Встреча

Дан Берг
                7.   Встреча


                1

Нет ничего удивительного в том, что Айзик поселился по соседству с Гершелем. И стулья, на которых бывшие раввин и цадик будут сидеть под навесом левиафановой кожи и учить Тору, не волей случая оказались рядом. Случайность не в ладах с рассудком и порядком. Это старший над раем свел вместе Гершеля и Айзика и поступил так вовсе не потому, что они земляки из Божина: мол, пусть и в раю останутся соседями. Дело в другом. Рай – это не Божин (тем более, Божин – не рай!), и Михаэль видит задачу небес широко, не только как вечную награду за праведность. Рай призван выпрямлять кривое и хранить обретенное. Ненасильное примирение соединяет сердца. Сойдясь вместе, бывшие неприятели полюбят друг друга и привязанность сохранят навсегда.

Что объединяло раввина и цадика, пока были живы? Соперничество, вражда, распри да общие беды, недругами иудейства чинимые. Они ведь и по одной улице никогда не хаживали, и молились в разных синагогах. Не то здесь, в раю. Тут совершенно иные виды открыты. Высоко вознесшись, далеко смотрит око. 

Узревши друг друга, Гершель и Айзик обрадовались несказанно, но чувства свои выразили каждый сообразно его темпераменту. Ветеран благожелательно улыбнулся и протянул ладонь для рукопожатия. Новичок с ликующим приветственным криком бросился навстречу новой неминуемой дружбе. Объятия, похлопывания по плечам и спинам, внимательно-настороженные взгляды, комплименты.

Айзик удивился: почему Гершель не задавал вопросов о городе и о семье? “Наверное, райская жизнь стирает память о родном и о родных, – подумал Айзик, - если так, то и меня это ждет!”

 - Как приняли тебя у нас на небесах? – спросил Гершель.
 - Тяжкий путь. Твоя помощь решила дело, - ответил Айзик и благодарно пожал руку товарищу.
 - Тебя познакомили с раем?
 - Сперва ангел Насаргиэль показал мне ад, потом ангел Габриэль дал мне взглянуть на рай.
 - В чью пользу сравнение?
 - Тебе легко шутить, а я такого насмотрелся...
 - Ты видел самые первые учреждения Господа!
 - Габриэль сказал, что Бог создал рай и ад за две тысячи лет до сотворения земли.
 - Я знал это из книг.
 - Однако, рай и ад долго ожидали первых праведников и грешников!
 - Будем учиться, и удивляться, и не удивляться, и постигать! – философично заметил Гершель.
 - Габриэль показал мне четыре реки рая: Прат, Пишон, Гихон и Хидекель.
 - Михаэль назвал другие четыре: реки текущие медом, молоком, вином и маслом афарсмон.
 - Разберемся! Будем учиться и постигать! – подмигнул Айзик.
 - Да, учиться! Сам Всевышний разъясняет праведникам и ангелам трудные вещи в Торе.
 - Неужели? Я изумлен! Гершель, ты удостоился видеть Бога?
 - О, нет, Айзик! Лишь после тысячи лет пребывания в раю можно претендовать на такую честь!
 - Тысяча лет - это много или мало? Быстро или медленно течет время в раю?
 - Мы в сладком плену многоликой Торы, и вечная новизна ее ускоряет наше время. 
 - Значит, я скоро забуду жуткое зрелище ада – не могу оправиться от него!
 - Я не бывал там, но я воображаю эти муки.
 - Не так муки страшны, как беспросветье душит!
 - Что ты разумеешь, Айзик?
 - Судьба моя на волоске висела. Попади я в ад – и не учить мне Торы. Вот мука!
 - Пророк Эльяу помогает небезнадежным заблудшим овцам.
 - Как помогает?
 - В канун субботы Эльяу переселяет грешников из ада в целящий воздух рая.
 - А дальше?
 - Они стараются очиститься. На исходе субботы Эльяу возвращает их в ад.
 - А дальше?
 - Эльяу оставляет в раю осознавших и искупивших.
 - А дальше?
 - Они учат Тору рядом с праведниками, согласными на соседство с ними.
 - Тебе почти такой сосед достался! – грустно сказал Айзик.
 - Ах, не надо! Ты полноправный и законный обитатель рая! – возразил Гершель, обнявши друга.

                2

Ангел Михаэль оказался прав в своем прогнозе. Гершель и Айзик сошлись замечательно. За несколько десятков лет, проведенных вместе в раю, недружелюбие и подозрительность исчезли, разногласия сгладились, а взгляды на бытие и на небытие сблизились. Однако, линии их воззрений не стали строго параллельными, и пересечения кое-где сохранились, что одобрялось Михаэлем.

Старший над раем отдавал предпочтение непритязательному разномыслию пред абсолютным единомыслием. Он опирался в своих суждениях на фундаментальные принципы творения. Возводя мир, Бог всякой вещи создавал ее противоположность: рай и ад, праведник и грешник, знание и невежество, и так далее до бесконечности. Поэтому, по мнению Михаэля, разномыслие хорошо согласуется с идеей творения.

Стоит отметить, что Михаэлю свойстенно было некоторое вольнодумство. Он полагал, что за последние четыре-пять тысяч лет небесная администрация несколько охладела к сложному диалектическому методу правления и порой уступала соблазну упрощенчества. Власти, разумеется, не выставляли напоказ свою новую непохвальную склонность, равно, как и Михаэль по-ангельски терпеливо и благоразумно не спорил и не жаловался. 

Неистощимая многоликость изучаемого праведниками предмета отражала глобальную идею сосуществования противоположных вещей. Поэтому единообразие в раю было неизбежным спутником тамошнего многообразия. Обитатели рая пребывали сотни и тысячи лет в абсолютно благотворной, но в то же время замкнутой и беспроблемной среде. В этом состояла причина самоустремления личностей к единообразию.

Бессмертие небесных счастливцев создало неизвестную на земле ситуацию сохранения облика. Пока человек жив, он меняется, и в старости лицо его – какое заслужил. Но лик обитателя рая остается неизменным. Если разница в земном возрасте в двадцать-тридцать лет весьма ощутима во внешности человека, то разница в тысячу лет в раю незаметна вовсе. Факт сей хоть и приятен, но чреват скукой.

По прошествии нескольких тысячелетий с начала заселения рая, ангел Габриэль обратил внимание на появление признаков хандры у некоторых жителей небес. Его встревожило это обстоятельство. Капля меланхолии в серце есть капля ада, то бишь капля яда. Он обсудил свои наблюдения с ангелом Михаэлем, и оба решились доложить о них Богу. Заработав похвалу Всевышнего за наблюдательность, ангелы получили задание от Него: изобрести нечто такое, что добавит свежести ощущениям. Со своей стороны Бог обещал поддержку чудесами, если таковые потребуются.

И вот что придумали Михаэль и Габриэль. Праведников, на лицах которых обозначились следы меланхолии, следует возвращать на короткий срок к острым переживаниям былого. Это изобретение получило название “День, как вся жизнь”. В течение одного дня ипохондрик насладится радостями детства, вкусит сладость молодости, переживет хлопоты зрелости, и, наконец, отведает горечь старости и смерти. Последнее, по мнению авторов плана, особенно важно для создания благоприятного контраста по возвращении праведника в райское настоящее.  После доработки всех деталей ангелы представят проект на суд Господа.

                3

Итак, Айзик и Гершель почти забыли с годами о своем хасидском и хасидоборческом прошлом и целиком отдались учению. Пробуждались ото сна с первыми лучами дневного светила и принимались сообща вникать в премудрости Писания, самые волнующие места которого обсуждали меж собой или с другими близкими по духу товарищами. Вместе трапезничали, поглощая райскую пищу и утоляя жажду райскими напитками.

В часы досуга толковали о небесных событиях. Как-то раз, утомленный после напряженного дня Айзик сказал Гершелю: “Я слышал, однажды Бог устроил состязание между Адамом и дьяволом – кто больше знает названий обитающих в раю животных. Адам победил в этом соперничестве, но Господь подсказывал ему!” Гершель по своему обыкновению заметил: “Я читал об этом.”

В другой раз Гершель сообщил товарищу еще одну подробность из жизни Адама: “Когда Бог изгнал первого человека из рая, некий жалостливый ангел научил отверженного кузнечному ремеслу и снабдил его необходимыми инструментами. Покинув рай, Адам поселился на горе Мория. Ненужные на небесах трудовые навыки помогли ему и его семье на земле.” Айзику это было известно из книг, но он воскликнул: “Какой интересный факт!”

   
Глава из повести "Жизнь в раю".

Целиком повесть опубликована здесь:
http://s.berkovich-zametki.com/2018-snomer1-berg/