у ней у руках спорилося,и дочок так выховала(воспитала)! А Ефим  тилько(только) Егором и занимался,учил того верховой езде,у лис брав и там потайки вчив на шаблях бытыся и стриляты з пистолета и рушныци(ружья) чи з гвынтивкы(винтовки) ! Дивчата гарни выросли,пригожи,працевити,и як почалы до ных хлопци залыцятыся(за ними парни ухаживать) то Ефим як з цепу сорвался! Ей Богу! Он усих хлопцив до дочок не подпускал,а як ти заявили шо хочуть замиж то геть показывся(совсем взбесился) ,старшим ,Зинаиде и Марии косы шаблею(саблей) отрубил и до смерти нагайкою запоров,и жинку, що заступаться за дочок кинулася, убив,зверюга! Народ до куреня ихнего збёгся,Юхыма мужики насилу скрутили! Ну потом поховалы Марину и дочок ея Зинаиду и Марию. Варвара с розуму зийшла,ея у больницу забрали, Анютку с Пелагеей в детдом отправили,Юхыму двадцать годов суд присудил и у Сибирь го отправили! А Егора в колонию определили,ён дюже злющий был,зобижал и старых и малых! И як немчины опять на нас попёрли,так атаман Краснов поклялся в верности ихнему Гитлеру проклятущему и кизячки повылезали из своих нор. На шапки нимецьки кокарды поцепляли и давай перед новыми хазяями выслуживаться грабя и убивая и старых и малых. И в кинци ноября 1941-го года нате вам-объявилися зверюги окаянные,батько й сын Ниденки! Кизяки хреновы,прости,Господи! Старший,Юхым,стал начальником местной полиции,а сынок евойный,Егор,значится,стал служить в айнзацкоманде,те нелюди людей до нитки оббирали,перед нимцями выслуживались,у Ниметччину усе отправляли,ироды! Самогонку дули як кони и дивок портылы,бисови диты! А народ мовчать не стал,партизаны объявилися у нас! Нимци и посипакы ихние мало не з шкур вон лизлы абы командира тех  партизан поймать! Вси го "Дед" звали! Его сам проклятый Гитлер як чёрт ладана боявся! Де партизаны прочухана нимцям и полицаям дадуть добрячого,туды мигом каратели шли и палили всё,и ни старым ни малым пощады не було! Особливо ти сами Ниденки зверствовали страшно! Их уси боялыся! Мы потайки на печи для партизан папуши крутили! Ну цигарки таки вэлыки(большие), да влес тайком же носили и передавали! От якось поздним вечером до нас старший Ниденко заявился ,вже добряче выпивши! Сел коло столу и кажет бабушке и тёте:

-Я до вас по дилу,тётя Серафима,Глафира! Знаю шо советы шибко вас зобидили,мужей вас лишили,я ж замовлю за вас у комендатуре словечко,будете там прибирать да куховарить. А чого? Вам паёк дадуть,все ж легче буде вам! А советов нимци аж за Урал вже загнали,Москву взяли,так-то! -.

Слухайте,мне так захтилося у той момент крикнуть Ниденку:

-Брешешь,собака! Брешешь,зверюга проклятая! -.

Та памятуя шо уже раз чуть не подвёл усех под монастырь,я закусил губу так шо аж прокусил! Но промовчав!

Бабушка и тётя по началу опешили,а потом бабушка и кажет тому гаспиду:

-Добре,Юхым! Твоя правда,житы якось треба,а в нас он диты мали! Та й так нам безопасней буде,и спокойней!-.

-Оце правильно тётя Серафима! Я документы вам справлю и паёк маты(иметь) будете! Прыходьте завтра часов в одинадцать до комендатуры,скажить шо до меня! Я буду ждать! З вас могорыч!-ответил Юхым и захотав встав з-за столу и вышел вон.

-Мамо,схамениться(опомнитесь)! Та як же можна зверю тому верить! Шо люди подумають?! Господи,та як ми писля такого в очи людям дывыться будемо,мамо?! -вскричала тётя Глаша.

-Доцю,диткы,так треба,розумиетэ(понимаете),нам документы потрибни абы наших з полону вызволять и бить отых гаспидив клятых! Ничего,прорвемося! Диткы,а вы як у лис пидете то дывиться в оба! Чулы?! -.

-Чулы,бабуню! -хором ответили мы с печи.

Тилько потом мы поняли шо бабушка наша поступила мудро. Нам дали эти як их ...а,аусвайсы,о! И мы могли ходыть куды хочемо! А нам тилько того треба было! У лиси шишки и хмыз(хворост) собирали,веточки малины,земляники,   ягоды,грибы,носилы папуши в умовнэ(условленное) место,а бабуня наша с тётею у комендатуре работали! Партизаны листовки клеили всюды,мы знали шо Москва -наша,народ наш борется з загарбныками(захватчиками),нимци и посипакы ихние казылыся, и у феврале сорок второго года пишлы на партизан нимци и полицаи,попереду танки нимецьки пошли,а за ними пихота и полицаи. Хотели партизан у болото загнать и там зныщыты(уничтожить) та куды там! "Дед" с побратимами дав тым собакам прыкурыть добряче! Тикалы ти шакалы так шо любо дорого дывыться було! И меньшого Ниденка тоди и убили! Усих жинок плакать полицаи согнали! Старший Ниденко,пьяный як свыня,рвал и метал,рвався,гаспид, мстить за сына! Мы стали бояться на двир выходить! Та надо ж было шукать щавель,дикий лук,всё шо можна було скушать! Та й папуши носить треба було! Юхым нас не трогал,он успокоился и шукал самогонку всюды! Нимци и полицаи нышпорылы(шастали) кругом,а мы тоже не дурни,де попало не ходылы! И от летом, в июне,в другий половине,мы пишлы сбирать травы целебные,их тута ого скок росло тоди та й зараз тож! Ото сбирали мы травы,сбирали,аж до самои тои усадьбы забрели! Тама малинник нашли знатный,да раньше трошки надыбали место де багато клюквы,журавлыны,по нашему,растёт,туды мы позже ходили,тоже полезная ягода,скажу я вас. От як до усадьбы добрели,глып-аж туча чорна пив неба закрыла! Загримело,ветер зирвався и дощ линул як з видра! Ну мы,слава Богу,успели сховаться у той усадьбе вовремя. Ну костерок развели,разделись,одёжки просушить развесили, по сухарику,брали с собой завсегда,сгрызли. Дело привычное! Мы ж зимой нагишом в снегу дюже любили покачаться,побегать,поиграть,но не долго! Енто после парилки самое то! От того закалённые стали,не болели особо,и ели всё засегда шо на городи росло,в саду чи у лиси! Мотюшка с Машуней быстро у нас освоились,привыкли и уже все их своими считать стали,и поныне так! Вот значится,сыдымо мы коло ватры(костра) тыхенько балакаемо соби. И тут голос:

-От не на! Козачата наши! От молодци! Одёжки сушить развесили! Друг дружку не соромляться! Сразу выдно шо наши! А чи можна до вашого куреня,диткы? -.

Мы вздрогнули,переглянулись,а Мотя с Марусею и кажуть:

-Можна! Можна! Сидайтэ,дядя Коля! Це дядя Коля,той самый,помните! Мы ж рассказывали! -.

-А,он воно шо! Сидайте,дядя Коля! Ласкаво просымо до нас!-ответил я.

-Дякую,козачата! А вы я бачу смелые,не соромитесь друг дружку!-сказал бородатый высокий мужчина лет сорока на вид с немецким автоматом на груди.

То был он,гроза полицаев и немчин, Николай Заброда,командир партизанского отряда имени Ивана Сирко,партизанского соединения самого "Деда",которого сам проклятый Гитлер боявся дюже! Если сперва немчины за его голову двести тысяч рейхсмарок давали,корову и землю,то уже пизнише за голову дяди Коли немчины уже четыреста тысяч рейхсмарок давать стали,три коровы,землю и имение у Ниметччини! А за "Деда" и того больше давали гаспиды оти проклятущие! Якраз тоди у наше село эсесовцы приехали,люти звири,партизан всюды шукали,не щадили ни старого ни малого,палылы села и з ными старший Ниденко лютував,за сынка мстывся,падлюка! Воны з сыном у курени, тому самому,своему, що не жилый стояв, оселылыся,там и жылы,аж писля войны мы узнали як воны,прокляти,вернулися до нас!

-А чого соромиться? Мы соби хлопчики як хлопчики,а воны дивчатка як дивчатка! Тай звыклы мы такечки уже! Мы ж закалённые! Травы мы цилющие сбирали ну и чуток пид дощ попали! Добре шо от нашли де сховаться та перечекать!-ответил я.

-А й справди,чого соромиться-то,дядя Коля? Так оно краще! Разом оно и веселей и безопасней!-хором выпалили дивчатка.

-Оце правильно! Молодци! Так держать! А скажить немцев у селе багато? Эсесовцы тут вроде як объявилися! Так?-сказал дядя Коля.

-Ой,нимцив в нас вагон и ще тележка! Их и так багато було,а тут ще й эсесовцы приперлися! Школу они под комендатуру зайнялы,гаспиды! Не школа,а фортеця(крепость) чисто! Заборище высоченный поставили,                а сверху ще проволока колюча! Кулэмэтив(пулемётов) понаставили страх сколько! А ще танки приперлися,страшни таки ! И тэпэр уси як мыши по хатах сыдять,носа на двир нэ кажуть! Эсесовцы всюды нышпорять,партизан шукають,старший Ниденко,вин начальник полиции у нас,як сынка го партизаны застрелили,колы той пишов з нимцям супротив них,так зараз страх як лютуе!  Сам катуе(пытает) тех кого эсесовцы схоплять! Перед хазяями своими,звирына така,выслужуеться! -хором наперебой ответили мы.

А я добавил:

-Ниденко думае,гад такой,шо як шо батькив мого и от Клавочки с Марфушею советьска власть арестовала то мы нимцям в ножки падём! Щас! Розигнався! Ни за що! Никогда!  Бабушка и тётя Глаша,матуся Клавочки и Марфуши у комендатуре прибирают и куховарят,так воны чулы шо нимци знов на партизан иты надумали! З фронта части сюды перекидають, и ще як наче в якомусь отряде шпыгун(шпион) есть! Вин должен утекти буде и принести нимцям точне мисце(место) базы партизан! Це Ниденко пьяный розпатякав(разболтал) ,як до нас раз пришел був. Он нас не чипае( не трогает),берет в нас тютюн(табак) ,мы сами вырощуем го! Нимци эрзац-цигарки курять,куды им до наших тютюну и махорки! А нам то на руку! Мы ж партизанам папуши робымо(делаем) и у лис носымо(носим)! -.

-Ого! Молодци! Вы розумни,я бачу,диткы! Советьска власть хоч и арестовала батькив ваших,та всёж розберётся шо та як! Якщо вынуватый,то будь добёр отвечать! А от якщо ни,то держава отпустит с миром! А й тем хто завыныв(провинился) держава даст шанс спокутуваты свою провыну(искупить свою вину) ! Може батькы Евсия,Клавочки и Марфушки зараз на фронте,бьють клятых нимцив! Хто зна! Вы от шо,козачата,будьте осторожны и глядить в оба! Скоро з Москвы должна прилететь радистка-комсомолка,ну шоб наладить связь с Москвой,там штаб партизанского движения,там товарыш Сталин! Нимци та ихние посипакы(прихвостни) на пакости горазды! Если шо,знаете де старый дуб растет? Там недалечко пень трухлявый стоить! Туды пляшечку(бутылочку) з записочкой класть будете! Чулы?! Де шось вчуетэ(услышите) бегом писать и в пляшечку и сюда! Скажите бабусе своей и тётушке и мамке шо партизаны близко,и шо зверям поганым пощады не будет! Нехай хто из них пишет,вы ж маленькие ще! О,от голова моя дирява! Давайте поедим нормально! У мене е сало,хлеб,цыбуля,то ж зараз и попируем трошки! -сказал дядя Коля.

-Добре,дядя Коля! Мы же нэ дурни! Все понимаем! Хлиб,сало,цыбуля,оце по нашему! -весело хором ответили мы.

Попировали мы на славу тогда,ну и после,мы оделися,затушили костёр,распрощались с дядей Колей и пошли в село. Бабушка с тётею чуть ума не лишились покы мы не вернулися! Мы рассказали им кого встретили в лесу. Так бабушка и тётя стали вскорости связными партизан. Слова дяди коли не выходили из моей головы! И в сорок шестом годе мы и узнали шо мий батько и батько Клавочки и Марфуши былыся з нимцями на фронте и полегли оба в Польше,пид Варшавою... 

Батька Клавочки и Марфуши,Панаса Дмитриевича, слидом за мои батьком арестовали и тоже пятнадцать годов припаяли и будь добёр на Колыму,мил человек! Их обох потом у штрафбат отправили,провыну перед державою кровью искупать! От они и билися,сердешные! Искупили... Полегли на поле боя....Я потом вам всё расскажу про то,мои милые! Расскажу и про то як з лап ката Ниденко мы юну радисточку вызволили и як она нашенской старшею сестричкою стала! О,вже й вечерять пора,зайченята! Давайте поедим ,та телевизер посмотрим,узнаем чего на белом свете деется! -.

-Точно,дидуню! Кулеш уже якраз поспел,грибочки ось есть, ковбаска домашняя,чай мы с Витюшкой нашенский,на травах заварили! А завтра вечур нам дале расскажете шо було! У нас завтра с Витюшей поход у лис,а вернёмся покумекаем як будыночок наш до ума довести!-весело сказала Олюшка.

-Оце добре! Ач,яки вы хазяявыти(хозяйственные) ! Молодцы! О,я покы вы у лиси будете струменты вам подберу,ентого добра тута много есть и дам две широких доски,гляди и буде вам основание для будыночка вашего! А якщо великовато буде,то ничё,лишнее одрижемо! -весело ответил Евсей Панкратович.

-А нашо ризать,дидусю! Мы може дворик змайструемо навколо(вокруг) будыночка! Так ще краще(ещё лучше) буде! А?! Олюшка?!-весело ответил Витюшка.

-Ну ты и голова,Витюшка! Правильно! Навколо будыночка буде дворик! Зараз повечеряемо,дождь кажись вщухает уже,а завтра сходим с тобой Витюшка в лес,поглядим шо там робыться! -отозвалась Олюшка.

Евсей Панкратович улыбнулся в бороду,он понял что дети на одной волне,и что для них началось удивительное лето!  Оля с Витюшей накрыли стол, все вкусно поели,а после все трое обитателей лесной хаты пили ароматный чай и смотрели телевизор.....