С Днем Учителя, уважаемые педагоги! 2019 год

Нина Мелодина
День Учителя - общенародный праздник: ведь в каждой семье есть дети. К нему готовятся и ученики, и их семьи, и педагоги.

На тему воспитания и обучения, на тему детства я много писала в разные годы.

Сейчас же хочу привести свои выписки на школьные темы из журналов и книг.

"Наука и жизнь" №6 1994 года. О проблемах школьной реформы в США, доклад 1983 года: "Время, когда общество могло опираться лишь на интеллектуальную элиту, прошло. Конкурентоспособному государству нужно  массовое образование. Качество образования в США должно быть в начале 21-го века самым высоким в мире. А само образование - главным показателем уровня жизни, основой экономической мощи и безопасности государства". Стр. 50.

В нашей же стране качество образования стало падать, а "реформирование" 90-х годов привело к полному краху системы. Бывший министр А.Фурсенко призывал воспитывать не творца, не гармонично развитую личность, как в советской школе, а потребителя.

Теперь скажу об имидже учителя и родителей, создаваемых в популярном искусстве. Педагоги в большинстве произведений выглядят очень непривлекательно. То есть в качестве примера берётся худший вариант.

Но вот что надо бы учитывать современным авторам: если критикуете школу и учителей, то сами уж постарайтесь не делать элементарных ошибок. Тем более, что тексты перед издательством читают несколько специалистов. Они что - этого не видят?! Или сами из тех, кого А.Маринина назвала "воинствующим невежеством"?

Вот небольшой отрывок из книги о-очень популярной писательницы: умная главная героиня приходит в школу. И что же видит и слышит? Педагоги там подобрались "пакостные", директриса была "откровенной сволочью", завуч "походила на надзирателя в концлагере". Учителя "визжат", говорят на сленге подростков. О директоре. "Тётка подняла голову и издала рык... "Занято!" Фельдшер школы говорит: "севодни", "наложуть". А ученики, конечно же, веселые, остроумные, "продвинутые", информированные.

А как же с грамотностью у самих современных авторов? Их такие умные ироничные герои (некоторые даже с филологическим образованием) говорят: "пропылесосю", "всё ж таки", в январе 30 дней, и не могут решить такую ну очень "сложную" задачу: одна конфета весит 2 грамма, сколько весит килограмм конфет? Можно ли всё это списать на "ироничность", в том числе и заголовок "Тушканчик в бигудях"? И это лишь малая доля всего того, что записала, а сейчас нашла, могу указать, где именно.

Все мы можем допустить ошибку, но уж если решишься кого-то осмеивать, то самим-то нужно обладать хотя бы элементарными знаниями.

Из подобных ситуаций можно сделать один вывод. В обществе воцарилась воинствующая посредственность. "Вот в полуфрачке, раздушенный времен новейших Митрофан. Нетесаный, недоученый, а уж безнравственный болван." (М.Ю.Лермонтов)

А опытные высокопрофессиональные педагоги - одни из немногих, кто этой посредственности пытается противостоять.

С праздником вас, уважаемые Учителя! Сил, терпения, благодарных учеников, союзников-родителей и радостного, результативного труда! Несмотря ни на что!
                2019 год.

                Особый статус учителя.             Ноябрь 2011 год.

Государство и общество предъявляют к школе и к педагогам очень высокие требования. В соответствии с должностными инструкциями учитель обязан:
дать знания, причем знания, соответствующие требованиям государственного образовательного стандарта;
осуществлять воспитание обучающихся;
содействовать социализации учеников, формированию общей культуры личности...
Учитель несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса.
И это правильно. Но без помощи государства и общества эти требования выполнить невозможно. Со стороны государства нужно: материальное обеспечение образовательного процесса; законодательная база; подготовка учителей.
Со стороны общества: соответствующая идеология(комплекс идей, хотя сейчас это понятие часто заменяют словом "политика".

В постсоветский период обществу работа педагогов нужна больше, чем когда-либо(в 90-е годы в несколько раз возросла детская преступность, появилась организованная детская преступность, увеличилась детская смертность, по количеству самоубийств среди детей и подростков наша страна занимает одно из первых мест в мире). И что бы ни произошло с ребенком, подростком - несчастный случай, хулиганство, распитие спиртных напитков, совершенное преступление и т.п. - с вопросами идут даже не к родителям (они, как правило, алкоголики, с них ничего не спросишь), а в школу: к директору, к классному руководителю.

Я хотела бы несколько слов сказать лишь о статусе учителя.
Авторитет учителя в обществе резко упал. Это, конечно, не могло остаться незамеченным. Но что говорят по этому поводу?!
"Необходимо вернуть учителю власть". "Учителя защищают свои корпоративные интересы." "Авторитет учителю нужен для самоутверждения".
Нет.
Высокий статус, особое положение в обществе одно из важных условий успешного выполнения учителем своих обязанностей. А задача конкретного человека, обладателя этого статуса, быть достойным высокого звания учителя. Кстати, это зафиксировано и в должностных обязанностях: "Учителю необходимо соблюдать этические нормы поведения в школе, быту, общественных местах, соответствующие общественному положению учителя". В советское время на таких принципах и готовили педагогов. И статус учителя был очень высок. По-другому работать невозможно. Общество должно в СМИ, в художественных произведениях формировать положительный образ учителя. И это лишь небольшая часть работы по воспитанию нового поколения. Не ради учителей, а ради самих детей. Иначе их воспитанием, социализацией и формированием общей культуры будут заниматься или Комиссии по делам несовершеннолетних или преступные авторитеты, которые сумеют и сформировать соответствующий образ себе и обеспечить подчинение.
               

  Учитель - ученик - общество                Август 2011 год.

  Учителя и военнослужащие относятся к самым консервативным слоям общества. О себе пишут немного. Прочитать о них можно только в профессиональной печати. Но о них пишут другие. Часто не просто негативно, но и оскорбительно. Вот я и решила ответить. А если кому-то не понравится мой ответ, пишите сами, пишите лучше, пишите для всех, а не для узкого круга профессионалов. Может быть кто-то скажет: "Хорошо не умеем, а плохо не хотим". Но о нас-то пишут все, кому не лень. И пишут далеко не шедевры. Зато формируют общественное мнение. Без нашего участия.

Например, недавно в одном из произведений прочитала о сухой озлобленной математичке, которая, конечно же, глупее своих учеников. А то, что она окончила физмат, причем в советское время, конечно же, ни о чем не говорит. А ученики, которые с трудом, и, видимо, с большим трудом, справляются с программой средней школы, конечно же, умнее.

Слышала о сериале "Школа". Ни я, ни мои знакомые учителя его не видели. Дети видели. И возмущались, что их показали "такими придурками". И надо было объяснять, что все школы разные, дети разные. И авторы сериала, вероятно, показали себя, своих одноклассников, свою школу. Учитель начальных классов сказала, что отрывки из подобных сериалов надо показывать родителям на первом собрании. А потом сказать: "Вот что будет с вашими детьми, если мы с вами не будем их воспитывать".

Таких учителей, которых я знаю сейчас, у которых училась и с которыми работала,  показывали в советские годы.(В последние годы видела только в фильме "Ласковый май"). Любимый фильм - "Розыгрыш". Там все правдиво. И только когда я слышу ответную речь классного руководителя в конце фильма,думаю о том, что сценарий писал не учитель.(Для тех, кто не видел этот фильм, поясню: там ученик обвиняет учительницу в том, что она ничего в жизни не добилась. 30 лет "просидела на одном и том же стуле", в то время, как ее ученики стали профессорами и академиками.) Учитель бы обязательно сказал, что вот эти ученики, ставшие профессорами и академиками, как раз и есть цель, результат его работы, его гордость. Когда выпускники поступают в вузы, особенно престижные, они или их родители звонят учителям и сообщают об этом. Очень многие понимают, что в этом большая заслуга учителей. И учителя радуются, а не завидуют.

Проработать 30 лет в школе - это не "просидеть на одном и том же стуле". Это после каждого выпуска, после каждого учебного года и даже после каждого урока анализировать свои ошибки: что не получилось, почему не поняли, где потеряно время... И учитель должен не только научить. Но и воспитать в детях черты характера, необходимые для дальнейшего самостоятельного обучения. В том числе и уверенность в своих силах. Я знаю, что в одной методичке по математике есть несколько вариантов объяснения очень трудной темы. А потом рекомендация учителю: если найдутся дети, которые и после всех этих объяснений не поймут тему, то учитель должен сказать: "Ну ребята, более понятно, объяснить я уже не смогу". То есть педагог должен взять на себя ответственность за их непонимание. Чтобы эти дети не считали себя глупее своих одноклассников. И хорошие учителя так и поступают.

Но многие опытные педагоги из школы ушли. И можно себе представить, какие люди пришли на их места, на их зарплаты.

                Август 2011 год
Разместила всё вместе, чтобы не загромождать страницу.