Путешествие с Циолковским

Владимир Кормильцев
Ученик 5-го класса Антон Веточкин раскрыл тетрадь, взял ручку и задумался. Тема сочинения была написана на доске аккуратным округлым почерком Веры Ивановны, учительницы литературы: «Как я ходил в музей».
 
В конце прошлой недели в городских музеях было, как никогда, многолюдно. Такое случается раз в году, обычно в мае, когда все музеи открывают свои двери для посетителей и до глубокой ночи работают бесплатно. Эта международная акция так и называется – «Ночь музеев». Их класс тоже ходил на экскурсию, и теперь школьникам дали задание рассказать о своих впечатлениях. Судя по тому, как усердно писали одноклассники Антона, склонившись над тетрадками, впечатлений у них было немало.
 
Антон вздохнул и, почесав нос, вывел на чистом тетрадном листке: «В субботу я был вместе с классом в Музее космонавтики. Там мы увидели много интересного: рисунки, фотографии, личные вещи космонавтов и модели космических кораблей. В музее мне очень понравилось…»
 
На самом деле экскурсия его не очень порадовала, особенно вначале, когда вокруг было много народа. Люди толкались и мешали подойти поближе к выставочным стендам. К тому же экскурсоводы всё время торопили: «Пожалуйста, проходите быстрее! За нами идёт следующая группа…» В конце концов Антон незаметно отстал от своего класса и решил смотреть экспонаты самостоятельно, читая пояснения на табличках.
 
Космическая техника Антона не сильно впечатлила. Макеты космических ракет совсем не походили на звездолёты из фантастических фильмов, смотреть которые он очень любил. В кино были приключения, захватывающие спецэффекты… А здесь – какие-то блестящие железки за стеклом, портреты незнакомых учёных и космонавтов.

Дедушка Антона рассказывал ему, что, когда запустили первый спутник и когда в космос полетел Юрий Гагарин, все люди ликовали. Первых космонавтов встречали на земле, как героев, буквально на руках носили. «А теперь, – вздыхал дедушка, – космонавтов столько стало, что народ и фамилий их не знает. Летают на орбиту  как на работу. Да ещё и «космические туристы» появились. Никакой романтики!»

Антон бродил по музею, рассматривая макеты спутников, и случайно заглянул в какой-то большой полутёмный зал, где совсем не было народа. Хотел вернуться, но перепутал двери и оказался в другой комнате. Там было ещё темнее, только в дальнем углу горела старинная лампа на письменном столе, а за столом сидел бородатый старик и листал толстую книгу. Антон хотел незаметно выйти, но дверь заскрипела, и старик заметил его.

– Кто здесь? – громко спросил бородач, всматриваясь в Антона через круглые стёкла очков. – В этом помещении посторонним быть не положено. Как вы сюда попали, юноша?

«Наверное, директор музея… – испуганно подумал Антон. – Сейчас мне достанется!..»

Mальчик улыбнулся, вспомнив это, и продолжил писать:
 
«А самое интересное началось, когда в музейном хранилище я случайно встретился с живым Циолковским. Это очень удивило меня, ведь прежде я был уверен, что этого учёного давно нет на свете. Но Константин Эдуардович в ответ на мой вопрос, как он здесь очутился, только рассмеялся и сказал, что в «Ночь музеев» возможны любые чудеса. Особенно в Музее космонавтики.

Он сказал, что сейчас люди делают только первые шаги во Вселенной, и человечество ожидает множество удивительных открытий на этом пути, который начался ещё в глубокой древности.
 
Я не удержался и возразил: «Почему же – в древности? Как раз сегодня экскурсовод рассказывал, что первый советский спутник запустили в 1957 году, 4 октября. Значит, космонавтика родилась всего шестьдесят лет назад!..» А Циолковский ответил, что дорогу в космос начали прокладывать гораздо раньше и делали это множество изобретателей и учёных. Чтобы показать мне, как это было, он готов сам провести для меня экскурсию, но не по музейным залам, а по разным странам и временам. Заодно он решил опробовать в деле своё новое изобретение – «машину времени».
 
Написав это, Антон Веточкин остановился и посмотрел на часы. Времени до конца урока оставалось немного, поэтому следовало поторопиться. Но про «машину времени» так хотелось написать подробнее!
 
«Она походила на большой велосипед, к которому было приделано много трубок, проводов, мигающих лампочек и других деталей непонятного предназначения. Константин Эдуардович сказал, что эта конструкция ещё несовершенна, и, в самом деле, во время путешествия нам часто приходилось делать мелкий ремонт на остановках.
 
Сначала мы отправились в далёкое прошлое, в средневековый Китай. Там я познакомился с мастером-алхимиком, изобретателем пороха. Он набивал им бамбуковые трубки, поджигал с одного конца – и первые ракеты взлетали высоко в небо. Потом мы перенеслись в XVII век и вместе с итальянским математиком Галилеем наблюдали через его самодельный телескоп горы и кратеры на Луне, спутники Юпитера и кольца Сатурна. Ещё мы побывали в гостях у Александра Попова, русского изобретателя радио, и у Сергея Королёва, советского конструктора космических кораблей…»
В этот момент прозвенел звонок, и Антон вынужден был закончить сочинение такими словами: «Экскурсия мне очень понравилась, я узнал много нового и обязательно приду в музей ещё не раз».
 
В тот же день, когда Антон после уроков собирался идти домой, его окликнула Вера Ивановна. В руках у неё была его тетрадь:
 
– Веточкин, а ты молодец! Я прочитала твоё сочинение. Если не считать двух грамматических ошибок, всё просто замечательно, настоящий фантастический рассказ. У тебя прекрасное воображение… Перепиши, пожалуйста, дома своё сочинение на отдельный лист. Мы пошлём его на городской конкурс!
 
– Спасибо, Вера Ивановна! Я всё сделаю…– немного смущённо улыбнулся Веточкин, убирая тетрадь в портфель.
 
Прежде чем застегнуть его, он, не удержавшись, заглянул ещё раз во внутренний кармашек. Там, рядом с привычным пеналом и линейками лежали, позвякивая, два новых предмета: бронзовый кругляшок с непонятными иероглифами и дыркой посередине – старинная китайская монета, которую подарил ему на память изобретатель пороха, и маленькая плоская отвёртка, которую он случайно сунул в карман, когда помогал чинить велосипед Циолковского.

Антон подумал, что инструмент надо будет обязательно вернуть учёному при следующей встрече.

(иллюстрация автора)