Все, что я недоел. Все, что я недопил

Наталия Май
               

Я помню, как мы в юности слушали пародию на Шуфутинского, в которой певец распинался и повествовал о том, как ему плохо и в Америке, и в России. И чего он недобрал там и недополучил здесь. Это может служить точной характеристикой мировоззрения нашего поколения, выраженной предельно кратко, но очень метко.

Поколение моих бабушки с дедушкой, родителей воспитывали совершенно иначе. Конечно, всегда были откровенные мещане и обыватели, зацикленные только на себе и своем личном комфорте (как героиня знаменитой пьесы Розова, которую из-за ее страсти к покупкам называли прорвой). Но это были – некие отрицательные персонажи, которых принято было резко и жестко осуждать. Я в данном случае не высказываю свое мнение об этом, это все-таки – некая крайность, потому что любовь к комфорту вполне может сочетаться с хорошими качествами. Именно желание пригвоздить и заклеймить таких людей свойственно было советскому строю. Я представляю, как сейчас идеологи социализма смотрели бы «Модный приговор» и «Идеальный ремонт».

В самих этих передачах нет ничего зазорного, плохо то, что некое желание соответствовать глянцу, «красивой жизни» как в рекламе превратилось в смысл существования, смысл самой жизни. Вроде как без этого жизни нет. Мы постоянно смотрим, как светские львицы и львы (это люди как моего поколения, так и значительно моложе) демонстрируют особняки, подробно рассказывают, сколько стоит у них гардероб, мебель. Причем это происходит в тех передачах, которые вроде как не об этом, у них иная цель, и есть определенный сюжет – но и там есть вставки подобного рода саморекламы «светских львов». В разновидностях «Модного приговора» и «Идеального ремонта» это было бы уместно, но для чего это все время вставлять в передачи, которые вообще сняты с иной целью, мне непонятно. Уже скоро в программе «Время» будут такого рода вставки. Добиться этим можно одного – спровоцировать грабителей… Но, видимо, люди не боятся. Хотя при этом постоянно жалуются на подворовывающую прислугу.

Если проследить, как менялось мировоззрение поколений, начиная от большевиков после революции, то видно, что бескорыстие и некое (условно говоря) желание освободить мир от эксплуататоров эволюционировало в сторону все большего и большего омещанивания. Люди все меньше и меньше стеснялись откровенно эгоистических проявлений. Сначала это было в частной жизни, потом уже – в жизни публичной. Если мою мать воспитывали, внушая, что надо мечтать о том, чтобы совершить подвиг во имя родины, пожертвовать жизнью ради человечества, то мое поколение (родившиеся в семидесятые годы) – это уже поколение воинствующего эгоизма.

Если вспомнить перестроечное кино (такое, как «Интердевочка» или «Соблазн»), видно, как подростки поголовно помешались на импортных «шмотках», бредят теми или иными увиденными в журналах или кино дорогими нарядами и украшениями. Мечты – одеться, объесться черной икры или копченой колбасы (которую у нас боготворили), подцепить иностранца, жить на собственной вилле, кататься на яхте и т.п. И это притом, что жили мои ровесники в куда лучших условиях, чем предыдущие поколения – отдельные квартиры, центральное отопление и т.п.

Они многое приобрели в результате усилий поколений предшественников, которые строили, создавали, созидали… Но это не ценится, потому что досталось запросто – вот вам жилье, бесплатное образование и медицина, отсутствие безработицы. Но это в нашем понимании была какая-то ерунда, многие из нас грезили о жизни кинозвезд, насмотревшись голливудских фильмов и начитавшись зарубежных романов о роскошной жизни. (Но тогда мы не понимали, почему же там все так несчастны и пьют, глотают антидепрессанты, ничуть не радуются своим обновкам и окружающей обстановке…)

Наше поколение приобрело блага, созданные для нас другими, но утратило смысл жизни. Потому что им не может быть ни мебель, ни одежда. Даже упавшая с неба роскошь быстро приестся, когда нет самого главного – ради чего люди живут.

Эгоизм – качество непривлекательное, а уж тем более воинствующий. В подростковом возрасте и юности его можно списать на незрелость, но потом, когда люди упорствуют в своих заблуждениях вплоть до гробовой доски… Люди не могут понять, что на самом деле несчастными их делает не недостаток тряпок и бриллиантов. А невозможность оглянуться по сторонам, увидеть и понять тех, кому в тысячу раз хуже, чем тебе, и сосредоточиться на возможности помогать другим. Тем же родственникам, если они в этом нуждаются (а они могут и не показывать этого, видя, что их близкий человек воспринимает себя как сокровище и зациклен только на том, чего он недополучил от жизни сам).

После развала СССР и романы стали писать на темы «Чего я недополучил от этой жизни» или «Как мне, такому чудесному, плохо». Страдания этих людей абсолютно реальны. Им было и есть действительно плохо. Но они не могут понять главной причины своих переживаний – невозможности выйти за рамки своего «я», стать шире, добрее.

Эгоисты счастливыми не бывают. Им всего всегда мало.