Мышь-помощница

Владимир Кормильцев
Знаете ли вы сказку про Курочку Рябу? Как снесла она золотое яичко и как Дед да Баба безуспешно пытались его разбить? Кстати, непонятно – зачем? Красивая ведь была вещь и дорогая, наверное.
 
Ну да ладно, речь сейчас не об этом. Рассказать я хочу не про Курочку и не про Деда с Бабкой, а про ту самую мышку, которая махнула хвостиком и уронила золотое яичко со стола на пол, где оно и разбилось вдребезги. В сказке об этой маленькой мышке сказано всего несколько слов. А между тем судьба её после тех событий была очень интересной и даже поучительной.

Хотите узнать подробнее? Тогда слушайте.

*    *    *

Мышь сидела на полу, возле дырки в стене, а рядом валялись осколки золотого яйца. Где-то в стороне плакала Бабка, вздыхал Дед, а Курочка-ряба успокаивала их: «Не плачьте, пожалуйста! Сами посудите: зачем вам золотое яйцо? Ни яичницу пожарить, ни цыплёнка вывести. Я вам лучше простое яичко снесу, чуть попозже…»

Мышь слышала этот разговор, но в голове её была одна мысль: «Что же я наделала! Обидела хороших людей да и Курочку тоже. Вот уж, действительно, набедокурила!»
Конечно, она разбила яичко случайно. Просто подошла слишком близко, из любопытства. А потом повернулась неосторожно, задела яичко хвостом и уже ничего не могла исправить.

«Я виновата! – думала Мышь. – Но раз уж такое случилось, надо искупить свою вину. Сделать какое-нибудь доброе дело, а лучше – не одно!»

И отправилась наша Мышка делать добрые дела. Куда отправилась, спросите вы? Конечно же, в другие сказки. Самой ближайшей на её пути оказалась сказка про Репку. Та самая, где Дед вырастил репку такую большую-пребольшую, что никак не мог выдернуть её из земли.

Мышка наблюдала, как Дед вместе со всем своим семейством возится на огороде. Уже и собаку Жучку позвали на помощь, и кошку Мурку, а дело не двигалось. Не вытаскивалась Репка-великан из земли!

– Подождите! Передохните немножко, – сказала Мышка, видя, что огородники выбились из сил.– Я попробую помочь.

Она зарылась в землю под Репкой, нашла её длинный корень и перегрызла. Когда после этого Дед, Бабка, Внучка и другие участники уборки урожая снова взялись за дело, Репка легко выдернулась из земли.

– Ура Мышке! Спасибо нашей помощнице! – хором закричали герои сказки.– Что бы мы без неё делали…

Они ещё долго её благодарили, но Мышка уже торопилась в другую сказку. Она оказалась в поле, на краю которого стоял теремок. Небольшой, но симпатичный и, наверное, уютный внутри. Время шло к вечеру, и стоило подумать о ночлеге. Мышка осторожно постучала в дверь:

– Извините за беспокойство! Нельзя ли у вас переночевать? Я буду себя аккуратно вести, – на всякий случай добавила Мышка. И, вспомнив разбитое яичко, смущённо покраснела.

Ей никто не ответил. А незапертая дверь, в которую она стучала, приоткрылась сама собой. Теремок был пустым. «Странно, – подумала Мышка.– Такое хорошее жильё – и без жильцов. Это неправильно. Дома не должны стоять заброшенными: вдруг кому-то, как и мне, понадобится ночлег. В этом теремке можно было бы устроить неплохую гостиницу…» И она стала наводить в доме порядок. Очень скоро в дверь кто-то постучал:

– Кто в теремочке живёт?
– Я Мышка-норушка. А ты кто?
– А я – Лягушка-квакушка. Вот, скачу по свету, путешествую. Нельзя ли у тебя отдохнуть немного?
– Заходи, Лягушка, – сказала Мышка. – И лапки вытирай, я только что полы помыла.
 
В ту же ночь к ним попросились на ночлег и другие звери – Зайчик-побегайчик, Лисичка-сестричка, Волчок-серый бочок… В теремке становилось тесно, и Мышка задумалась: если и дальше будут прибывать гости, то их маленькая гостиница всех желающих просто не вместит. И как раз в эту минуту снова раздался стук в дверь:

– Эй, в теремке! Всем привет, я – Медведь косолапый. Хочу у вас жить. Если места мало – не беда, могу и на крыше полежать…

«Ой! – испугалась Мышка. – А ведь я помню эту сказку: сейчас Медведь полезет на крышу, и теремок под его тяжестью развалится. Надо что-то делать!»

– Уважаемый Медведь! Уважаемые жильцы! – громко обратилась она ко всем. – Наш теремок стал слишком тесным. Поэтому предлагаю построить в этом поле новый жилой микрорайон. Пусть у каждого будет свой отдельный, просторный теремок со всеми удобствами.

Лесные жители охотно взялись за дело. Они быстро закончили стройку под руководством умной Мышки. Увидев, что довольные жильцы заселяются в новые дома, Мышка с чувством выполненного долга побежала дальше.

И оказалась в какой-то незнакомой сказке. Вокруг - тропические джунгли, а на опушке - деревня. Но не привычные теремки, а странные хижины, накрытые пальмовыми листьями. Ближайшая хижина была разрушена, словно её разломал какой-то великан. Смуглолицые местные жители разбирали деревянные обломки.

– Что случилось? – спросила Мышка пожилого бородатого крестьянина. – И куда, кстати, я попала?
– Это Индия, уважаемая Мышь,– ответил крестьянин. – Я староста деревни. А случилась у нас большая беда. В окрестностях появился бешеный слон, он вытаптывает поля с посевами и рушит постройки.
– Он что, правда бешеный? – опасливо спросила Мышка.
– Пожалуй, нет,– вздохнул бородач. – Просто у этого слона плохой характер. Он был единственным сыном у родителей, и они избаловали его, позволяли делать всё, что захочет. Разве можно так воспитывать детей! Теперь, когда слон вырос, он продолжает вести себя как глупый слонёнок. А силы у него – как у взрослого! Скоро он разрушит всю нашу деревню…
– Ну уж нет, – решительно заявила Мышка. – Этому не бывать!

И побежала в лес, куда ушёл слон-разрушитель. Мышка нашла его посреди лесной поляны, где он спал, прислонившись к толстому дереву.

– Гражданин Слон, потрудитесь объясниться! – громко, изо всех своих мышиных сил, крикнула она хулигану. – Вы обидели местных крестьян: сломали их дом, топчете посевы. Как вам не стыдно! Такой большой, сильный – могли бы помогать людям, а не вредить им!

Громко храпевший Слон лениво приоткрыл один глаз.

– Кто это там пищит у меня под ногами? – промолвил он. – Ползи-ка ты прочь подобру-поздорову, пока не раздавил. Буду я слушать всякую мелочь…
– Ах, так! – возмутилась Мышка.– Ну, погоди, я тебя научу вежливости!

С этими словами она бесстрашно прыгнула на Слона, повисла на кончике хобота и стала его щекотать.
 
– А-а-пчхи! – выпучив глаза, чихнул Слон. Раз, другой, третий… Он чихал долго и так громко, что с соседних деревьев осыпались листья и спелые плоды. Наконец, в полном изнеможении, он опустился перед Мышкой на колени и взмолился:

– Не надо меня больше щекотать! Я всё понял: был не прав и прошу прощения!
– Извиняться надо не передо мной,– строго сказала Мышь, – а перед людьми, чей дом ты разрушил. Быстро иди к ним и помоги построить новый
!
Огромный Слон, который очень боялся щекотки, послушался маленькую Мышь. Он пришёл в деревню, извинился перед её жителями и позволил себя приручить. Теперь он валил для людей деревья, таскал тяжёлые брёвна для постройки домов и даже пахал землю, впрягшись в плуг. Кстати, характер у него с тех пор стал гораздо лучше. Иногда, катая на спине крестьянских детей, он рассказывал им:

– В молодости я немало сделал ошибок: обижал людей, хулиганил. Как хорошо, что встретилась в моей жизни одна маленькая Мышка, которая помогла мне стать добрее и умнее! Всегда буду ей за это благодарен…

Мышь не слышала этих слов. Она продолжала путешествовать из сказки в сказку, помогая всем, кто нуждался в помощи. Она делала это не ради благодарности или награды. Просто так жить интереснее.

(иллюстрация автора)