Представительная демократия

Роман Дудин
    Представительная демократия отличается тем, что народ тем же голосованием выбирает тех, кто будет принимать дальнейшие решения. Это добавляет в систему опасность, что избранник может обмануть избирателей и злоупотребить полученной властью в своих собственных интересах. Какие это могут быть возможности, это отдельный и долгий разговор, но здесь я сфокусирую внимание лишь на некоторых моментах.
    По идее демократии, если избранная власть не выполняет свои обязанности, то она должна сложить с себя полномочия (сама, или по требованию народа), а если она не захочет этого сделать, то тогда единственной возможностью восстановить нужный порядок останется забрать их силой (или хотя бы угрозой её применения). Если ничего из перечисленного не происходит, народ остаётся в обманутом и угнетённом состоянии.
    В режиме представительной демократии власть может обманывать народ как невыполнением своих обещаний, так и подтасовкой результатов самих выборов, т.к. считать их будет не народ, а «специально обученные люди», воздействовать на мотивации которых она имеет возможности. При этом, какой бы не была власть в государстве, всегда какая-то часть населения её будет поддерживать. И последняя всегда представляет собой либо большинство, либо меньшинство. И если эта часть представляет собой большинство, то фальсификация результатов голосования будет не нужна; она нужна только в случае, если потребуется выдать меньшинство за таковое. Т.о., возможна система, при которой регулярный обман избирателей необязателен: выборы могут проходить то нечестно, то честно. Но только честно они будут проводиться лишь в том случае, когда воля народа будет совпадать с волей власти. Т.е., если воля власти в том, чтобы злоупотреблять своими полномочиями, то честными выборами народ ничего добиться не сможет.
    Если избираемой власти удалось обмануть народ предвыборными обещаниями, и народ ей поверил, и большинством за неё проголосовал – это считаются честные выборы. А вот если к следующим перевыборам обман с обещаниями проявился, и большинство теперь против, то здесь уже может пойти в ход обман с подтасовкой результатов. Потом, если на смену старой власти как-нибудь всё же переизберут другую власть, снова может пойти обман с обещаниями, и так по кругу.
    Если результаты выборов оказываются подтасованными, и народ об этом узнаёт, в нём подымаются настроения неповиновения. Но если они проходят честно, народ успокаивается. И если для сохранения своего положения власти нужно последнее, то она будет настаивать на том, что всё можно решить путём цивилизованных выборов, и что они возможны, и что тому есть реальные примеры. И настаивать на этом будет не только власть, но и тот электорат, что за неё голосует. И переубедить их будет трудно, потому, что в рамках классических демократических прав они имеют право тебя не слушать. И если выборы были нечестными, то эта часть должна быть меньшинством, но если какая-то часть из недовольного большинства поведётся на трюк с честными выборами, и поверит в систему, то она примет условия вечного обмана и угнетения. А если из-за откола этой части недовольное большинство перестанет быть большинством, то оно уже ничего не сможет сделать. И вот в этом завязка между ущербностью представительной и прямой демократиями: явный обман и условная честность работают, как две педали одного велосипеда. Поэтому представительная демократия всегда несёт в себе составляющую прямой демократии, и она рождается ей и подпитывается ей же.