Мункар и Накир

Абу Ислам Аль-Ханафи
Выражаю благодарность Ф.А. за идею

Имам Абу Ханифа, да будет доволен им Аллах, говорит: «Мы подтверждаем, что допрос Мункара и Накира – это истина, согласно хадисам».
«Фикх-аль-Акбар»

Моросящий летний дождь стучит в окно, я пытаюсь разглядеть деда, он среди них – в траурной процессии, но тщетно. Процессия движется очень быстро к зыярату1, в ней только мужчины, такова мусульманская традиция. Впереди группа людей несёт усопшего периодически меняясь у носилок. Сегодня хоронят овдовевшего старика – почтенного Аксакала. Хотя я и не был знаком со стариком-соседом — мне грустно, и, словно природа скорбит вместе с жителями маленького башкирского предгорного аула, подтверждая свою скорбь, изливая слезы в черствую твердыню земли. Я еще долго провожаю их взглядом, пока змеевидная процессия не теряется из виду за поворотом. В силу моего возраста я не с ними.

Открылась калитка дедушка с бабушкой вошли во двор. В то время как дед возвращает лопату в гараж, бабушка вошла в дом и начала негромко причитать: «Йа, Раббым, йа Раббым»2. Вошёл дед, бабушка перестала. Дома воцарилась действительно траурная тишина. После некоторых приготовлений дед провозгласил азан3, присоединилась бабушка, присев за ним на стул - её больные ноги не давали ей возможность совершать намаз полноценно. В эти моменты я прибегал к хитростям и брался за книгу – притворялся увлеченно читающим.
Позднее за чаем я спросил:
– Деда, а что нас ждёт после смерти?
Дед поперхнулся, полез в карман за платочком, а бабушка просила не задавать мне вопросов за едой, протягивая мне шоколадные конфеты. Разговор на этом закончился. Чаепитие дед завершил гармоническим чтением сур Курана и вознесением дуа4, после определенных фраз бабушка шептала слово: «Аминь».
Затем бабушка прошла к шкафу и из-под сложенных вещей достала семейный фотоальбом, завернутый в бумажный пакет, и высыпала пачку фотографий на диван в гостиной, что не нашли места в основном альбоме. Из всего многообразия фотографий мне бросилась в глаза пожелтевшая и немного потрёпанная от времени карточка, откуда на меня строго насупившись смотрел седобородый старец, в окружении своих домочадцев. Его взгляд олицетворял силу его духа, и источал ум и мудрость. Я поднял эту карточку и стал разглядывать. Старец сидел на стуле, на его коленях в белом кафтане ютился пухлощёкий младенец с приоткрытым ртом, которого он нежно обнимал, а по обе стороны стояли в полный рост мужчина в тюбетейке и длинном сюртуке, и женщина в платке и национальном платье с нагрудником из монет. Долгое время я не мог оторвать взгляда от этого старца, словно он меня заворожил чем-то необъяснимым, и вдруг на меня нахлынуло чувство стыда от моего пристального исследования данной фотографии, и я ее вернул в стопку. Спрашиваю, обращаясь в пространство:
— Кто эти люди? Бабушка аккуратно поднимает и, поправив очки всматривается в семейно-историческую карточку, и на ее лице проступает легкая улыбка. Дед увлечен газетной статьей и не обращает на нас никакого внимания.
— Вот этот малыш на коленях своего деда – твой дед, а это его родители. – Перевернула фото, губы ее зашевелились, глаза прищурились, но слов не разобрать, а затем произнесла вслух. - Этот снимок из 41-го... Твоему деду 3 годика.
— Каким он был дед моего деда? Расскажите мне о нем, я вас прошу! Здесь он грозный что ли, словно имам Шамиль.
Дедушка отложил газету, снял очки, погладил седую окладистую бороду и промолвил:
— Расскажу тебе перед сном, вместо сказки. А теперь нужно идти и встречать табун с пастбища, а бабушка подоит коров – напьёшься вдоволь парного молока.

За окном сгустились сумерки, на землю опустилась ночная прохлада, небо давно прекратило изливать душу, запели сверчки, и у речки заквакали лягушки. Природа, словно исполняет колыбельную, укладывая всех ко сну.
Итак, я ложусь рядом с дедом, от него исходит приятный запах благовоний, хватаю его за грубые трудовые руки и произношу:
— Деда, расскажи мне историю, ты обещал... Бабушка погасила свет, расположившись на соседней кровати проговорила: "всё спать, спать! Завтра подъем с петухами…", укрывшись тут же уснула, немного прихрапывая.

— В моем повествование будут ответы на твои вопросы и в том числе на тот самый, что ты задал сегодня за столом. Поэтому слушай внимательно. – Начал неторопливо свой рассказ дед. – Моего деда звали Абдулла, что значит раб Алла;а, духовное образование получил в Самарканде5, откуда он вернулся хафизом6, получил иджазу7 на учительство чтению Корана, по свидетельствам совершенно свободно изъяснялся на арабском и фарси. Всю жизнь он посвятил себя просветительской деятельности, от учителя до директора, к тому же параллельно вел религиозную деятельность. Он был очень уважаемым человеком, действительно – Аксакал, за советами и решением различных проблем к нему съезжались со всей округи. Люди поговаривали, он – Аулия8. Одному Богу известно, так ли это на самом деле?! Обладал даром ясновидения, несмотря на то, что шариат категорически запрещает это.
Во время Великой Отечественной войны к деду с надеждой обращались родители солдат, жены, сестры ушедших на фронт от которых не получали вестей – он мог дать ответ. И он не ошибался, все что он говорил, оказывалось правдой – для некоторых трагической, для других же – радостной. Так, если на загаданное имя, ему после долгих молитв снилась зелёная трава, то человек оказывался живым, если же черная земля – погибшем. Да, много же людей он принял за эти ужасные годы войны...
Как духовного лидера и знатока Курана его приглашали на многие религиозные обряды, начиная от акика9 до исполнения джаназа намаза10, голос его был дивный и мелодичный. Физическая сила его не уступала умственным способностям, в борьбе сильнее не было никого, и на седле держался он ловко, хотя, что тут говорить – это было характерно для того времени. – Слушал я деда очень внимательно, стараясь не пропустить не единой фразы, в моей голове ярко прорисовывался образ старца и для меня он стал неким объектом восхищения. – Как тебе стало ясно являлся он имамом, и участвовал в похоронных обрядах, и всегда с собой носил длинный посох, искривленный у изголовья. Во время засыпки могилы покойного землей, он оставлял этот посох по середине могилы, по завершению этого процесса он вынимал его, и никто не задавался вопросом, для чего он это делает. В ночь после похорон, надевал он свой черный кафтан и шёл в сторону зыярата, и делал он это предельно осторожно. Подходя к свежей могиле, шептал молитву, а затем, наклонившись к отверстию от посоха слушал звуки, издающиеся из могилы. Согласно хадисам, после погребения к покойному являются для допроса два ангела Мункар и Накир. Если же покойный был благочестив и строго следовал тому с чем пришёл посланник, то он легко давал ответы, и избегал могильные муки. Если же напротив человек преступал Божьи Законы или вовсе отвергал то, с чем явился последний из Пророков, не давались ему ответы на вопросы, и тут же он подвергался могильным мукам. И по этим самым звукам мой дед определял дальнейшую судьбу умершего. Единственное о чём он просил родственников на следующий день после похорон – это молиться о прощении души усопшего.
Однажды, приключилось ужасное… Также после похорон, оставил он посох в могиле, и вынул по завершению погребения, вернувшись домой совершил гусль11, и пал ниц в направлении Каабы12. По свидетельствам бабушки находился он в таком положении продолжительное время. С наступлением глубокой ночи вышел он в сторону зыярата. В эту ночь двое из скорбящих родственников стали свидетелями его действий на могиле покойного. И поэтому нам известно об этой стороне его жизни, – дед остановился, встав к прикроватной тумбочке испил водички, не ложась, продолжил: – Нам так и не стало известно, что же произошло в ту роковую ночь, что он услышал… Вернулся дедушка с зыярата со слезами на глазах и глухим на правое ухо. С той самой злополучной ночи он не принимал в похоронных обрядах участия. Умер он в глубокой старости, в здравом и ясном уме. Вот и вся печальная история.
Дед повернулся ко мне легонько прикоснувшись спросил:
– Ну как тебе?
Я не ответил, притворился спящим, слежу за ровностью дыхания, дабы не выдать себя. Обождав какое-то время, дед поднимается с кровати, медленно ступая, проходит к прихожей и одевается. Дверь отворяется и следом аккуратно закрывается на два оборота замка. В окно под лунным светом вижу деда в окно, высокий, худой и сутулый, в иссиня-черном кафтане, на голове чалма, в правой руке длинный посох искривленный у изголовья. Остановился, огляделся по сторонам, словно убедился в безопасности. Направился в сторону зыярата. Ночь поглотила деда...


1Зыярат – башкирское кладбище.
2 О, мой Господь! О боже!
3Азан – призыв на обязательную молитву.
4Дуа – мольба, обращение к Богу.
5Самарканд – город в Узбекистане, административный центр Самаркандского вилоята (области).
6Хафиз – хранитель Корана, заучивающий его наизусть.
7Иджаза – разрешение, дозволение.
8Аулия – святой, покровитель.
9Акика – жертвоприношение одного или двух жертвенных животных в знак благодарности Богу за рождение ребенка.
10Джаназа намаз – похоронная молитва, совершается перед погребением мусульманина.
11Гусль – акт полного очищения тела путём ритуального омовения.
12Кааба - мусульманская святыня в виде кубической постройки во внутреннем дворе мечети Масджид аль-Харам (Запретная Мечеть) в Мекке.