стр. 15. Яскинская школа

Лариса 13
   Иду по страницам маминых дневников и кажется, что присутствую во всех этих событиях, грущу и сопереживаю.         
                *
         мама на фото, как раз, в эти годы.


            " В 19 лет после окончания училища, меня направили работать в Яскинскую начальную школу. В коллективе уже было трое учителей. Директора, Ельцова Алексея Ивановича в сентябре взяли на фронт. Я вела четвёртый класс из 25-и человек, ученики которого были очень хорошо подготовлены, большинство училось на 4 и 5.  Половина класса были дети эвакуированные из Ленинграда. Любовь Ивановна Ельцова, проводив мужа (директора школы) на фронт, осталась беременная. Старшему сынишке было два года.
            Я в первый год жила в деревне Курякино у бабы Кати ещё с одной девушкой квартиранткой фельдшером Татьяной Антоновной. Она была по-старше меня, а муж её был на фронте. Когда нам привезли дрова: её мать из Тутаева и мой отец за два дня всё раскололи и сложили в поленицы. Вечерами играли в карты и в домино, а потом они ушли каждый к себе домой. Через месяц умерла баба Катя, а моего отца взяли на фронт. Это был 1942 год.
             Алексей Иванович, директор школы, в скором времени погиб, а Люба, убитая горем, продолжала работать. В марте она родила дочь и меня позвала жить к себе в школу. Стали жить мы вчетвером: я и Люба с детьми Вовкой и Галей.
             По-совместительству мне предложили в с/совете ещё одну работу заведующей клубом, там с этой должности мужчина ушёл на фронт. Клуб не работал, а молодёжи было много и я согласилась. Жизнь закрутилась: до часу дня в школе, До шестнадцати часов подготовка к урокам, проверка тетрадей, два часа на отдых и игру с Любиными детьми, а вечером в клуб в деревню Першино пешком два километра. Была молодая, хватало сил, ума и таланта. Молодёжь с большим желанием занималась в кружке художественной самодеятельности, шли подготовки к концертам. Особенно активными были молодые женщины эвакуированные из Ленинграда. Мы даже ездили выступать в районный дом культуры, а некотрые номера были отобраны на областной смотр. Мне тогда вручили "Диплом первой степени" за мастерство артистов, а некоторым участникам подарили шёлковые платки. Был и ещё один диплом, который председатель с/совета повесил в рамочке в своём кабинете.
              Вдруг, из райкома партии  пришёл вызов. Меня решили поставить руководителем Арефинского районного дома культуры. В то время я была уже членом партии. Но моя директор Любовь Ивановна отвоевала меня и из школы не отпустила. А из военкомата пришло предупреждение явиться  по первой повестке. На фронт стали брать молодых девушек. Иметь при себе 2 кг. сухарей, чашку, ложку, мыло и вещи. У меня уже был сшит вещевой мешок, приготовлены варежки. И снова зав. школы меня спасла, сказав в военкомате, что я не заменимый работник в школе и в её семье,т.к. у неё погиб муж и осталось двое совсем маленьких детей. В военкомате пошли навстрчу.
              Прошёл первый год моей работы. Однажды в школу зашёл молодой красивый парень Саша Жуков. Его младший брат учился у меня в 4-ом классе. Саша и сам когда-то закончил эту школу и вот решил зайти. Мы беседовали с ним о его младшем брате: об успеваемости, о поведении и не заметили, как прошло время. Между нами возникло чувство симпатии. Он учился в училище и домой приезжал только на каникулы. Встречи были редкими, но такими сладостными ожидания. Каждый раз он старался меня порадовать маленькими подарочками. Дарил духи, струны к гитаре, книги. До сих пор хранится его книга "Сочинения А.С.Пушкина" с дарственной надписью. Мама Саши, Жукова Александра Павловна, была председателем колхоза в деревне Курякино - это в одном километре от нашей Яскинской школы. Я, выполняя общественную работу, проводила вместе с ней колхозные собрания. Александра Павловна относилась ко мне по-матерински. То пришлёт битончик молока, то банку капусты, а то и пирог. Приносил всё это её младший сын Коля Жуков. А один раз принёс баночку мёда. В 42-ом году Сашу взяли в армию, а в 43-ем он погиб. Никогда не забуду эту трагедию. С Александрой Павловной мы переписывались до самой её кончины."