Мировой опыт и путь развития экономики России

Влад Хаустов
Аннотация

Статья посвящена вопросам перспективного, антикризисного управления экономикой – хозяйственной деятельностью России, которая должна позволить значительно повысить уровень благосостояния основной массы населения, поднять уровень его образованности, создать качественную инфраструктуру, развить наукоемкое и высокотехнологичное производство в интересах обеспечения развития страны и её народа.

В статье представлена недавняя история экономики Советского Союза с ее достоинствами и недостатками, ставшими причинами хозяйственной катастрофы, которая по-прежнему оказывает влияние на экономику современной России. Современные проблемы экономики страны даны в определенном порядке.

Представлено типовое малое сельское хозяйство, позволяющее понять правила успешного функционирования бизнеса в условиях рынка, но в деятельности которого также присутствуют ряд пока неразрешимых проблем.

Проанализирован зарубежный и положительный российский опыт управления экономикой в современных условиях, который следует учесть и реализовать по предлагаемой технологии.

Предлагаемая технология должна разрешить экономические проблемы страны при условии национализации земли и её ресурсов, автоматизации процессов управления, перестройки системы управления и изменения её «начинки». 

Рекомендуются широкие информационные связи между субъектами хозяйственной деятельности и государством, предпринимательским сообществом и соответствующими научными и учебными заведениями, а также профсоюзами.

Важным условием реализации идеи должно стать участие предпринимателей в планировании деятельности не только своих предприятий, но и муниципальных образований, регионов и страны в целом, что несомненно требует поддержки органов власти, государственно-частного партнерства.

Первоначальная реализации идеи возможна в отдельном муниципальном образовании с расширением географии до региона и страны в целом.

Ключевые слова: экономика, хозяйство, рынок, предприниматель, ресурсы, продукт, проблемы, план, технология, кооперация, «цифровизация», АСУ.

Содержание

1. Недавняя история экономики СССР
2. Проблемы экономики современной России
3. Опыт управления экономикой малого хозяйства
4. Зарубежный и российский опыт развития экономики
5. Возможный путь экономического развития России
6. Предложения по развитию экономики России

1. Недавняя история экономики СССР

Под экономикой, согласно Википедии, понимают хозяйственную деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления продуктов.

В СССР земля и все её ресурсы принадлежали государству, которое управляло экономикой централизовано на основе разрабатываемых и принимаемых планов, как правило, директивным – административным способом. Стержнем экономики была мощная единая энергетическая система, теоретическую основу которой разработала группа ученых под руководством В.И. Ленина, вошедшая в историю как план ГОЭЛРО. «Коммунизм – это советская власть плюс электрификация всей страны».

Система управления экономикой на макроуровне была представлена Госпланом, Государственным комитетом по науке и технике, Госстроем, Госснабом, Минфином, отраслевыми министерствами, Центральным статистическим управлением и другими ведомствами, которые имели своих подчиненных в республиках и на местах. Но основным директивным органом управления в СССР было Политбюро ЦК КПСС, которое принимало важнейшие решения, делегируя контроль исполнения ЦК КПСС. Программные документы утверждались на съездах КПСС.

Госплан совместно с министерствами и ведомствами разрабатывал единый государственный хозяйственный пятилетний план, в котором определялись цели, задачи, способы и порядок их выполнения, сроки, ресурсы, а также исполнителей. На основе этого плана осуществлялось планирование по отраслям экономики и на предприятиях. Вышестоящие по отношению к предприятиям организации (министерства, тресты, объединения, управления т.п.) определяли контрольные показатели (план производства, закупок и т.п.) для каждого предприятия на пятилетку и год. Встречное планирование производства (закупок) осуществлялось непосредственно на самих предприятиях, где составляли планы экономического и социального развития, также на пятилетку и предстоящий (планируемый) год.

Планово-директивная экономика, если цели были научно обоснованы, а планы и программы всесторонне проработаны и согласованы, позволяла решать многие сложные и масштабные задачи в заданные сроки с высокой эффективностью, особенно благодаря возможности концентрировать необходимые ресурсы.

Структура народного хозяйства определялась целями и задачами, в приоритете же были военно-политические цели, а не потребности населения. Превалирование показателя «количества» над «качеством» постепенно привело к накоплению дефицита, особенно качественных продуктов. «Прибыль», как стимул хозяйственной деятельности, «работавшая» в капиталистических странах, официально использовался редко. Поощряемая практика перевыполнения заданий часто приводила к перерасходу ресурсов, нарушая плановый баланс между производством и потреблением. Этот баланс также нарушался торговцами, но уже в другую сторону. Стремясь получить сверхприбыль, они создавали искусственный дефицит предметов народного потребления, торгуя ими «из-под полы». 

Определение номенклатуры необходимых изделий, производимых и потребляемых в технологически взаимосвязанных отраслях, требовало оперативного учета потребностей и точных расчетов, что сегодня возможно на базе современной компьютерной техники и средств связи, а тогда вызывало значительные затруднения. Поэтому в расчетах часто случались ошибки, которые выявлялись на практике, после чего планы и задания приходилось уточнять. Учет осуществлялся большим по численности аппаратом статистов разных уровней вручную. К сожалению, автоматизированная система управления народным хозяйством в СССР создана не была, а компьютеры не стали массовыми изделиями.

Финансовая система страны была независимой от иностранных систем. Денежная эмиссия проводилась под принятый план, проекты которого финансировались по программам. Это обеспечивало стабильность финансирования плановых проектов. Но «долгострои» и особенно чрезвычайные ситуации, типа войны, например, в Афганистане, Чернобыльская катастрофа, приводили к инфляции, поскольку через дополнительные эмиссии реальная покупательная сила рубля снижалась, вызывая дефицит в сфере потребления и создавая напряжение в социальной среде. В этих случаях Министерство финансов латало «дыры», перераспределяя средства для выполнения намеченных планов, сокращая финансирование менее важных заданий.

Из опыта экономики СССР стало понятно, что плановость – не является панацеей от кризисных явлений. Поэтому властями предпринимались попытки решить некоторые проблемы народного хозяйства, например, задействовать прибыль, как стимул для развития предприятий. Но в критических, целенаправленно созданных определенными силами, условиях государство не справилось с управлением страной и её экономикой, в результате чего была организована и произошла контрреволюция, начавшаяся с так называемой «перестройки».

В этот период власть постепенно отказалась от директивного метода управления на макроуровне и предоставила относительную свободу хозяйствующим субъектам на микроуровне. Планы еще были, а ответственности за срыв плановых заданий уже не было, в результате чего, быстро нарушились межотраслевые и межреспубликанские экономические связи, зато процветали коррупционные. Общество не было готово к переходу на рыночные отношения, зато во всю проявили себя торговцы дефицитом, стремительно наращивая свой капитал. Беспредельное стремление к наживе одних при попустительстве со стороны коррумпированной власти и большинства народа привело к развалу и распаду хозяйства страны, части которого за бесценок стали собственностью, как правило, действующих руководителей хозяйств, организованных преступников и людей, близких к новой власти.

Под лозунгом «Рынок сам отрегулирует всё», имитируя приватизацию с помощью ваучеров, реформаторы создавали искусственный дефицит товаров первой необходимости, в это же время они формировали олигархический капитализм. Научным языком сущность перехода экономики России к рыночным отношениям и капитализму можно выразить в изменении формы собственности от преобладания общественной к ведущей роли частной формы на основные средства производства. При этом система планово-директивного ведения целостного хозяйства страны была практически разрушена до основания.

2. Проблемы экономики современной России

Сегодня можно слышать о росте экономики, то есть росте хозяйственной деятельности и отношений. Но в этом сочетании слов мало смысла, поскольку рост хозяйственной деятельности и отношений не обязательно приводит к росту земельных, людских, материально-технических, информационных и финансовых ресурсов и продуктов, а бесцельная и бесплановая деятельность и неблагоприятные условия могут привести к сокращению их количества, стагнации и даже ликвидации хозяйства как такового.

Сочетание же слов «экономическая деятельность», по своей сути – это масло масляное, абсурд. Большим смыслом обладает такое словосочетание, как экономическая обстановка, под которой следует понимать условия хозяйственной деятельности в результате складывающихся отношений в обществе между хозяйствующими субъектами, их с государством, другими субъектами и объектами.

Анализ обстановки позволил выявить некоторые проблемные вопросы экономики современной России, основными из которой являются: её сырьевой характер, управляемый "распад" инфраструктурных систем и ликвидация крупных предприятий, особенно наукоемких производств, как результат – сохраняющаяся тенденция снижения доходов большей части коренного населения, которое теряет квалификацию, деградирует и исчезает, замещаемое «дешевыми» эмигрантами.

Основным мотивом деятельности современных предпринимателей России, особенно в финансовой сфере, является быстро получаемая выгода от вложений, стимулирующая извлечение из природы ресурсов и их продажу потребителям на экспорт без глубокой переработки, не заботясь о будущих поколениях, а также возможностях природы по восстановлению возобновляемых ресурсов, естественной переработке отходов. При этом экспорт, как правило, сырьевой в разы превосходит импорт, не самый технологичный (высокотехнологичные средства производства в Россию не продают).

Принижается значение экономии – рационального использования природных и энергетических ресурсов при её декларировании государством; одновременно раскручивается потребительство, навязываемое различными компаниями через рекламу и иными способами, от которого государство получает налоги, но природа и население страдают от многочисленных отходов производств и сверхпотребления. 

Известно, что многие крупные бывшие советские, в том числе, градообразующие предприятия распались на отдельные части, неспособные производить прежнюю, тем более новую, совершенную и конкурентоспособную продукцию. На оставшихся от этих предприятий фирмах производительность труда низкая, а автоматизация управления технологическими процессами и роботизация производства стали мало возможными, как правило, при этом их связи с наукой разорваны.

Многие производственные здания бывших крупных советских предприятий либо простаивают и разрушаются, либо переоборудуются в торгово-развлекательные объекты, а на освобождающихся местах строят жилые комплексы; в лучшем случае – создаются так называемые «технопарки», руководство которых, как правило, занимается сдачей в аренду свободных площадей и помещений, но не развитием.

Сокращается выпуск наукоемкой продукции высокого передела, снижается её доля в общем производстве ВВП, при этом падает качество и простой продукции.

Усиливается специализация регионов в производстве определенных видов продукции, что требует их перевозки к местам потребления; причем перевозка железнодорожным и водным транспортом, сегодня обходится дороже, чем автомобильным.

Снижается интеллектуальный уровень трудоспособного населения, его заинтересованность в общественно полезном труде и его результатах, в том числе по причине отчуждения от средств производства и производимой продукции.

Сокращается количество трудоспособных людей за счет общего снижения уровня здоровья населения, а также способность молодежи к деторождению, что чревато демографическим провалом. Образованная молодежь стремится уехать за рубеж.

Растет количества дотаций, вынужденно выделяемых многим регионам России по причине не востребованности там трудоспособного населения, даже имеющего значимые знания, навыки и опыт.

Крупными монополиями и сетями подавляется деятельность малых и средних предприятий, хотя государство декларирует заботу о вторых, но реально оказывает большее финансово-административное содействие первым.

Значительная часть земельных и материально-технических ресурсов страны находится в собственности иностранных компаний и частных лиц, имеющих двойное гражданство.

Усложняется финансово-хозяйственная деятельность предприятий, особенно малых и средних по причине нестабильности российского законодательства, которое непрерывно корректируется; сложности есть и с получением стабильных госзаказов.

Государство уходит от управления экономикой, передавая его рычаги коммерческим банкам, которые получая деньги от ЦБ РФ не финансируют реальный сектор российской экономики, в лучшем случае кредитуют строительство и зарубежный автопром, при этом большую часть средств вкладывают в иностранные «ценные бумаги».

Управление экономикой децентрализуется, что противоречит тенденции развития автоматизированных информационных систем, способных полномасштабно охватить и интегрировать деятельность крупных экономических субъектов с высокой степенью детализации, обеспечивая её баланс.

Информационные потоки, большие данные предприятий и организаций, в том числе государственных – управленческие, технологические и технические в силу используемого американского базового ПО (операционной системы Windows и других программ), их слабой защищенности, как правило, становятся доступны американскому государству и его корпорациям, противоборствующим с российскими.

Возрастает степень зависимости конечной продукции, производимой как промышленными, так и сельскохозяйственными предприятиями от поставок иностранных технологичных комплектующих, семенного фонда, гербицидов, фунгицидов, удобрений и других материалов.

В качестве основного средства перевозки грузов в России выступает автотранспорт, хотя перевозка больших партий продукции железнодорожным, водным транспортом обходится дешевле автомобильного, который более энергозатратен.

В ходе сезонных перевозок сельхозпродукции, а также в межсезонье, автодороги приходят в негодное состояние, поэтому перевозчики облагаются дополнительным сбором типа «Платон».

По логике, развитие сети железных дорог должно быть выгодно крупным предприятиям и государству, вынужденному постоянно ремонтировать автомобильные дороги, а также гражданам, желающим перемещаться на легковом транспорте по хорошим дорогам без «пробок».

Государственные резервы почему-то содержатся не в накопленных реальных материально-технических и защищенных полезных информационных ресурсах (больших базах данных), а в ценных бумагах других государств.

Непрерывно дестабилизируется финансовый рынок ценных бумаг страны в результате мало-контролируемого и значительного по объему вывоза капиталов за рубеж, преимущественно используемого для вложений в экономику других стран.

В условиях ВТО и санкций со стороны конкурентов и заграничных потребителей продукции на мировом рынке товаров и услуг не растет конкурентная способность предприятий государственного и частного секторов экономики страны, их продукции.

Население расслоилось на богатых и бедных по причинам непропорциональности начисляемых государством налогов на доходы, неравномерности и несправедливости распределения доходов от экономической деятельности среди организаций, трудящихся и пенсионеров, что вызывает неприязнь одной части общества по отношению к другой, возможны и другие негативные последствия.

Стали обычной практикой правонарушения (коррупция) со стороны предпринимателей и государственных чиновников в области экономики в результате их стремления получить большую прибыль от своей деятельности, в том числе осуществляемую противозаконным путем.

Высокими по положению государственными чиновниками лоббируются интересы фактически собственного, обычно, крупного бизнеса, в том числе за счет государственного бюджета, как правило, в ущерб как государству, но особенно малым и средним национальным предприятиям.

Снижается уровень профессиональной подготовки выпускников учебных заведений, в том числе в результате отсутствия необходимых устойчивых связей между большинством учебных заведений и предприятиями (организациями) - работодателями.

Основной массе молодых выпускников учебных заведений сложно устроиться на работу по специальности без практического опыта. Проводимые пиар-компании по привлечению молодых людей к рабочим профессиям заканчиваются конкурсами типа World Skills, где участвуют единицы, а прибыль получают организаторы, как правило, заграничные.

Проявляется неспособность выпускников учебных заведений эксплуатировать и ремонтировать технические устройства и объекты советского наследия. Они, как правило, не могут получать консультации от ушедших на пенсию квалифицированных специалистов, работавших на них ещё при СССР. Последние не допускаются к обучению специалистов без педагогического образования

Сравнительно низкая продолжительность жизни у специалистов, особенно мужчин, резко прекративших заниматься основной трудовой деятельностью и вышедших на пенсию, особенно если в денежном эквиваленте она минимальная.

Отсутствует полноценное оперативное и долговременное реагирование органов власти на просьбы, запросы и предложения предпринимателей, что не способствует росту производства и сбыту производимой ими продукции, следовательно, росту налоговых отчислений в бюджеты: местные, региона и страны в целом.

Снижается значимость и действенность государственных (муниципальных, региональных и федеральных) планов и программ, в разработке которых не принимают непосредственное участие предприниматели – производители.

Население сталкивается с бюрократическими препятствиями даже при управлении многоквартирными домами по причине отсутствия действенной обратной связи между населением и органами управления ЖКХ.

В связи с этим назрела потребность в изменении устройства и содержания деятельности управляющей экономикой части российского государства – его правительств (федерального и на местах), а также в адекватном использовании перспективных автоматизированных информационных систем, информационных и коммуникационных технологий, способных интегрировать всех участников экономической деятельности в эффективную хозяйственную систему страны.

3. Опыт управления экономикой малого хозяйства

Для того, чтобы скорректировать управление экономикой страны, необходимо рассмотреть условия и современные правила ведения малого сельского хозяйства, как важного и показательного элементарного субъекта, где имеется: участок земли с садом и огородом, жилые и хозяйственные постройки, некоторые технические и информационные средства, запас материальных ресурсов, источник воды, разнообразная живность – корова, свиньи, гуси, утки, индюки, куры и пчелы.

Предположим, что это хозяйство получено молодым мужчиной по наследству (оформлена дарственная на дом и земельный участок) от предков (матери и отца), которые передали ему и управление им. Хозяин создал семью в составе жены и двоих разнополых детей. Таким образом, в большом доме проживают большая семьи в составе шести человек. Молодая семья: муж – наемный работник местного агрохолдинга (механизатор), жена – домохозяйка, дети – школьники; семья родителей хозяина (мужа) – пенсионеры. Согласно Википедии, семья – это основанная на кровном родстве малая группа людей, члены которой связаны между собой общностью быта, взаимной помощью и ответственностью.

Земельный участок семьи состоит из двух частей. Один – приусадебный, размером полгектара, на котором размещены дом и другие хозяйственные постройки; второй, размером 7 (семь) гектаров, получен при разделе колхозной собственности бывшими колхозниками – родителями хозяина, и отдан в аренду агрохолдингу за 60 (шестьдесят) тысяч рублей годовых выплат. Следует отметить, что на юге России агрохолдинг может получать с этого участка более 300 тысяч рублей с учетом издержек, то есть, как минимум, в пять раз больше. Возможность самостоятельно обрабатывать такой семи-гектарный участок земли зависит от наличия в собственности определенного технического парка, но, как правило, рентабельность (доход) обеспечивается на участке свыше ста гектар.

Рассмотрим некоторые другие проблемные вопросы этого малого хозяйства, аналогичные представленным ранее проблемным вопросам хозяйства России. При этом исходим из того, что главной целью деятельности этого хозяйства является удовлетворение потребностей членов большой семьи в материально-технических средствах, духовных (информационных) и культурных ценностях, общении с другими людьми и их достижениями, окружающей природой и миром в интересах сохранения жизни и здоровья, роста и раскрытия потенциалов взрослых и детей, оказания помощи другим людям, а также защиты от различных угроз.

Следует отметить, что внутренний продукт хозяйства создается трудом членов семьи, а для получения продуктов извне, нужны деньги, которые можно только заработать. В малых хозяйствах важна оплачиваемая работа одного из взрослых за его пределами, даже при условии продаж излишков молока, овощей, меда и т.д., что является только хорошим финансовым подспорьем для развития.

Малые сельские хозяйства не живут сиюминутной выгодой, поскольку горизонт планирования их деятельности, как минимум, год, а в социально-экономическом плане – поколение, то есть 20-25 лет. Наиболее важным периодом их деятельности является весна-осень, от которых зависит урожай и заработок. Именно об этом периоде на селе говорят: «день – год кормит». Поэтому расходы хозяйства обычно планируются заранее, хотя предусмотреть все неожиданности невозможно, поскольку природные условия неподвластны человеку. Однако, готовность противостоять неблагоприятным погодным условиям, всегда повышает вероятность получения хорошего урожая и решения других задач.

Неготовность к работе или её бесплановость могут привести к потерям ресурсов любого хозяйства. Например, можно внезапно по минимальной цене приобрести годовой запас сена для коровы, но не успеть обеспечить условия его хранения. Как вариант, сено может намокнуть под дождем, в результате чего, его большая часть быстро испортится. В любом деле важен расчет, который позволяет оценить соотношение быстроты решения задачи и получаемой от этого пользы (приобретения) в различных, в том числе неблагоприятных, условиях, то есть баланс. Поэтому на селе почти вся деятельность планируется, заблаговременно подготавливаются условия для выполнения главных мероприятий, чтобы прибыль не обернулась убытком, а это требует от любого руководителя умственных усилий, кроме того, согласованных действий участников выполнения задачи.

Управление любым, в том числе малым сельским хозяйством, как правило, осуществляется коллегиально с предоставлением прав оперативно принимать решения хозяину или кто остается за него, например, жене, с совещательной функцией пенсионеров, добровольно отошедших от руководства хозяйством. Планирование деятельности целесообразно производить при участии всех членов семьи, утверждать план будет хозяин, а реализовывать – все взрослые участники хозяйства с привлечением детей, способных оказать определенную посильную помощь.

Не приходится сомневаться в необходимости экономного расходования всех видов ресурсов, как внутренних, так и получаемых этим хозяйством извне. Почти все они могут быть измерены в денежном эквиваленте. Часть ресурсов являются возобновляемыми, как правило, это природные ресурсы, например, вода в скважине, трава, деревья; другие не возобновляемые – органика земли (гумус), разные виды топлива; имеют свои сроки службы строения и технические средства, известно среднее время жизни различных домашних животных.

Снизить расходы бюджета малого хозяйства можно за счет перехода с невозобновляемых на возобновляемые источники энергии, использования для обогрева тепловых насосов, а также других «бережливых» технологий, например, биогаза, солнечных панелей. Однако стоимость таких технических устройств в России неприемлемо высока, так как производятся они обычно за границей или по заграничным технологиям собираются на территории страны, но продаются также по слишком высоким для селян ценам.

В настоящее время российский производитель сельхозпродукции, как правило, находится в зависимости от международных корпораций, продающих семенной фонд и другие обеспечивающие урожай товары (гербициды, фунгициды, удобрения), и эта зависимость растет. Но как бы продавцы не завлекали купить этот, пусть даже полезный товар, рачительным хозяином всегда будет оценена полезность на весах «эффективность – стоимость», учтены перспективы зависимости, исходя из чего и принимаются решения на приобретение товара или отказ от такового.

Особое значение это имеет для национального государства, которое должно оценивать не только количество получаемой сельхозпродукции, но и её качество, влияние на здоровье своих граждан, а также учитывать продовольственную безопасность – зависимость страны от иностранных компаний, сохранение гумуса.

Предположим, что малое хозяйство получает излишек молока, меда, овощей и фруктов, которые могут быть проданы потребителям. Хорошо, если на селе существует торговое предприятие, принимающее такие излишки. Если же его нет, то хозяину нужно заботиться о доставке продукции в места, где она будет принята. В этом случае имеет значение соотношение между расходом на доставку своей продукции и доходом от её продажи. Например, в московской области и не только, при больших урожаях яблок в садоводческих товариществах многие дачники вывозят их в лес, где яблоки гниют в кучах. В то же время торговые сети продают «пластиковые» яблоки по цене 60-80 рублей за килограмм. Это нормально?

Переработка молока в молочную продукцию требует специальной техники, энергии, времени, упаковки, а избыток продукции – продажи потребителям. Прибыль от этой деятельности зависит от спроса на подобную продукцию, определенной положительной разницы между расходами и доходами. Качество произведенной продукции зависит и от квалификации производителя, в нашем случае – хозяйки, хозяина и (или) его родителей, оказывающих свою посильную помощь в такой работе. Понятно, что переработанная молочная продукция стоит дороже, чем исходное сырье. Но цена продукции на рынке, даже качественной, не может быть много выше рыночной, иначе её не будут покупать.

В этом деле особое значение имеет так называемая транспортная доступность, возможность в любое время года и при любой погоде доехать до города, на рынок и вернуться обратно, чему способствует развитая асфальтированная дорожная сеть. Хотя в некоторых случаях, автомобильного сообщения на селе явно недостаточно, например, когда нужно получить срочную квалифицированную медицинскую помощь. Во времена Советского Союза в интересах граждан эта задача решалась с помощью малой авиации, а сегодня её практически нет.

В условиях конкуренции со стороны агрохолдингов и торговых сетей продать свою продукцию переработки мелким производителям практически очень сложно. В этом случае их может спасти только кооперация с соседями с разделением труда на сбор, перевозку и продажу продукции, а также помощь от государства. Если же государство будет подавлять эту деятельность налогами, обязывать хозяйства или членов кооператива вести многие документы, требующие затрат времени и сил, то это чревато отказом малых хозяйств от участия в производстве ВВП страны, следовательно, превращения их в натуральные – замкнутые на себя.

Оптимальное по составу малое хозяйство может участвовать в производстве ВВП страны. Но если сокращается его состав – количество участников, например, при причине смерти или переезда кого-то в город, то снижаются возможности и доходность таких хозяйств, возникают трудности. Некоторые из них могут быть преодолены за счет использования соответствующих технических средств (тракторов, доильных аппаратов и других), но такие приобретения требуют немалых денег, дополнительных знаний, а также владение технологиями их использования.

Существует также вероятность разделения дома и земельного участка между выросшими детьми. А если они обзаведутся собственными семьями, то с учетом их детей, плотность проживающих людей на подобном земельном участке может стать избыточной. Разделение исходного земельного участка на части, вынужденное строительство на нем новых жилых помещений, лишает это хозяйство возможности производить полезную продукцию в прежнем объеме, выращивать тех же животных и птиц. Может возникнуть конфликт интересов и борьба за власть над участком земли, его ресурсами, которые естественно проявляются в условиях, когда на одном месте сосредотачивается большое количество людей с разными взглядами на жизнь и желаниями.

Обычным сегодня становится вариант разрешения подобных ситуаций, когда продается земля со всеми её ресурсами, а члены большой семьи переезжают в город и расселяются в многоквартирных домах. Если бы государство было заинтересовано в сохранении и приумножении сельских жителей, то оно для покупки земли и строительства домов молодым людям, желающим дальше жить и работать на селе, давало бы беспроцентные ссуды или через банки – кредит под малый процент.

В деле продолжения семейных традиций работать на земле главную роль конечно играют взрослые – родители детей, а также старшее поколение – дедушки и бабушки, их собственный успешный пример, забота о них со стороны государства. Немаловажную роль для детей в этом деле играет и школа, обучающие кружки и секции, через которые детям также должна прививаться любовь к родным местам. Профессиональные образовательные учреждения для подросших детей могут находиться и в городе, но и там учеба должна способствовать овладению специальностям и компетенциям, полезными на селе, а не отталкивать молодежь от него.

С появлением агрохолдингов с высокой степенью их специализации в производстве определенного небольшого ряда сельхозпродукции, оснащенностью новой эффективной техникой, потребность в тружениках на селе снижается, количество оплачиваемых рабочих мест сокращается. Причина этому также в отсутствии на селе перерабатывающих предприятий, которые не выгодно создавать при высоком налоге на добавленную стоимость (НДС). В этом случае агрохолдинги предпочитают быстро продавать урожай оптом, лучше если заграничным покупателям.

Но если такое предприятие по переработке сельхозпродукции в агрохолдинге создается, то оно обычно конкурирует с малыми хозяйствами, производящими подобную продукцию, жестко подавляя их деятельность «рублем», а иногда другими незаконными способами. Причем на крупных предприятиях хоть и используется современная техника, но зачастую вместо «живого» молока часто используется сухое, массово применяются материалы, вредные для здоровья людей, типа пальмового масла, консерванты, красители, разрыхлители и другие химические добавки.

Когда от качества потребляемых продуктов зависит здоровье человека, а магазинные продукты оставляют желать лучшего, умные хозяева сохраняют свой урожай, создавая, как правило, годовые запасы произведенных продуктов. Для чего строятся и оборудуются различные хранилища. Однако, государство стремится учесть и обложить налогом максимально все объекты малых хозяйств, любую прибыль от деятельности, что снижает их доходы, создает конкуренцию агрохолдингам.

Руководители малых хозяйств денежные средства, как правило, содержат в виде наличных денег дома или на счетах в банках, изредка в валюте. Мало кто из них берет в банках кредит, поскольку процентная ставка там превышает рентабельность любого сельхозпредприятия, за исключением, наверное, тех, которые выращивают наркотики. Но это уже противозаконная, уголовно наказуемая деятельность.

Сегодня можно отметить некоторую заботу со стороны государства в отношении малых сельских предпринимателей. Селянам крайне трудно бывает попасть со своей продукцией на городской рынок, да и накладно это из-за высоких сборов за торговые места. Сегодня власти стали организовывать «ярмарки выходного дня» и в других местах, что позволяет как-то сбывать продукцию малым предприятиям.

Деятельность малых хозяйств в настоящее время требует от их участников постоянной трудовой активности, предприимчивости, коммуникабельности, владения информационными технологиями, производства востребованных потребителями продуктов, знаний мест их сбыта, банковских и других программно-технических продуктов, то есть достаточно высокого интеллекта. Причем дети в таких семьях гораздо быстрее своих городских сверстников овладевают азами разнообразной трудовой деятельности, так как видят её «с пелёнок» и приобщаются к ней в качестве помощников взрослых, с перспективой самим стать хозяевами.

3. Зарубежный и российский опыт развития экономики

В целях развития экономики нашей страны и решения её назревших проблем необходимо также использовать опыт стран мира, как капиталистических, так и идущих по пути построения коммунизма, возможности «цифровизации».

В США еще в период Великой депрессии 1930-х гг. формировали программы выхода из экономического кризиса, а в последующем разрабатывались и реализовывались инновационные программы создания военной техники. Программы вооружений там стали первыми областями реализации методов программно-целевого управления в формах, которые применяются и поныне. Они являются главным элементом госрегулирования американской экономики, инструментом повышения эффективности бюджетных расходов. Органы исполнительной власти на уровне штатов и городов имеют специальные комиссии (агентства) по экономическому развитию, отвечающие за подготовку целевых программ, предусматривающих повышение качества жизни в поселениях, рост производств полезной продукции. В рамках этих программ реализуются конкретные проекты по стандартной схеме: выявление основных целей, выделение финансовых средств, формирование участников, рассмотрение стратегий воплощения проекта в жизнь, создание организационных структур и выбор лидеров для решения задач с последующей реализаций запланированных мероприятий.

Программно-целевым методом в ЕС решают проблемы отставания в экономическом развитии отдельных регионов, отраслей промышленности, осуществляют поддержку местных инициатив в малых районах, сельских, городских территориях. Для мониторинга выполнения проектов создана соответствующая автоматизированная информационная система. Происходит «сращивание» компаний и исследовательских центров путем создания стратегических альянсов.

В Великобритании правительством организуется территориальное планирование, обеспечивающее интеграцию стратегий, разрабатываемых на каждом уровне (муниципалитет-провинция-центральное правительство). Правительство осуществляет общую координацию и финансирование, а реально управляют проектами региональные и муниципальные власти.
Полный цикл управления проектами состоит из следующих фаз: начальной, планирования и осуществления. На начальной фазе выявляются проблемы, намечаются пути их решения при условии согласия всех сторон на участие, подписывается соглашение. Затем составляется План действий, после одобрения которого стороны подписывают заключительное соглашение и формируется пакет документов, направляемый на утверждение в парламент, ассамблею провинции, а также муниципалитет. В рассмотрении проекта принимают участие не только чиновники, но и представители различных целевых групп (промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др.), а также общественности. После окончательных согласований проект переходит в фазу реализации.

В Японии целью экономического планирования является формирование у предпринимателей представлений о будущей научно-технической и инновационной структуре экономики. Целевые программы рассматриваются как средство стимулирования новых наукоемких отраслей, таких как электроника, робототехника, информационные системы. Государство не определяет сферу или масштабы производственных программ частных предприятий, но активно содействует проведению научных исследований в приоритетных для страны направлениях. Программирование в Японии носит индикативный характер, а программы и планы рассматриваются как базовые ориентиры для частного сектора, оказывающие косвенное воздействие на инновационные программы предприятий.

В КНР государство не отказывается от директивного планирования общенациональных мероприятий, ведущую роль в плановом управлении по-прежнему принадлежит директивному планированию. При этом осуществлен переход от прямого административно-директивного управления к регулированию экономики через рыночные механизмы. Распространение получили так называемые «направляющие планы», реализация которых обеспечивается ценовой политикой государства через налоги и кредиты. Эти планы не носят обязательного характера, поскольку их проекты готовят и представляют планирующим государственным органам сами предприятия с учетом, как общественных потребностей, так и собственных интересов.

Предприятия, ведущие производство на основе направляющих планов, обеспечиваются ресурсами через вышестоящие органы лишь частично. Недостающие ресурсы предприятия закупают на рынке. Продукция предприятий в случае направляющего планирования закупается торговыми организациями и органами материально-технического снабжения полностью или частично. Кроме того, часть продукции свободно реализуется самими предприятиями. На продукцию, произведенную в соответствии с направляющими планами, в большинстве случаев государство устанавливает «плавающие» цены.

В западной, преимущественно, американской модели управления принятие решений происходят сверху вниз путем привлечения работников к процессу, решения принимаются быстро, но реализуются медленно. Борьба за прибыльность предприятия для работника не столько служение своему делу и обществу, сколько средство достижения личного успеха и обогащения. Работнику в американской организации ставятся такие условия, при которых он обязан выполнять общие цели, а не то, что ему хочется. К национальным особенностям американского менеджмента также относят единство слова и дела у всех его представителей. Основной формой деловых отношений является контракт и подписанные обязательства.

Для восточного, преимущественно, японского общества характерен культ труда, превращение работы и службы в некий религиозный идеал. Японская модель управления – это симбиоз американской теории менеджмента и азиатского трудолюбия. Японским организациям свойственна бюрократическая структура управления, главной отличительной чертой которой является ориентированность на человеческий фактор как на основной ресурс производства. Принятие управленческих решений происходят на высшем уровне руководства по принципу консенсуса, решение принимается долго, но реализуется быстро. Основное внимание уделяется низовому звену, где реализуется система «точно вовремя» без создания лишних запасов и межоперационных заделов.

Россия находится на стыке цивилизаций, поэтому она может использовать наиболее рациональные элементы как западной, так и восточной систем управления, но при этом ориентируясь на свои, в основном коллективистские, традиции. Основа американской системы управления – психология индивидуализма, которая все-таки чужда россиянам. Выбор модели управления определяется руководителями организаций в конкретных условиях. Но смешивать японский и американский менеджмент не стоит. Тем более, что есть уже проверенный путь коллективного творчества под руководством талантливых руководителей, что однажды уже ставило нашу страну в рад великих научно-промышленных держав мира.

Сегодня и в нашей в стране остро стоит вопрос о правильном соотношении мер планового-административно воздействия государства на экономику и косвенного, рыночного регулирования деятельности предприятий (хозяйств) страны. Важно найти баланс интересов и действий государства, бизнеса и общества, который может быть достигнут при соответствующей системе управления.

Попытки руководителей нашего государства увеличить производство ВВП и повысить благосостояние населения без перестройки системы управления экономикой и решения представленных проблемных вопросов как на макро, так и на микроуровнях, не представляется возможным.

Одним из путей улучшения системы управления экономикой считается так называемая «цифровизация», представляющая собой создание единого информационного поля со своей управляющей структурой, интегрирующей субъекты экономической деятельности и обеспечивающей достаточно быстрое решение ей сопутствующих различных информационных задач.

Считается, что через цифровую платформу государство может результативно взаимодействовать с предпринимателями и остальным населением, предоставляя ряд возможностей по ускорению доступа к различным услугам, а главное – собирая и обобщая запросы, другую информацию для принятия целесообразных решений и управления экономической деятельностью.

Официально открыть свой бизнес становится проще и быстрее, но при этом нужны знания и умения в области IT-технологий, а также деньги для их использования. Цифровая экономика способствует активизации торговли, снижает цены на медиаконтент, дистанционное обучение, консультирование, рекламу товаров и ряда услуг, например, перевозку. Она может избавить от очередей в госучреждениях, банках, магазинах и некоторых других организациях.

Есть такое мнение, что «когда IT-технологии приходят в какой-то бизнес, то они его «взрывают», но затем эти осколки складываются в более эффективном варианте хозяйства». При этом нужно понимать, что цифровая экономика сокращает неинтеллектуальные рабочие места, а за счёт упрощения процедуры, усиливает отток денежных средств за рубеж, растущий в условиях отсутствия собственного наукоемкого производства и низкого качества своей продукции.

5. Возможный путь экономического развития России

Преобладающая капиталистическая форма ведения хозяйства позволила удовлетворять многие потребности людей.

Однако, происходит это за счет массового производства низкокачественной продукции, как правило, в ущерб природе, в том числе и самим потребителям.

Как следствие, природа находится в критическом состоянии, а потребляющее некачественную продукцию население страны страдает, даже теряет свое здоровье.

Основными продуктами потребления человека являются: в материальном плане – воздух, вода, еда (продукты питания), одежда (в т.ч. обувь), здания (жилые и другие сооружения), средства производства, инфраструктура, транспорт, энергия, связь; в духовном – информация в различных её формах; в душевном – общечеловеческие культурные ценности, а также неиспорченная человеком природа.
 
Создавая, казалось бы, необходимую продукцию, человечество заполняет мир предметами, которые люди не способны потребить по различным причинам.

Основной причиной является избыточность некачественных продуктов как материального, так и информационного и даже душевного планов.

Качественная продукция несомненно востребована, но высокая себестоимость производства и значительная цена на рынке не позволяет людям и организациям с низким уровнем достатка её приобретать.

Что касается продуктов питания и других товаров с ограниченными сроками годности, то качественную невостребованную продукцию производителю выгоднее утилизировать, чем продавать по низкой цене.

Дело в том, что массовый покупатель, получая по низкой цене качественный продукт, не покупает низкокачественный, производство которого дешевле. В этом случае его также приходится утилизировать.
 
Кстати, если качественный продукт можно переработать в низкокачественный, то низкокачественный остается только утилизировать окончательно, нагрузив природу.

И хотя в развитых странах, когда завершается срок годности продуктов, практикуются уценки, то в нашей стране по причине бедности большой массы населения и крайней жадности богатых хозяев, такие акции крайне редки.

Поэтому качественную продукцию в современном рыночном мире производят исходя из ожидаемого спроса, зависимого от покупательной способности людей.

Производители предпочитают вкладывать денежные средства в рекламу низкокачественной продукции, чем продавать качественную продукцию по низкой цене.

Это противоречие в условиях основного инструмента капитализма - рынка, пока неразрешимо.

Следует отметить, что низкокачественные продукты питания часто вредны для здоровья и даже жизни людей, что касается не только продуктов питания.

Выход из этой ситуации видится в развитии системы государственно-частного партнерства, когда государство за свои деньги создает предприятия по массовому производству полезной и качественной продукции.

В дальнейшем на определенных условиях оно продает или передает производственные мощности реальным производителям, например, путем их акционирования членами производственного коллектива или продает специализирующимся на этом деле предпринимателям на конкурсной основе.

Если же существующие частные производители сами при определенных благоприятных условиях на своих предприятиях способны создавать необходимый для людей качественный продукт, то государству нужно осуществлять их поддержку.

Инициация таких проектов может осуществляться как самими частными предпринимателями, так и органами государственного управления различного уровня.

Например, в нашей стране практически отсутствуют помидоры, которые являются «живыми» помидорами не только по внешнему виду, но и по консистенции, вкусу и запаху.

В конкурентной борьбе нашим производителям не выгодно выращивать «живые» помидоры по причине их более высокой себестоимости, чем «пластиковых». Поэтому без финансовой поддержки государства здесь не обойтись. Но если производство будет финансово поддержано государством и налажено, то себестоимость «живой» продукции через некоторое время упадет. А разницу в цене, порядка нескольких десятков рублей, наши покупатели будут готовы покрывать за свой счет, лишь бы получить здоровый продукт.

Тоже касается и молочной продукции, которая только называется молочной, а реально по-факту преимущественно сделана из сухого молока со значительными добавками пальмового и других растительных жиров.

Получить здоровую молочную продукцию представляется возможным на том оборудовании, которое используется и для производства «синтетики».
 
Несколько более сложным представляется запуск производства непродовольственных товаров, требующих соответствующих станочного парка и обеспечивающего оборудования, технологий и научной поддержки.

Оборудование для производства стратегически важной продукции, типа современных чипов, силовых установок, станков, роботов и т.п., достаточно проблематично приобрести на мировом рынке, где национальные государства ограничивают вывоз передовых техники и технологий, понимая их значение для благосостояния, обороноспособности и сохранения конкурентных преимуществ своих народов.
 
Но современное и перспективное оборудование для производства относительно простой продукции можно и нужно приобретать, дабы наладить её производство в своей стране, желательно без ущерба для здоровья населения и экологии.

Тем более, что это дает импульс социально-экономическому развитию страны, способствует развитию образования, производственной культуры населения, росту его благосостояния, а главное – дает шанс при определенных усилиях перейти к производству более высокотехнологичной продукции.
 
Но для этого производственные предприятия должны быть, оставаться и становиться национальными, максимально независимыми от иностранных корпораций – конкурентов.

Однако, чтобы производить и с выгодой торговать продукцией в условиях конкурентной борьбы с другими производителями, нужна не просто всесторонняя, в том числе финансовая поддержка со стороны государства, а его непосредственное участие в решении задач, по сути управление следующими процессами:

производством заказов на разработку соответствующих проектов предприятий,
созданием материально-технической базы предприятий по проектам,
созданием информационной системы, базы таких предприятий,
набором и обучением специалистов для предприятий,
непосредственным созданием предприятий,
производственной деятельностью,
взаимодействиями,
продажами.

6. Предложения по развитию экономики России

Анализ выше представленных макроэкономических проблемных вопросов, технологии ведения малого хозяйства в современных условиях, а также зарубежного опыта и цифровых технологий, позволяет предложить некоторые пути их решения в интересах позитивного развития хозяйства России.

Наличие больших запасов сырьевых ресурсов способствует достаточно высоким темпам экономического роста страны при условии умелого управления ими, но в случае закрепления сырьевой специализации, не обеспечивает повышение уровня жизни населения и не создает необходимых условий для социально-экономического развития  в долгосрочном периоде.

Поэтому нужна стратегия развития хозяйства страны, создание и развитие научно-управляющих центров, интегрированных с предприятиями, разрабатывающими, производящими и внедряющими полезную продукцию в производство и обеспечивающими людей полезной продукцией.

Экономически целесообразным является переход к глубокой и технологичной переработке сырьевых ресурсов, производство продукции с высокой добавленной стоимостью.

Государство должно стимулировать к этому предпринимателей, а также предлагать участвовать в совместном управлении экономикой, в том числе планировании деятельности.

     Технология выхода страны из состояния экономического кризиса без социальной революции видится в следующих шагах со стороны государства:

создать мощный научно-управляющий центр по разработке плана и программы антикризисной перестройки, стратегическому управлению хозяйством страны;

обновить Правительство РФ (регионов, муниципалитетов), заменив либерально ориентированных управленцев на честных и порядочных государственников;

ликвидировать надбавку на добавленную стоимость (НДС), снизить ставку по кредитам до нуля для производителей полезной стране и её народу продукции;

осуществить «протекционизм» – активно регулировать пошлины и налоги в пользу национальных разработчиков и производителей, которым также предоставлять преференции в системе госзакупок;

развить кооперацию среди предпринимателей, профсоюзное движение среди работников, стимулировать акционирование ими предприятий;

пересмотреть экономические законы и регламенты, минимизировать их количество и систематизировать в интересах полезных производств;

разработать систему огосударствления и приватизации предприятий, позволяющую осуществлять целесообразное балансирование экономики в условиях ВТО;

осуществлять огосударствление собственности предприятий и внешнее управление ими  в условиях военного положения и нарастающих санкций;

организовывать приватизацию госпредприятий при благоприятных политико-экономических условиях и прогнозируемом росте производства полезной продукции;

централизовать планирование экономики страны, регионов, районов, муниципалитетов, воссоздав «Госплан» на новой технологической основе (АСУ, рунет);

осуществлять планирование экономики муниципалитетов (районов) с участием всех хозяйствующих субъектов (производителей);

разрешить государственным чиновникам иметь свой бизнес (предприятия), но при этом лишать их всех льготных зарплат, пенсий и других начислений;

создать национальное базовое программное обеспечение, в первую очередь – операционную систему и другие важные для хозяйства страны прикладные программные продукты, а затем повсеместно осуществить переход на это ПО;

автоматизировать и интегрировать важные производства в системы, позволяющие получать высокотехнологичную полезную продукцию;

автоматизировать все возможные функции управления экономикой страны посредством созданной единой АСУ «Экономика»;

расширить сеть железных, эстакадных, подвесных (струнных) и других дорог, а также воздушного транспорта, для управления которыми создать министерство путей и сообщений;

закрепить за важными производственными предприятиями научные, учебные заведения и стимулировать их совместную деятельность;

включить руководителей научно-производственных предприятий в руководство учебными заведениями;

восстановить производственную деятельность учеников средних школ, получение ими востребованных технических рабочих специальностей;

расширить оплачиваемую государством сеть технических кружков, где обучение возложить преимущественно на опытных и знающих пенсионеров;

создать госпредприятия для производства ключевых стратегических и базовых полезных продуктов, конкурирующих с частными предприятиями;

ликвидировать все коммерческие банки и создать единый Государственный банк РФ, подчиненный руководителю Правительства РФ;

осуществить переход на национальную электронную валюту – крипторубль;

национализировать все земли и её природные ресурсы с возможностью их пожизненной бесплатной аренды, а также передачи по наследству;

расширить номенклатуру производимых продуктов в регионах, покрывающих основные потребности их населения;

воссоздать на новой технологической основе систему резервирования и хранения материально-технических средств в стране, регионах и муниципалитетах;

создать и закрыть от противников России важные информационные базы данных, особенно об изобретениях и технологиях, доступ к которым предоставить национальным научно-производственным предприятиям (организациям);

всячески стимулировать разработку и внедрение новых полезных программно-технических средств, наукоемких продуктов и технологий.

Для успешных преобразований наше государство должно разработать стратегию, реализуемую не зависимо от складывающихся условий, при этом, выбирать адекватную этим условиям тактику, своевременно изменяя её при переходе от этапа к этапу на пути к созданию социального справедливого, обеспеченного общества.

Необходимо национализировать землю и её основные ресурсы, предоставляя их в аренду национально ориентированным предпринимателям, поднять роль науки, создать и развить мощный государственный сектор промышленности, интегрированный с научно-учебными центрами, при этом сохранить множественность форм собственности, разработав механизм по их адекватному регулированию.

Также государство должно взять свои руки энергетику, основные виды общественного транспорта и интернет, при этом предоставить доступ своим национальным организациям и гражданам к полезной информации в интересах создания нужной продукции и развития прорывных технологий.

Меры государства должны способствовать сбалансированности экономики страны по вопросам производства и потребления, экспорта и импорта, структуры хозяйств в стране и регионах, появлению дополнительных стимулов к общественно полезному и результативному труду у всего населения, росту его здоровья и благосостояния, уровня образованности и интеллекта, сокращению безработицы и росту занятости, а также разницы в доходах между богатыми и бедными.