Д. Энгр великий художник, влюбленный в красоту9

Койфман Валерий
ИХ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

Однако уже портретные работы 1822-1823 гг., и, прежде всего изображения супругов Леблан, говорят, что Энгр остался верен себе, своей способности тончайшим образом возвышать натуру.
С четой Леблан художник познакомился во Флоренции и, по-видимому, даже подружился. Он делает с них карандашные портреты в рост и выполняет также два живописных полотна. Особенно удачен ПОРТРЕТ Г-ЖИ ЛЕБЛАН, СИДЯЩЕЙ В КРЕСЛЕ (1823, НЬЮ-ЙОРКЕ, МУЗЕЙ МЕТРОПОЛИТЕН).

Закономерным следствием успеха «Обета Людовика XIII» явилось получение Энгром других официальных заказов. Самым важным из них было создание одного из плафонов будущего Музея Карла X в Лувре, в котором предполагалось разместить памятники древнееги¬петского и этрусского искусства. Заказ был получен Энгром осенью 1826 года.

Одержимый давним стремлением к воплощению в живописи величественных замыслов, Энгр решил создать аллегорическую КОМПОЗИЦИЮ «АПОФЕОЗ ГОМЕРА».

Гомер раз и навсегда воспитал чело¬вечество. Все великие люди Греции: поэты, трагики, историки, артисты всех родов, художники, скульпторы, архитекторы — все родились от него; и пока существовала греческая цивилизация, и пока после нее над миром владычествовал Рим, на практике продолжали применяться все те же однажды уже найденные принципы.
Позднее, в великие столетия нового времени, гениальные люди снова делали то, что сделали до них.
Гомер и Фидий, Рафаэль и Пуссен, Глюк и Моцарт в действительности говорили одно и то же».
В своей композиции Энгр поместил ГОМЕРА в центре на возвышении перед античным храмом. Богиня Славы венчает его лавровым венком, а у подножия трона женщины, олицетворяющие произведения Гомера,— Илиада и Одиссея; за его плечами мифические персонажи: Орфей, Лин и Аполлон-Мусагет; слева от Гомера — Геродот, Эсхил, Софокл, Еврипид, Менандр, Демосфен, Апеллес, ведущий за руку Ра¬фаэля, и Вергилий, представляющий Данте; внизу, с той же стороны,— Шекспир, Корнель, Лафонтен, Моцарт и Пуссен.

Справа от Гомера — Пиндар с лирой в руках, Платон, Сократ, Перикл, Фидий с молотком и резцом скульптора в вытянутой руке; за его спиной — погруженный в раздумье, со склоненной вниз головой Микеланджело, затем Аристарх, Аристотель и Александр Македонский, держащий в правой руке ларец, в который заключены произведения Гомера.
Внизу — Расин, Мольер, Буало. Так причудливо и в то же время не без логических оснований соединил Энгр СОРОК ЧЕТЫРЕ ПЕРСОНАЖА (!), принадлежащих разным эпохам и странам.