Солопетам, которые боятся идти в Армию

Полковник Чечель
    Помогая другим, выбрось мысли,
    Что  ты строишь себе пьедестал,
    Помощь - это когда бескорыстно,
    Чтоб об этом никто не узнал...

 Точку в жизни когда-то поставит судьба,
 Неба нам не даны  полномочия,
 Все, в кого ты вложил часть души и себя,
 Превратят  твой финал в многоточие...
                (рубаи лётчика и поэта Александра Лынника, Уфа)

   На днях мне пришло аудиописьмо от незнакомого мужчины из Англии. Начали общаться - Сергий Рублёв, мой читатель, решил мне написать, потому что у него отец  в своё время окончил Челябинское ВВАКУШ служил и летал штурманом на бомбардировщике ТУ-16 на Дальнем Востоке, в Белоруссии, закончил Монинскую академию им. Ю.А.Гагарина и пока был жив до обидного мало рассказывал сыновьям о полётах, считая, что ещё успеет... Увы, не успел, хотя Сергий его не раз просил: "Батя, ну, напиши мемуары-воспоминания хотя бы для своей семьи". Отец, вроде, соглашался, но с развалом Союза и вынужденным уходом из армии руки так до писательства так и не дошли. И вот, как выразился Сергий, в моих авиационных рассказах он нашёл то, чего не дождался от отца. Соответственно, сразу заказал полное собрание моих книг, коих на данный момент уже 11.

    Я, в свою очередь, попросил его сказать или написать пару слов о себе, дабы облегчить мне написание прочувствованной, "сентиментальной" (смеюсь) надписи, которой я снабжаю все свои книги помимо автографа и личного эклибриса. И когда Сергий озвучил свой Путь, оказалось, что у нас много общего: оба родились в семье военного, занимались боксом, разными дорогами, но пришли к Богу, много путешествовали, Сергий служил в армии и т.д. Т.е. он ещё раз подтвердил космический закон "ПОДОБНОЕ ПРИТЯГИВАЕТСЯ ПОДОБНЫМ...", другими словами, я в нём сразу почувствовал, что "мы волки одной стаи". Начали общаться. Он рассказал, как оказался в Англии, где живёт уже 20 лет, а потом прислал статью о младшем брате, которая, если честно сказать, меня просто удивила. Служить в армии матросом на корабле и отказаться от мяса - это надо очень сильный характер иметь. Потому что, тот, кто прошёл срочную службу, подтвердит, что молодому растущему организЬму - жрать хочется ВСЕГДА - (шутка, в которой лишь доля шутки).

    Помимо всего, брат, отслужив на флоте, стал яхтенным капитаном, не раз ходил в Атлантике и прочих морях. А ещё, он хорошо знает Голтиса и даже является его дипломированным инструктором по ИИ (Исцеляющему Импульсу). В общем, интервью с братом Сергия меня поразило настолько, что я решил разместить его у себя, дабы молодое поколение задумалось о правильности выбрнного пути или хотя бы сравнило свои представления о современной армии со взглядами Андрея, который эту школу прошёл и говорит о ней изнутри, в отличие от многих "маменькиных" сынков, которые от службы "закосили". Итак:

     Андрей Скоробогатов: «Романтика на флоте есть, но она спрятана»
 
     В России недавно отмечали День защитника отечества – праздник, когда принято поздравлять всех мужчин. Но у них между собой свои разговоры о мужественности и свой взгляд на то, кто наших поздравлений на самом деле достоин. Военный моряк Андрей СКОРОБОГАТОВ рассказывает корреспонденту НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ о добровольном уходе в армию; об уроках, полученных в море; о том, как флот и служба помогают взрастить и выковать в себе личность.

    - Андрей, когда три года назад ты – парень в дредах и с пирсингом на лице – добровольно пришел в военкомат, то явно стал там сенсацией. Кажется, у нас в стране в армию так уходят только те, кому совсем нечего терять. У тебя же многое было здесь. Расскажи, что за жизнь ты оставил ради моря?

     Здесь было всё – целая жизнь, которую я вылепил своими руками, с сердцем и душой. Я приехал в Питер из Бобруйска, поступил в СПбГУ на факультет социологии. С первого курса увлекался скалолазанием и спелеологией, а со второго – капоэйрой. Также занимался высотными работами. Учеба, тренировки, работа, личная жизнь – всё это было у меня на пределе, потому что всего было много, и всем я занимался всерьез и до конца. Но больше всего меня интересовала сама жизнь. Я ехал сюда жить и учиться, а не наоборот. Точнее сказать, я ехал в Питер учиться жить по-настоящему.

  - Неужели могло надоесть жить в Питере и понадобилось уходить в армию за новыми ощущениями и новым опытом? Как вообще человеку, живущему такой активной столичной жизнью, пришла идея отправиться в армию, от которой большинство городских парней скрывается?

   - Хороший вопрос, особенно если учесть, что к тому времени у меня уже был военный билет на руках: из-за перенесенной травмы позвоночника и бронхиальной астмы я был освобожден от срочной службы в Беларуси. Но мой старший брат сказал мне: «У тебя еще есть возможность пойти в армию, а это школа для мужчин». Он сказал, что воинская служба – это долг, который необходимо отдать, как и любой долг в этой жизни. Поступиться своим временем и посвятить его служению Родине. Еще он сказал, что это огромная возможность изменить свой характер. Вот это меня и зацепило. Потому что к 24-м годам своей жизни я начал четко понимать, что во мне есть много неправильного, много хлама. И с каждым годом этого хлама становилось все больше и больше. Пора было многое менять в себе, искать новую точку опоры, чтобы кардинально изменить направление своей жизни. Когда это всё переварилось в моей голове, я понял, что единственное верное решение – пойти в армиии.

Андрей Скоробогатов
     Что меня еще вдохновило на службу – это спектакль Евгения Гришковца «Как я съел собаку». Я пересматривал его неоднократно. Особенно меня задел момент, когда он плыл в лодке на Русский остров. Съел последнее яблоко, от которого осталась одна веточка – все, что осталось от гражданки. И он выбросил ее за борт… И в этот момент родился новый человек. Я очень захотел прочувствовать это сам.

    Еще «музло» помогло. Помню, однажды ложился спать еще с некоторыми сомнениями по поводу того, идти или не идти в армию. А утром почему-то поставил песню группы «Мумий Тролль» «Владивосток-2000». Послушал и понял: всё остается в силе – я готов отдать свой долг. Знаешь, в то утро я почувствовал себя как воин, как гладиатор: это мой бой, и я к нему готов! Наверное, Лагутенко передал мне эту энергию, весь тот мощный заряд-снаряд, который он, скорее всего, получил на флоте. И я понял сразу: надо идти. Это было откровение – четко, ясно и без вопросов.

    Так что – брат, Гришковец и Лагутенко сказали свое слово, и я его услышал.

  - Ты хотел испытать себя в армии, но почему именно на флоте?

  - Я всегда любил море. Любил смотреть на танкеры на фоне заката, стоящие на рейде у берегов Феодосии. Мне с детства казалось, что жизнь моряка загадочна и полна приключений, подвигов и опасностей. Также я думал, что раз уж служить надо всего год, то лучше служить там, где ты хочешь, а не там, куда тебя пошлют по распределению. Я мог бы попасть служить в авиацию, или в сухопутные войска, но всё это есть в Беларуси. Нужно было искать то, чего не было там, а это море, это флот.

    Море звало меня с самого детства, но был случай, когда я перестал слышать его зов. В четвертом классе я ходил в судомодельный кружок, и у меня неплохо получалось делать там модели кораблей. Одним из кораблей, которые я делал, был пароход на электрическом моторе, он хорошо ходил по воде и вообще был обалденный, с какой стороны ни посмотри. На тот момент среди нас была мода на фишки типа «Чупа-Кэпс». Они появились после фантиков, и мы играли в них дни напролет. А еще были очень популярны скейтборды. Они были советского образца. Был среди них самый крутой скейтборд, назывался «Лидер». И один из моих старших товарищей (а мне всегда интересно было со старшими) предложил обменять пароход на скейтборд и целый мешок этих фишек – огромное состояние на тот момент! В итоге я согласился поменять свой корабль, в который была вложена моя душа, на советский скейт.

     В этот момент я променял свою мечту. Непонятно, на что и зачем. В итоге, скейтборд сломался через несколько дней, потому что в нем уже была трещина, как оказалось. А с фишками я поиграл полдня, а потом вытряс весь мешок около своры детворы, к ее удивлению и восторженным крикам. В итоге я остался без своего парохода, скейт был сломан, а фишки стали мне безразличны.

    Тем не менее, мечта продолжала жить где-то внутри, и в итоге именно благодаря ей мне выпала возможность и честь служить на флоте. Я часто вспоминал этот случай из детства в море на вахте, когда держал в руках штурвал боевого корабля.

      Моряк
   - Все-таки ты был не в увеселительном круизе, а на боевой службе. Удалось ли почувствовать море и свою мечту? Твои представления об этой стихии оправдались?

   - Да, абсолютно все. Все мечты реализовались! Вся моя служба – это как один боевой поход за романтикой. Есть такой анекдот. Сын говорит маме: «Мама, я хочу служить на флоте, там всё так красиво, так чисто». Через какое-то время он попадает на флот и пишет маме: «Мама, теперь я знаю, кто всю эту красоту наводит».

    Есть суровая реальность, но везде и во всем можно найти то, что тебя будет радовать, поддерживать твой моральный дух и силы. В этом и заключается романтика – путь к себе. Она там есть, но она спрятана за тремя «броняхами» – режима дня, ежедневных обязанностей и того, что у тебя скрывается там, под тельняшкой. Как только ты научишься выполнять все, что от тебя требуется, и чуть-чуть больше, у тебя появится свободное пространство для романтики, для нового, настоящего самого себя. Ты, может быть, впервые узнаешь, что ты есть. Почувствуешь свою, а также другую – ранее неведомую – силу за плечами. Поймешь, что ты можешь всё. Что тебя никто никогда не сломает. Это стержень мужчины.

     Как только ты пробираешься через ворох мусора и залежи ржавой жести в себе, ты находишь романтику и стоишь – любуешься закатом, дельфинами, морем, стоящими на рейде кораблями.

    - Представляю, сколько этих закатов за три года было… Но может, какой-то момент в море особенно запомнился, проник в сердце и память?

    - Да. Ощущение духа корабля. Духа присутствия на этом военном корабле и осознание того, что ты занят очень серьезным и ответственным делом – служением Родине. Ты ощущаешь себя причастным к чему-то великому, необъятному. Ты не просто часть корабля, а ты часть всех морей и океанов…

     В последнем боевом походе я исполнял обязанности рулевого, то есть, рулил кораблем…

    Как ты на машине рулишь по Питеру, так я рулил на боевом корабле в Атлантике, Северном море, в Аденском заливе, в Индийском океане. Ощущения, конечно, разные. Да, рядом стоит вахтенный офицер, командир или командир бригады, кто-то из командного состава. Но рулишь-то ты! И хотя курс указан, но ты можешь от него и отклониться, а потом вернуться. Смысл в том, что куда ты повернешь, туда корабль и идет. И ты чувствуешь, что это не только корабль, то есть, просто кусок железа, но ты реально ощущаешь связь корабля и всего экипажа. Ты понимаешь всем мозгом и чувствуешь даже кожей, что жизни матросов и офицеров в твоих руках в то время, когда ты держишь штурвал корабля.

     Ты стоишь на самом верху, на ходовом посту, у руля и рубишь волну. Мальчишеская мечта, когда-то забытая, теперь стала настоящей реальностью. И сделала меня настоящим. Теперь я не меняюсь и не размениваюсь. Я стал цельным, как само море.

    - На каких кораблях ты служил? И сколько времени провел в море?

    - На кораблях я служил с февраля 2011 года по октябрь 2013. Почти три года. Я служил на «Ярославе Мудром» и «Неустрашимом» – это корабли одного и того же проекта, их называют братьями-близнецами. Они были заложены в одно время, только «Неустрашимый» был заложен и построен, а «Ярослав Мудрый» – заложен и заморожен. Эти два корабля в шутку называют «Черными Жемчужинами». Потому что они, в самом деле, как будто заговоренные и обречены на длительные скитания вдали от родных берегов. Эти два корабля всегда в строю и способны выполнять – и выполняют – задачи по защите России и ее интересов в дальней морской зоне. Мы каждую неделю выходили в море, в базе вообще не стояли. На «Мудром» я сходил в несколько боевых походов в Средиземное море. На «Неустрашимом» мне удалось сходить на семь месяцев в Аденский залив и Индийский океан.

         корабль "Ярослав Мудрый"
    - Знаю, ты гордишься тем, что служил именно на этих кораблях. Сроднился с ними за время походов?

    - Название корабля накладывает отпечаток на экипаж. На «Ярославе Мудром» у меня было много времени, чтобы подумать о своей жизни, что-то проанализировать, что-то исправить. Я старался не упустить возможность очистить место в своей душе от всего ненужного, старого, грязного, чтобы подготовить себя к новому, светлому, неизвестному будущему, которое уже валит на меня волна за волной.

    «Неустрашимый» тоже оставил свой след, потому что иногда я замечаю, что если какое-то решение принял, то я, как этот корабль, иду, не сдаваясь волнам и непогоде гражданской реальности. Дух и мощь этого военного корабля присутствуют во мне.

    - А что же было, собственно, в армии? Ты ведь шел не просто в море, ты шел за каким-то опытом. Не пожалел?

    - Я готовил себя к более жестким условиям, чем те, в которые я попал. Брат рассказывал мне то, что нужно было знать об армии, и я был уже готов ко всему. Поэтому, когда я попал на срочную службу, мне там всё показалось таким легким, как в пионерском лагере. Но для кого-то эти условия были невыносимыми: были люди, которые сходили с ума не только на корабле, но даже в войсках.

    Там ты никто и ничто. Абсолютно. У меня на гражданке столько всего было – я мог бы часами рассказывать, но это там никого не интересовало. Сначала нужно было забыть обо всём, что у тебя в прошлом, потому что весь твой гражданский опыт неприменим в этих условиях. Кем бы ты ни был там, сейчас тебе надо вымыть палубу здесь. Ты попадаешь в такие условия, в которых тебе сначала объясняют правила игры: как и что, как они здесь живут. За каждое свое действие ты обязан отвечать – словами, делами, чем угодно.

    Но тебя не заставляют делать что-то сверхъестественное. Тебе говорят то, что нужно делать по-человечески, по-мужски. Делать то, что ты реально можешь сделать. Просто ты можешь не знать о том, что ты это можешь. Но они знают. Они тебе позволяют узнать больше о самом себе. Они раскрывают твои скрытые возможности. Многие не знали, например, что они могут отжаться 600 раз без перерыва. Кто-то на гражданке и не думал о том, что он может присесть 1500 раз за один подход. Лучше воспринимать всё это как игру: принял её правила – и уже видишь в ней дыры, которые можешь заполнять своими собственными правилами.

    - Знаешь, меня иногда пугает эта одинаковость лиц в строю, одинаковые бритые головы. Становится страшно, что в этих головах будет одно и то же и после армии. Тебя не раздражало то, что приходилось оставить индивидуальность и стать просто винтиком в этой системе?

    - Порою да. Но я понимал, что это было нужно. Я сознательно встраивался в эту систему, при этом оставляя при себе свои идеи, свои принципы. Например, в армии я отказался от мяса и всю службу, все три с половиной года, придерживался своего решения. Придерживаюсь и сейчас.

         Корабль
     Многие боятся в армии, как они говорят, «потерять себя», свою индивидуальность. Но что значит потерять себя? Для того чтобы потерять себя, надо быть собой. А если ты сам не свой, то кого ты потеряешь? Если ты есть, то ты не можешь себя потерять. Если ты рэпер, то ты будешь продолжать писать тексты обо всем, что видишь и что с тобой происходит. Если ты художник, ты, даже стоя в наряде, будешь гвоздем рисунки шкрябать.

     На гражданке я занимался капоэйрой и на флоте нашел возможность заниматься, даже беримбау сделал из подручных средств. Более того, смог передать эти знания своему боевому товарищу – Артему Плаунову, который продолжает заниматься и, кстати, открыл филиал нашей группы у себя в городе Владимир. Что касается музыки, то я люблю панк, люблю жесть, а там, на флоте, ее достаточно, ведь корабли не деревянные! Там как раз и родился проект «Андреевский Крест», который я позиционирую как ВМФ-punk. Нам удалось отыграть два концерта в части, два на «Мудром» и один на «Неустрашимом».

     Это я к чему – тот, кто в тебе есть, он останется. А вот если внутри ничего не было – тогда тем более, не надо бояться что-то потерять. Постепенно ты перестаешь быть тем, кем ты был раньше, и с каждым днем начинаешь рождаться заново, новым человеком совершенно.

    - Думаю, следуя твоей логике, я в армии была бы штатным фотографом или сочиняла бы на заказ письма домой в цветах и красках. А помимо 600 отжиманий, чему можно научиться в армии, какие навыки выработать?

    - Уважение к старшим. Это навык, который ты можешь там неплохо выработать. Он во многом помогает и в жизни вообще. Если ты уважаешь человека, то ты его слушаешь, если ты его слушаешь, ты способен перенять от него информацию, опыт и не будешь напрасно тратить время на свои пробы и ошибки.

    Еще есть такое понятие, как единоначалие, т.е. ты обязан беспрекословно выполнять приказы всех своих начальников и командиров. Это самая первая ступень смирения, и если ты учишься этому, то вся служба становится простой. Тебе легче выполнять даже те задания, которые тебе не нравятся, оставляя при этом свои идеи и взращивая их. Ты знаешь, что будет время, такой день, когда ты это всё реализуешь. «Смирение и терпение – основа непобедимости русского воина», – так вроде говорил Михалков в «Сибирском Цирюльнике».

    - Так, а как же рассказы о бессмысленной тупой работе, которой заставляют заниматься в армии? Я так понимаю, многие именно на нее не хотят тратить время на службе, поэтому так старательно этой службы избегают?

    - Все очень просто. Существует такая поговорка: "Солдат без дела – это потенциальный преступник !!!" Если ты ничем не занят, то очень легко пойти на поводу у дурных мыслей. Тем более, если у тебя еще нет опыта и ты не умеешь распознавать, от кого приходят эти мысли тебе в голову. В наше время некоторые молодые солдаты почти как дети в духовном плане, только возмужавшие физически, да еще получившие доступ к оружию. Желание пошалить еще в каждом присутствует, а там оно в сочетании с бездельем может привести к тяжелым последствиям.

               Моряки
     Да, иногда в армии заставляют заниматься тупой работой, но в любой тупой работе можно найти место для своих глубоких мыслей. Иногда нас заставляли целый день перестилать кровати – это называлось «тянуть шконарь», бесконечно натягивать одеяло на койке, до полного совершенства. Я видел, как это выводило из себя многих парней – по многу раз повторять одно и то же. Да многие просто с ума сходили от этого. А я им говорил: «Ребята, это же дзен: заправлять уже заправленный шконарь!». Но большинство людей считают, что они уже всё знают о себе и о жизни, поэтому они уже не могут воспринять что-то новое, даже очень им необходимое. В глубину никто не хочет смотреть, там темно.

    Взять, к примеру, такое простое занятие, как мытье палубы. Не правда ли, скучное и утомительное занятие, не вызывающее у человека никаких положительных эмоций? А если подойти к этому творчески? Проявляешь смекалку – и невыносимое и бесконечное мытье палубы превращается в прекрасную тренировку по капоэйре, где ты тренируешь «жингу» и «балансу». И так во всем.

     Тем, кто боится потерять спецнавыки по своей профессии, тоже не надо переживать, потому что люди со специальностью нужны везде, и человека с какими-то навыками определят туда, где он может быть полезен. Везде можно чему-то научиться. Если ты специалист в чем-то, то ты обязательно увидишь возможность проявить себя. В моем случае я был информатиком-социологом и до службы на корабле работал в штабе, с документами, с людьми, с компьютерами. Это было, возможно, не совсем по моей специальности, но максимально близко к ней. Там за 8 месяцев я получил знаний и опыта больше, чем в университете за пять лет. Это была работа по 20 часов в сутки. Один допотопный компьютер – и мы с напарником выполняли работу, сравнимую по производительности с компьютерным центром.

    - Судя по всему, что ты говоришь, армию можно расценивать как отличную возможность себя изменить и испытать. Как считаешь, зачем в итоге ты туда пошел? Что самое ценное оттуда вынес?

    - Ходил за тем, чтобы расширить свои меридианы и параллели, о которых имел небольшое представление. Армия – это такой пласт информации и навыков, который на гражданке никак не получить. Он позволяет быть более устойчивым в жизни, в тех вызовах, что она тебе бросает. И после армии ты сам не боишься бросить любой вызов жизни, если она того требует. Ты понимаешь, что нет ничего невозможного, потому что за время службы ты проходишь многие испытания, предназначенные для мужчины. Ты учишься принимать решения и отвечать за них.

     Опять же, смирение, терпение и уважение. И еще, конечно, целостность. Если раньше я мог в каких-то действиях и удовольствиях уйти в полный отрыв, то сейчас при полном желании в отрыв уходить не получается. Я уже не могу позволить себе быть безответственным. Я уже не могу позволить кому-то принимать за меня решения.

    Я четко осознаю и ощущаю теперь: что бы со мной ни происходило здесь, всегда есть кто-то, кто стоит на вахте, и он не уснет. А значит, курс корабля никто не изменит. И я буду в назначенном квадрате в заданное время. Это называется долг.

 Евгения Авраменко / НЕВСКИЕ НОВОСТИ, /

   В этих ссылках вы можете увидеть ст. 2-ой статьи Андрея Скоробогатова, а также услышать его песню и стихи:

            Шторм в Северном море:
https://www.youtube.com/watch?v=kWp7JCO4K3w

Посвящение комбригу:
https://www.youtube.com/watch?v=3CDlJn1myBo

    В дополнение к интервью с Андреем скажу, что пацаном, живя в военных гарнизонах, я чётко помню настрой большинства молодых людей - если тебя не взяли в армию, то ты какой-то "ущербный", что ли. Кстати, так же в моё время думало и большинство нормальных девушек. И при устройстве на работу или поступлении в ВУЗ, факт, что ты служил, всегда являлся дополнительным положительным "бонусом", чтобы на тебя обратили внимание. А когда я был командиром авиационного полка, и у меня служило около сотни матросов срочной службы, то, провожая их на дембель, большинство отмечало, что эти два года в армии выковали их характер и благодарили командиров за науку быть мужчиной и отвечать за свои поступки. И чтобы показать, что полковник может не только "ла-ла", приведу такой факт - мой старший сын Саша, без раздумий, пошёл служить в ВДВ, когда не поступил в лётное училище. А сын жены от первого брака Макс, отслужил морпехом на ТОФе во Владивостоке, потом ещё год отбыл по контракту в спецназе в горах Таджикистана и закончил службу, потому что их мотострелковый полк расформировали. И они не жалеют о годах, проведённых в армии.