Йеменский след в истории Дагестана

Али Албанви
Всю жизнь избегал я сектантства.
И написал я книгу для друзей.
В Сунне Избранного, да благословит его Аллах,
Есть для меня вдохновляющие лучи.
Что мне в сектантстве? Это лишь вещь,
Имеющая ценность для пристрастных спорщиков.

Салих ал-Йамани


Дагестанский эпиграфический материал, как известно зафиксировал только одно значение термина «шайх», в то время как его реальное значение было гораздо шире, включая учёных людей, переписчиков. В рукописи «Райхан ал-хака’ик ва бустан ад-дака’ик» («Базилик истин и сад тонкостей»), составленной в 445/1053–1054 г. мистиком ’Абу Бакром ад-Дарбанди аш-Шафи‘и (ум. 1145), упоминаются шайх ’Абу-л-Фадл ‘Абд ар-Рахман ал-хатиб ад-Дарбанди, шайх ’Абу Бакр ибн ‘Али ал-Баби, «имам соборной мечети в ал-Бабе»; в начале XV в. в Кумухе занимался перепиской книг шайх Сулайман б. ‘Али б. Ахмад ал-Гумуки (XV в.), в частности, им переписан в 815/1412–1413 гг. Коран, хранящийся ныне в Обохской мечети (сел. Обох, Гунибский район Дагестана); аш-шайх ал-алим ал-Хаджжи Умар б. Мухаммад б. Исма‘ил ал-Гумуки (XV в.) занимался различными науками в г. Багдад, а также в самом Кумухе у шайха Ахмада ал-Йамани (ум. 1450) в середине XV в. К слову, схожие эпиграфические данные сохранились и в других населенных пунктах. Описанная выше хновская надпись упоминала араба Абакара. В сел. Кумух раньше было кладбище «Йаманит» («йеменцев»), где были похоронены выходцы из Йемена.

Эпиграфический материал зафиксировал проникновение отдельных арабских элементов в Южный Дагестан и в последующее время. Одна из них — надпись-эпитафия из селения Юхари-Стал (лезг. Вини-СтIал, Сулейман-Стальский район) по случаю кончины «раба прощенного, убитого несправедливо Хасана, сына Хан Мухаммада, сына шайх Сафара, сына Хан Мухаммада, сына Махмуда, сына Хутба, сына Ибрахима, сына Махмуда, сына Пир Баба хана, сына Мусы из вилайата Шам, из города Дамаска, обосновавшегося в [селении] Астал да простит их (всех) Аллах — 1295 г. х.» 1295 г. хиджры соответствует 1878 г. Если предположить, что последние слова («из вилайата Шам, города Дамаск») относятся к родоначальнику представленной здесь генеалогии, т. е. к Мусе, и если, как это принято, отвести на каждое последующее колено генеалогической цепи по 25 лет, то прибытие арабского предка в селение Юхари-Стал можно отнести к середине XVII в. Из этого же рода произошел умерший в 1881 г. другой представитель, генеалогический свод которого также завершается именем сирийского переселенца: «О Мухаммад, о Аллах. Все сущее подвержено смерти, а затем вернетесь к нам. Умер раб, к которому проявлено милосердие, прощенный милостью великого Аллаха, паломник двух священных благородных городов Хаджи Бутай, сын покойного Идриса, сына Шайха Абд Аллаха, сына шайх Тахира, сына шайха Пир Исы, сына Пир Баба хана из области Шам, Дамаска — да простит их (всех) Аллах, Амин — 1299 г.»

Южнодагестанский богослов Йусуф ал-Мускури аш-Ширвани (ум. 1485) фигурирует духовной генеалогии хлютских («йеменских») шайхов братства Халватийа. В старинном горном селе Хлют (лезг. Хъулидар), что располагается в Рутульском районе, на горе возвышается небольшая сопка, высотой около ста метров. На этой горе расположена местная святыня текке — пlир (зийарат) трёх суфийских шайхов: Мухаммад-‘Али-Буба ал-Кулути, Садык-Буба ал-Кулути, Фезли-Буба ал-Кулути.
Известно, что основателем суфийской обители — текке, по преданию является йеменский шайх Мухаммад-‘Али-Буба. В силсиле последнего шайха Фезли-Буба (на заре советской власти духовная нить прервалась) присутствует мистик-хальватит Сейид Йахйа ал-Бакуви (ум. 1462), который передал иджазу Йусуфу ал-Мускури (ум. 1485), а он далее передал её Мухаммаду Ракийа (в работе исследователя Н.Э. Алескерова [род. 1971] упоминается некто «Мухаммад Рукки», «которого воспитал ал-Мускури», и «который стал во главе шемахинской обители после смерти Йусуфа ал-Мускури»), который в свою очередь передал её Сафи ад-Дину (личность данного шайха установить не удалось), а тот Шах-Кубаду (аш-Ширвани, ум. 1502), а он передал её ‘Амиру ал-Мишлиши (ум. ок. 1562/63). Шайх ‘Амир передал право на наставничество некому Махмуду аз-Зархавари (возможно здесь речь идёт о Махмуде аз-Захури [ал-Цахури]), а он Кариму. Карим, в свою очередь, передал её (изн) своему сыну Мухаммад-’Амину, который возвёл в ранг муршида, также своего сына ‘Абд ар-Раззака, который передал иджазу своему сыну Мухаммад-‘Али-Буба. В свою очередь Мухаммад-‘Али-Буба передал иджазу единственному сыну Садык-Буба. Одним из сыновей шайха Садыка, который впоследствии также стал муршидом, был шайх Фезли-Буба, правнуком, которого, ныне является аксакал сел. Хлюта Курбан Буба (род. 1928). Как видно из силсилы, передача власти в братстве была наследственной, от отца к сыну, по крайней мере, на её последнем этапе.

Имя мишлешского шайха ‘Амира ал-Мишлиши (ум. ок. 1562/63) всплывает и в силсиле другого дагестанского шайха. Это духовная генеалогия шайха Йунуса ал-Ансалти ад-Дагистани (ум. 1598/99), мавзолей которого почитается как зийарат в сел. Ансалта (ныне Ботлихский район). Дагестанский историк Т.М. Айтберов (род. 1947) делает обоснованный вывод о том, что ансалтинский шайх принадлежал к братству Халватийа. Наибольший интерес для нас представляет та часть духовной генеалогии шайха Йунуса ал-Ансалти, где силсила передана от Йахйи ал-Бакуви к Йусуфу ал-Мускури, от него — Мухаммад-Захиду ал-Барда’и (он же Мухаммад Ракийа, ум. 1497/98), от него — Шах-Кубаду аш-Ширвани (ум. 1502), от него — Шайх ‘Амиру ал-Агдаши ал-Мишлиши (ум. ок. 1562/63), от него — шайху Йунусу ал-Ансалти (ум. 1598/99), от него Шайх-Мухаммаду ибн Мамма ал-Мачади ал-Хидали (ум. 1636/37) из Гидатля. Кроме того, другой дагестанский исследователь, Ш.М. Хапизов (род. 1979), пишет, что «в дагестанских письменных источниках имеется информация о том, что исламизация некоторых даргинских обществ проходила при поддержке шайха тариката Халватийа Йахйа ал-Бакуви».

В послании Гази-Мухаммада ал-Гимрави (1795–1832) «Икамат ал-бурхан ‘ала иртидад ‘урафа Дагестан» («Установление аргумента о вероотступничестве знати Дагестана»), составленное им в 1828 г. и рассылаемое по Дагестану, он ссылается на учёных, которые являются приверженцами салафизма, — это йеменский учёный Салих ал-Йамани (ум. 1697) и его ученик, известный дагестанский учёный Мухаммад ал-Кудуки (1652–1717). Здесь, на личности богослова Мухаммад ал-Кудуки остановимся поподробнее. Известно, что в творчестве дагестанца Мухаммада ал-Кудуки из сел. Кудутль (ныне Гергебильского р-она Дагестана), были заложены идеи, отрицающие слепое подражание мазхабам, т. е. следование таклиду. А отрицание таклида — одно из главных положений сторонников «чистого» ислама в среде салафитов. Известный дагестанский востоковед М.-С.Д. Саидов (1902–1985) в своей статье «Дагестанская литература XVIII–XIX вв.» писал: «Кудутлинский... не желая слепо подражать шафи‘итским законоведам, широко высказывал своё мнение...».

Другой известный советский востоковед И.Ю. Крачковский (1883–1951) показывает, что ал-Кудуки был тесно связан со знаменитым учёным-богословом Салихом ал-Йамани, был его учеником. Салих ал-Йамани «отрицал то, что утверждают суфии об открытии сокровенного, — это одна из салафитских позиций, интенсивно обсуждаемых и отвергаемых дагестанскими тарикатистами. Далее И.Ю. Крачковский пишет о том, что йеменский учитель дагестанских богословов «был горячи упорен в том, что требовалось доказательствами, и не обращал внимания на традиции», т. е. положения таклида, следование мазхабам он считал необязательными. Данная позиция также определяет религиозное мировоззрение Салиха ал-Йамани как «салафитское», т. е. «ваххабитское». Салиха ал-Йамани как салафита характеризует и то, что он широко пользовался процедурой иджтихада в его консервативном применении. Иджтихад — это процедура, противоположная таклиду, это отрицание таклида, отрицание некритического следования традиции, сложившейся в мазхабах.

Современный «традиционный ислам» в Дагестане категорически отвергает возможность отхода от мазхабов, так как это считается «ваххабизмом», «отходом от ислама». В Дагестане, благодаря Мухаммаду ал-Кудуки и другим встречавшимся с Салихом ал-Йамани, «повсюду распространялись сведения о нём». Благодаря этому влияние идей Салиха ал-Йамани на Дагестан, по мнению востоковеда И.Ю. Крачковского, сказывалось как в течение всего XVIII в., так и позже — «оно сохраняло силу даже в начале XX в.». Таким образом, очевидно, что салафитские идеи в дагестанском исламском сознании имеют место исторически длительное время.

Важно также заметить, что богослов Салих ал-Йамани умер в 1697 г., то есть до рождения основоположника ваххабитского движения ‘Абд ал-Ваххаба (1703 г.). Южнодагестанский историк Мирза ал-Хасан ал-Алкадари (ум. 1910) в своём сочинении приводит список работ Салиха ал-Йамани: «ал-Ильмуш шамих» («Высшая наука»); «ал-арвахун навафих» («Ве¬ющие души»); «Ал-атфах литалабатиль кишаф» («Подарки ищущим раскрытия истины»); «Ал-менар фильмихтар мин джавахириль бахриз зихар» («Фонарь для поиска драгоценностей, в море изоби¬лия»); «Ал-абхас ул-мусаддадат миналь-фунулиль-мутааддадат» («Руководящие беседы по различным наукам»); «Неджахут-талиб ала мухтасар Ибн ал-Хаджиб» («Успех студента в кратком учебнике Ибн Хаджиба»); «Хуббуль-гамам ала булугиль-мерам» («Примирение с неприятностями ради достижения цели»).



Автор: ‘Али Албанви




ИМЕННОЙ СПРАВОЧНИК

АЛ-АСТАЛИ АЛ-А‘ЛА — нисба указывающая на происхождение её носителя из сел. Юхари-Стал (лезг. Вини–СтIал; «Верхний Стал»), ныне С.-Стальского района Дагестана.

АЛ-АСТАЛИ АЛ-А‘ЛА, АРУГУДДИН (XVIII) — поэт, мусульманский проповедник, философ и педагог. Основатель медресе в сел. Юхари-Стал (лезг. Вини–СтIал) в XVIII веке.

АЛ-АСТАЛИ АЛ-А‘ЛА, АЛ-ХАСАН Б. ХАН-МУХАММАД Б. ШАЙХ САФАР Б. ХАН-МУХАММАД Б. МАХМУД Б. ХУТБА Б. ИБРАХИМ Б. МАХМУД Б. ПИР-БАБА-ХАН (БАБАДЖАН) Б. МУСА АД-ДИМАШКИ АШ-ШАМИ (ум. 1878) — мусульманский богослов из сел. Юхари-Стал (лезг. Вини-СтIал; «Верхний Стал»).

АЛ-АСТАЛИ АЛ-А‘ЛА, АЛ-ХАДЖЖИ БУТАЙ Б. ИДРИС Б. ШАЙХ АБД АЛЛАХ Б. ШАЙХ ТАХИР Б. ШАЙХ ПИР ИСА Б. ПИР-БАБА-ХАНА (БАБАДЖАН) АД-ДИМАШКИ АШ-ШАМИ (ум. 1881) — мусульманский богослов из сел. Юхари-Стал (лезг. Вини-СтIал; «Верхний Стал»).

АЛ-АСТАЛИ АЛ-А‘ЛА, ПИР-БАБАДЖАН ИБ МУСА АД-ДИМАШКИ АШ-ШАМИ — мусульманский богослов из сел. Юхари-Стал (лезг. Вини-СтIал; «Верхний Стал»).

АЛ-АСТАЛИ АЛ-А‘ЛА, ШАЙХ-БУБА Б. АХМАД Б. ПИР-БАБАДЖАН (XVIII в.) — мусульманский богослов из сел. Юхари-Стал (лезг. Вини-СтIал; «Верхний Стал»).

АЛ-ГУМУКИ, АЛ-ГАЗИ-ГУМУКИ, АЛ-ГАЗИГУМУКИ, АЛ-ГАЗИКУМУКИ, АЛ-ГАЗИ АЛ-ГУМУКИ, АЛ-КИБУДИ — нисба восходит к дагестанскому селу Гази-Кумух (ныне сел. Кумух, Лакский р-он).

АЛ-ГУМУКИ, ‘АЛИ АЛ-КАБИР ИБН МУХАММАД АД-ДАГИСТАНИ (ум. 1538/39) — мусульманский богослов, современник Ахмада ал-Йамани (ум. 1450). Он был знатоком теологии, фикха и суфизма. Трактат ‘Али ал-Гумуки «ал-Мухтасар фи усул ад-дин» о догмах ислама неоднократно комментировался столетия спустя многими учёными Дагестана и даже Египта, например, профессором университета «ал-Азхар» ‘Абд Аллахом аш-Шаркави (ум. 1812), который и сделал его известным далеко за пределами родины. В комментарии аш-Шаркави говорится: «Предоставил мне Мухаммад Афанди, известный как Шафи‘ ад-Дагистани, книгу, которую изучают в их стране, принадлежащую ученому ‘Али ал-Кабир б. Мухаммаду, а это книга «Мухтасар» по фикху и другим [наукам] по мазхабу имама Шафи‘и». Считается, что трактат впоследствии попал в Египет через известного учёного Шафи‘ ас-Сугури (ум. 1835/36), в тот период обучавшегося в «Ал-Азхаре».

АЛ-ГУМУКИ, АЛ-ХАДЖЖИ ‘УМАР Б. МУХАММАД Б. ИСМА‘ИЛ — ученик известного шайха Ахмада ал-Йамани, который изучал науки в Багдаде в 848/1444–45 гг. Там же в Багдаде он закончил читать и переписал для себя трактат ал-Йамани «Вакф ал-мурад».

АЛ-ЙАМАНИ — нисба указывающая на происхождение её носителя из страны Йемен.

АЛ-ЙАМАНИ, САЛИХ (ум. 1697) — йеменский богослов, наставник Мухаммада ал-Кудуки (ум. 1717).

АЛ-ЙАМАНИ, АХМАД ИБН ИБРАХИМ ИБН МУХАММАД ИБН ИБРАХИМ ИБН МУХАММАД ИБН СУЛАЙМАН АЛ-ХАСАНИ АЛ-ГУМУКИ (ум. 1450) — известный в Дагестане йеменский богослов. Востоковед А.Р. Шихсаидов (ум. 2019) указывает, что имя йеменского ученого — «Ахмад, сын Ибрахима, сын Мухаммада ал-Хусайни аш-Шафи‘и ал-Йамани. Три последние «фамилии» Ахмада, сына Ибрахима, нуждаются в разъяснении. Нисба «ал-Хусайни» (т.е. «Хусайнит») свидетельствует о том, что его родословная восходит к ал-Хусайну, сыну ;Али ибн Аби Талиба и любимому внуку пророка Мухаммада. Следовательно, Ахмад, сын Ибрахима происходил из рода пророка, и поэтому носил почетный титул «саййид». Нисба «аш-Шафи‘и» («шафи;ит») говорит о его принадлежности к шафи‘итской богословско-юридической школе (мазхабу). Наконец, нисба «ал-Йамани» подсказывает место происхождения автора – Йемен. Известно, что он вначале он жил в Аравии, затем проповедовал в Месопотамии, а после этого переселился в Среднюю Азию. Там он написал комментарии на сочинение «ал-‘Акида ал-Исхакиййа» (или «ал-Хакикат ас-санийа»?). В соответствии с просьбой учёных, он назвал эту книгу «ат-Тухфат ал-Улугбикиййа» и подарил её астроному из г. Самарканд Улугбеку ас-Самарканди (ум. 1449). После этого он переехал в Газикумух через г. Дербент (не позже 1432 г.), чтобы распространять науки, где он и написал свою известную книгу «Вафк ал-мурад фи ма йахтадж илайхи ал-‘ибад» («Соответствие предмету желаемого, в котором нуждается раб [Аллаха]»). Говорят, что он написал ещё две книги: «Зад ал-ахира» и «ал-Муджмал». А.Р. Шихсаидов приводит сохранившиеся письменные данные о семье Ахмада ал-Йамани: «Время рождения детей саййида Ахмада ал-Йамани, похороненного в Гази-Гумуке: родился дорогой сын ’Абу-л-Хасан Hyp ад-дин ‘Абд ал-Кадир в Баб ал-абвабе (т. е. Дербенте), в субботу, 19 зу-л-хиджжа 835 г. (17августа 1432 г.). Его сестра Марйам родилась в селении Газигумук 24 джумада алула 838 г. (26 декабря 1434 г.). Их (обоих) брат Йахйа родился в Гази-Гумуке в 841 г. (в 1437 или 1438 г.). Их сестра Вакт ан-Наджат родилась в селении Гази-Гумук в 843 г. (т. е. в 1439 или 1440 г.). Родился Илйас в селении Гази-Гумук в 844 г. (т. е. 1440 или 1441 г.). Родилась их сестра Нафисат 17 джумада ал-ула 854 г. (т. е. 28 июня 1450 г.). Умер ал-Йамани от чумы в сел. Гази-Гумухе (сел. Кумух, Лакский р-он Дагестана) в 854 г. по хиджре/1450 г. Историк Т.М. Айтберов также пишет о семье и потомках йеменского ученого: «Сейид Ахмад ал-Йамани, переплыв на паруснике Каспийское море, появился первоначально в г. Дербент, то есть на ширванской территории, находящейся, причем, под мощным влиянием Тимуридов. Там у него родился в 1432 г. сын ‘Абд ал-Кадир. Затем, но не позднее 1434 г., этот Ахмад, которого в последующие столетия называли в Кумухе чаще «Сайгитахмад», перебрался в лакские горы, где у него родилась дочь Марьям. Когда эта девочка выросла «в селении Казикумух (Гъази-Гъумукъ)» и достигла совершеннолетия, то выдали ее замуж за шайха ‘Али, «который по племени своему был химъяритом», то есть принадлежал к знаменитому в доисламскую эпоху арабскому племени химъяр, «а по месту происхождения — был йеменцем». Жить стали молодожены, по-видимому, в южнодагестанских горах, не исключено, что в агульском селении Тпиг. В горном селении Казикумух у сейида Ахмада ибн Ибрахима родилось позднее несколько детей. Так, в 1437 г. родился сын Яхъя; в 1439 г. родилась дочь Вакт ан-Наджат, в1440 г. — сын Ильяс; в 1442 г. – сыновья Абдурахман и Мухаммад; в 1444 г. в Кумухе родилась дочь Фатима, в 1445 г. – дочь Умм Хабиба, в 1447 г. – дочери Таййибат и Хасанат; в 1450 г. родились у него сын Абдуразак и дочь Нафисат. В том же 1450 г. сейид Ахмад ал-Йамани умер. Случилось это вследствие чумы, которая поразила тогда Кумух. Та чума 1450 г. сразила при этом следующих детей сейида Ахмада: дочерей – Марьям, Вакт-Наджат, Фатиму, Умм Хабибу и Хасанат; сыновей – Яхъю, Ильяса, Мухаммада и новорожденного Абдуразака. Остались в живых, таким образом, после упомянутой чумы – в 1450 г. – две дочери, а также два сына: Абдулкадир (1432 года рождения), который женился три раза (первая жена его умерла в 1450 г., на следующих двух женщинах он женился в 1451 г. и 1452 г.), и Абдурахман (1442 г.р.). У последнего, то есть у ‘Абд ар-Рахмана, был, согласно арабоязычным текстам, сын по имени Ибрахим. У него родился, в свое время, сын Шихали (Шайх-‘Али), у него – сын Абдулатип (‘Абд ал-Латиф), у него – сын ‘Абд ар-Рахмана, у него – сын Мухаммад, у него – сын ‘Алиша (Али-шах), у него – сыновья Нур ад-дин и Мухаммад (упом. под 1640 г.), который изучал мусульманское право в медресе одного шалинца». У Нур ад-дина, сына ‘Алиши, был сын по имени ал-Хусайн. У него родился сын Мухаммад, которого именовали «Мудун-Мамма» (от «будун» – «человек, извещающий о молитве, муэдзин»), упоминаемый в текстах 1719/20 г. и 1722/23 г. 321 У последнего был, в свою очередь, сын по имени Ахмад, которого кумухцы называли чаще «Сайгитахмад». У него был также сын, известный как Махмуд-муэдзин, которого чаще называли «Сайгитмахмуд». У того, то есть у Махмуда, было, в свою очередь, два сына – Мухаммад и ‘Абдулатип. Последние двое являлись, при этом, современниками управляющего Казикумухом «Умарбекова» ‘Абд ар-Рахмана, который умер в 1848 г. После смерти двух последних лиц, происходивших из числа кумухских «Йеменитов», то есть Мухаммада и ‘Абдулатипа ; потомков Ахмада Йамани, пресекалась (XIX в.), как считают, фамилия, идущая от последнего.

АЛ-КУДУКИ, МУХАММАД ИБН МУСА ИБН АХМАД АЛ-РУГДЖИ АД-ДАГИСТАНИ (1652–1717) — дагестанский учёный, уроженец сел. Кудутль (ныне ; Гергебильского р-на), автор популярных сочинений по грамматике арабского языка, логике и догматике. После обучения у известнейших дагестанцев отправился в «исламские страны» Крым, Астрахань (г. Хадж-Тархан), Казань, Азербайджан, Иран, Хорасан, Египет, Хиджаз, а также Йемен, где в течение семи лет учился у Салиха ал-Йамани (ум. 1697) и стал знаменитейшим из универсальных учёных. Бытует мнение, что переезд крупного правоведа и знатока шариата вышеупомянутого Мухаммада ал-Кудуки уже в преклонном возрасте с двумя своими сыновьями в Сирию в 1129/1716 г. был своеобразным протестом против пренебрежения в Дагестане нормами шариата и вызван желанием учёного «жить в стране с прочными позициями ислама». Менее чем через год после переезда в 1130/1717 г. ал-Кудуки умер и был похоронен на городском кладбище в Халебе. После смерти ал-Кудуки его старший сын Дибир ар-Ругджи переселился в Мекку, где преподавал до конца жизни, а младший сын Хаджи Мухаммад ар-Ругджи переехал в Египет, где и похоронен. Средний сын ’Абу Бакр ар-Ругджи остался в сел. Ругуджа (ныне Гунибский р-он Дагестана).




ЛИТЕРАТУРА


1. Амрахов А. Потомок хлютских шейхов [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vk.cc/9SqPEa, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 04.10.2019). — Яз. рус.

2. Шихсаидов А.Р. Эпиграфические памятники Дагестана X-XVII вв. как исторический источник. Издательство «Наука». Москва. 1984. 249; 391–392; 400.