Д. Энгр-великий художник, влюбленный в красоту7

Койфман Валерий
               
ИХ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА
С падением Наполеона, произошедшим в 1814 году, и массовым отъездом из Рима французов, источник энгровских доходов сильно оскудел.
Длилось это недолго, Энгр быстро переключился на наводнивших тогда Рим английских туристов.
И стал создавать их карандашные портреты.
Карандашная графика Энгра – это вообще особая область его искусства. В ней поражает умение художника передать средствами чистой графики ощущение внутренней жизни модели, а также изящество деталей и смелое противопоставление подробно прорисованной головы модели обобщенному абрису ее фигуры. В его образах запечатлено конкретное и при этом как бы очищенное, вневременное и гармоническое бытие мира.
Энгр унаследовал лучшие традиции французского карандашного портрета XVI века, в частности творчество великого Франсуа Клуэ.
Не желая опускаться до "ремесленничества", художник "освежал" их портреты англичан изящными римскими пейзажами.
Вот некоторые из них: «Супруга Чарлза Бедхема».
«Супруга Скотта Макье».
«Портрет Чарлза Роберта Коккереля».
«Портрет Чарлза Томаса Тастона».
Теперь эти малоизвестные "британские картины" считаются одним из высших творческих достижений Энгра.
ДЕЛАКРУА И ЭНГР. Энгра часто противопоставляют Эжену Делакруа (1798-1863).Сравнивают при этом, в сущности, не их самих, а художественные философии, которые они представляли, - академизм и романтизм. Говорят, что Энгр тяготел к точной линии, а Делакруа - к богатому цвету.
Соответственно Энгру приписывают строгое следование законам классицизма, а Делакруа изображают глашатаем свободы творчества.
Вспоминают их непримиримую борьбу за право быть лидером французской школы живописи.
Делакруа видел в своем противнике «маньяка с узким зрением и полным отсутствием логики и воображения».
Энгр же характеризовал художественную продукцию романтиков как «совершенную безвкусицу».
Тогдашняя французская сатира не обходила своим вниманием это соперничество.
Один из авторов даже сочинил фельетон, в котором описывал воображаемую дуэль между двумя художниками. "Если победит мсье Энгр, - посмеивался фельетонист, - то цвет в живописи будет запрещен, и каждого, пойманного с тюбиком краски, подвергнут суровому наказанию.
Если же победит мсье Делакруа, вне закона объявят линию..."
Подобные представления, разумеется, не более чем схема. Реальный Энгр не вмещается в нее.
Стиль художника захватывает пространство от чистого классицизма до изящных искажений формы, присущих маньеризму, от сверхреализма фламандцев до типично ренессансной живописи.
Современников не раз удивляла эта противоречивость Энгра.
Интересно посмотреть, как ученик Энгра, последователь Эжена Делакруа, Теодор Шассерио (1819–1856) интегрировал в своем творчестве две, на первый взгляд, несовместимые противоположности: графическую линию Энгра и яркую многоцветную палитру Делакруа.
Картина «Купание в гареме», 1849 во многом напоминает Делакруа (это относится к второстепенным фигурам, написанию тканей и драпировок, выдержанных в зеленовато-синих и красноватых тонах). Что касается фигуры самой купальщицы, для которой позировала возлюбленная художника, то ее трактовка близка энгровским ню.
Современники часто критиковали молодого художника за эту неспособность создания собственного стиля. И только в наше время искусство художника оценили по достоинству, признав за ним оригинальную манеру исполнения.
К работам, в которых историческая точность костюмов и обстановки, к сожалению, заменяла отсутствие подлинных художественных достоинств, приходится отнести картину «Смерть Леонардо да Винчи», 1818. На нем изображен старый художник, умирающий на руках своего молодого покровителя.
Французский король Франциск I, бывший большим любителем итальянского искусства, пригласил художника во Францию. Леонардо принял приглашение в 1516 или 1517 году, и остаток своих дней провел на правах почетного королевского гостя.
Глубокое уважение, которое Франциск I испытывал к Леонардо, прекрасно передано автором. Изображение короля является, пожалуй, основной удачей Энгра в этой картине.
Роже и Анжелика (1819), Лувр, Париж. Сюжет картины почерпнут из поэмы Л. Ариосто "Неистовый Роланд". В ней описывается история Анжелики, прикованной к скале и оставленной в жертву морскому чудовищу. Ее спас рыцарь Роже, прилетевший на выручку на мифическом животном, представлявшем собой "смесь" лошади и орла.
Энгр берет самый драматичный момент этого рассказа, но фигуры при этом написаны так, что выглядят застывшими. Мы вновь сталкиваемся с почти нарочитой привязанностью художника к маньеризму, необходимым образом им «осовремененному».
Герои картины, будто вырезанные из картона, расставлены автором на фоне предельно упрощенного фантастического пейзажа. Энгра здесь, прежде всего, занимает контраст: Роже облачен в золотые доспехи, а Анжелика стоит у скалы обнаженной.
Обращает на себя внимание и "игра" узоров, покрывающих всю поверхность полотна (волнистый контур тела Анжелики, жесткие складки плаща Роже, овальные очертания хвоста морского чудовища). Замкнутость художественного пространства подчеркнута диагональю копья Роже, которое словно соединяет все элементы композиции.