Мои бабушки, финская и русская

Екатерина Роос
Вспомнилось свое детство и две бабушки  финская и русская.
Они родились в один день 14 марта на Евдокию, и имя получили соответственно: одна Дуся вторая Тююни, что тоже Дуся только по- фински. Обе прожили 64 года, только финская бабушка умерла легко , просто не проснулась утром. Видимо, послал ей бог лёгкую смерть за все ее мытарства в чужой стране, жить в которой она так и не привыкла, хотя прожила в России больше 30 лет после переезда из Финляндии.
А вторая умирала тяжело и долго, мучилась от рака. Хотя и ее жизнь нельзя назвать легкой. Да и была ли у кого- то легкая жизнь в те времена?
Я помню тот вечер, мне было уже 14, я пришла к бабушке, мамина сестра т.Нина уже готовила пятаки на глаза, но вернувшись домой я не посмела сказать маме, что уже почти все, она спала после ночного бдения у  постели своей матери.
Почти сразу раздался звонок в дверь, пришел мамин брат Володя и сообщил печальную весть. Телефона тогда у нас не было и в помине.
Мама забилась в истерике, пришлось даже вызвать скорую, хотя я и сейчас , похоронив своих родителей и брата , не понимаю ее реакции и солидарна с врачом, который отругал ее и призвал успокоиться и принять как должное, ведь бабушка так долго мучилась и сама просила смерти. И ее уход был избавлением от мук и это не было какой-то неожиданностью для всех родных
В конце жизни маме пришлось пережить и смерть сына, и смерть мужа, но таких истерик уже не было, видимо на все в жизни есть свой лимит, и на эмоции тоже.
Я,  прожив в Финляндии 20 лет, по сей день удивляюсь сдержанности финнов. На похоронах все чинно,  даже красиво, никакого надрыва, только печаль. Хоронить не торопятся, тщательно готовятся, и если обычно финны одеваются, мягко выражаясь, скромно, то на это мероприятие дамы достают свои шубы до пят, мужчины в черных костюмах, белых рубашках.
В Финляндии даже популярным артистам на концерте не принято дарить цветы, а тут их море.
Двоюродный брат моего отца хоронил своего сына, умершего в сорок лет от инфаркта. Его жена Райли стояла как железобетонная колона, ни слезинки, хотя в глазах застыло неизбывное горе.
В субботу похоронили, в понедельник она уже стояла за прилавком своего ювелирного магазина мило улыбаясь своим покупателям.
Нам этого не понять! У нас что горе, что радость все на разрыв!
Но вернусь к своим бабушкам.
Финской бабушке выпала  судьба в непростые для Финляндии  30 - е годы переехать в Россию, ее муж, мой дедушка поддался советской пропаганде о счастливой жизни в соседней стране  и перевез всю свою многочисленную семью в советскую Карелию строить социализм.
У меня хранится фотография всей семьи накануне отъезда.
Чистенькая комнатка, скатерки, половички. Мой отец- самый младший, ему всего 3 года на руках у бабушки. Знали бы они тогда что ждёт их впереди!
Поселились они в поселке Шокше, дед устроился механиком, провел свет в деревню, занимался лыжами, поднимал своих  шестерых детей, но по доносу соседа был арестован в марте 1938 года. Через полгода расстреляли, надо было освобождать камеры для новых врагов народа. Ему каким-то образом удалось передать записку семье, где было написано: »Я ни в чем не виноват, скоро разберутся». Разобрались! Почти через двадцать лет, когда Сталин умер, но умного, молодого, работящего человека отправили в могилу, причем до сих  пор точно не известно в какую.
Уже в девяностых под Петрозаводском нашли огромную братскую могилу, где было более тысячи человек и у каждого дырка в черепе. Видимо, там был и наш дедушка. Останки перенесли на Зарецкое кладбище в Петрозаводске.
Сейчас в нашей семье хранится папка с документами, и в ней два свидетельства о смерти моего деда. Одно датировано мартом 1942 года. Якобы он умер от воспаления легких. А второе, реальное с коротким словом « расстрел « в сентябре 1938 года.
Первое получила бабушка после войны, а второе, настоящее, его дочь получила в КГБ уже в девяностых, там же извинения за  безвинно загубленную жизнь отца.
А бабушка осталась одна с шестью детьми. Дали какую то мизерную пенсию за мужа и клеймо «семья врага народа». Мой отец часто вспоминал, что уже в 12 лет приходилось работать на колхозных полях, денег не давали, только мешки с мукой. Так и выживали. Жили в одной комнате, спали вповалку на полу, кому раньше вставать, ложился первым от двери.
Бабушка умела, как говорится, сделать из «дерьма котлетку», и хотя она так и не научилась говорить  по-русски, все соседи приходили к ней , если требовалась какая то мелочь в хозяйстве, она была запасливая, видимо жизнь научила.
Я ее почти совсем не помню, мне было 3 года, когда ее не стало , но в памяти осталась печка, на которой стройными рядами стояли большие пироги с черникой и брусникой. В нашей семье таких пирогов не пекли, наша мама вообще с хозяйством особенно не заморачивалась, ей было легче купить кусок колбасы, которую она страстно любила, в то время колбаса заслуживала любви.
Этот кусок быстро съедался, деньги уходили, а сытости не было. Это я учла уже в своей взрослой жизни, и всегда старалась лучше купить кусок мяса и  приготовить  для семьи полноценный обед. И пироги пекла, особенно в Финляндии, здесь множество хороших рецептов.  Как говорит мой сосед финн: я не умею готовить, я умею читать.
Вторую свою бабушку я помню лучше. Они жили в бараке, но в центре города, прямо за тем красивым зданием, которое окружает площадь Ленина в Петрозаводске. Теперь его уже снесли.
И когда мы шли к ней в гости, то проходили по нарядной улице Карла Маркса, мимо Вечного огня, а зайдя в ворота попадали как будто в другое измерение. Страшный деревянный барак с общим туалетом в коридоре, а во дворе гараж Скорой помощи, в котором и работал водителем мой дедушка, мамин папа. Но мне этот барак казался лучшим местом на Земле, потому что там жила моя бабушка. При ее жизни во дворе росло множество цветов, скрашивая этот унылый пейзаж. Наверное от нее мне досталась страсть к садоводству.
Совсем недавно я узнала, что мой дедушка, оказывается, родился в Польше, в Варшаве. И там же они повенчались с моей бабушкой. И даже его настоящее имя было Лешек, а не Алексей Михайлович, как по паспорту. Но в те времена это был секрет в нашей семье.
Дед во время войны возил высокого партийного начальника Карелии Куприянова, который был арестован в сталинские времена. Каким-то чудом дед избежал ареста.
Но еще много лет в шкафу у бабушки хранился чемоданчик с теплыми вещами, мылом и сухарями, на тот случай, если придут за мужем.
Периодически  бабушке приходилось  пополнять запас сухарей после набегов вездесущих внуков.
И еще я запомнила ее терпение. Обычно, по весне она высаживала семена астр на рассаду в ящички. Помню, как я решила помочь ей справиться с «сорняками»  и прополола все астры. Второй раз тоже самое проделал ее другой внук. Но она даже нас не поругала, а только улыбалась, заново высаживая новую рассаду.
Сейчас, когда я уже сама бабушка троих внуков, приходит осознание  того, как важно знать о своих корнях, но, к сожалению, уже не у кого спросить. Собираю по крупицам сведения у своих старших двоюродных. Не хочется быть «Иваном, родства непомнящим»!