И снежные колобки на ветках!

Влад Лесной
... Вблизи дымовой трубы городской котельной, неспешно взмахивая крыльями, летит к берегу Юганской Оби большая птица. В серой дымке мартовского дня, на фоне низких снеговых туч, она кажется мне то ли ранней чайкой-халеем, то ли самым смелым лебедем-кликуном, разведчиком для целой стаи!
Мол, как там нефтеюганская погодка, не тает ли на реке ледовый покров? (Чутье пернатой южной гости не обмануло ее– через день пришла в наш город первая и настоящая оттепель. Но до этого горожан еще немного порадовали   крепкий морозец и солнце)!
И в такое погожее весеннее утро я собрался в пригородный лес побродить по снежной целине на своих широких охотничьих лыжах, посчитать и сфотографировать звериные и птичьи следы. Свою следопытскую книгу веду давно, в моем компьютерном архиве сотни снимков отпечатков лап лис, зайцев, белок, лапок и крыльев куропаток, тетеревов, сорок и ворон, синичек и поползней.
Угостив последних свежим белым хлебцем на таежной кормушке у лыжни, иду дальше, к другому птичьему домику, подвешенному на сосне-лире у протоки Чеускиной. И здесь порхает и клюет вкусные человечьи дары пернатое население! Нефтеюганске лыжники приносят все, вплоть до маринованных помидор, тортов и булочек ( щедрые остатки с новогоднего праздничного стола).
Обские протоки Юганская Обь и Чеускина окаймляют с юга и севера таежный остров, где был построен в 60-е годы город нефтедобытчиков Нефтеюганск, со своим аэропортом и взлетно-посадочной полосой, принимавшей в бурные годы освоения Севера и ИЛ-76, и ТУ-154, и АН-24, и ЯК-40 с сотнями вахтовиков!
Ныне эта полоса позабыта- позаброшена, а в новом аэропорту базируются лишь немногие вертолетчики, регулярно летающие и тренирующиеся на небольших импортных машинах! Видел на еще прочной бетонке ВПП и бегунов- спортсменов, и автолюбителей, и квадрациклы со снегоходами.
…Поснимав на видео крутые снежные горки на левом берегу протоки Чеускиной, где в последнее время вижу все больше молодых лыжников-спортсменов, отправляюсь дальше. Солнце светит ослепительно ярко , белые чистые снега располосовали четкие тени; в верху на ветках сосен, берез и осин множество округлых колобков из не успевшего еще опасть зимнего наряда!
Красиво, но недолго они продержатся там! Зато все пни еще в высоких снежных папахах, а стволы поваленных деревьев превратились в многочисленных змеев-горынычей! Спешу запечатлеть на память, ведь ждать такого чудного весеннего денька еще целый год!..
А где же мои звери и птицы?.. По сторонам зимника, ведущего к дачам нефтеюганцев на берегу протоки Чеускиной, следов почти нет. Они там, за железобетонным забором взлетно-посадочной полосы! Через широкий разлом проникаю внутрь некогда запретной территории и иду по небольшой снегоходной дороге. Пахать свежую снежную целину даже на моих широких лыжах тяжело- полозья и носки лыж глубоко зарываются в девственные зимние пелерины Если невзначай сойти с моих уфимских фанерных «снегоходов», то ухнешь в эти сугробы сразу по пояс! Проще пробираться по уже укатанной чьей- то техникой полосе! К счастью, она тут одинокая и давняя, присыпанная свежим снежком!
То есть мои зверюшки и птички здесь, в уютом затишье, непуганные! Вон там прострочила ослепительно сияющую расплавленным серебром лесную полянку лисья строчка! И еще и еще замысловатые кружева рыжей плутовки, охотившейся прошедшей ночью на жирных полевок. Их нынче немного- и рыжих лисиц тоже явный «дефицит» в Природе. (Когда- то я снимал целые лисьи тропы неподалеку от Нефтеюганска, вот была радость для фотографа-натуралиста!).
Даже следов привычных зайчишек раз и обчелся! Косые неизвестно почему исчезают из пригородного леса!? Браконьеры виноваты, шустрые снегоходчики распугали!? Может и так- шумной, воняющей выхлопными газами техники все больше в нашей таежной округе!( А в соседнем Сургуте любой мощный японский квадрацикл, снегоход выбирай, если у тебя лишние гроши завелись)!
Но что увидишь с сиденья такого чадящего бензинового чудища!?
Территория по сторонам заброшенной ВПП постепенно зарастает соснами, березами, осинами, ивняком. И это благо для зверья! Вон даже белая куропатка наследила впереди меня, обкусывая веточки молодых тальников. На снегу отчетливо отпечатались крестики ее опушенных перьями лапок, взмахи крыльев! На левом берегу протоки Чеускиной я не раз видел мартовскими веснами этих северных птиц! Не перестреляли еще косых , не переловили вокруг Нефтеюганска пернатых механизированные хапуги с ружьями и петлями-силками?
Впрочем, мне таковые здесь, в рекреационной зоне, ни разу не попадались! Грешит ь же на них не буду!
Всего на одной сотне метров белоснежного затишья за бетонным забором ВПП мне встретились следы зайца-беляка, рыжей лисы, белки, снежная норка полевки и ее крохотный путь к своему «домику», кормежная поляна белой куропатки и еще чья–то непонятная «роспись» - то ли колонка, то ли горностая. Неплохо ведь, всего в километре –двух к северу от шумного города с его бесчисленными «стадами стальных коней». Кстати, в прошлых годах за этими же следами я «охотился» с зеркальной камерой гораздо дальше, на островах и левобережье Юганской Оби, недалеко от поселка Чеускино.
…К вечеру, возвращаясь назад, решил немного пройтись по руслу небольшой протолки- ответвления от основной- большой Чеускиной, чья широкая пойма протянулась к северу до соседнего поселка нефтяников Сингапай. Давно привлекали меня здешние неширокие сосново-кедровые гривы, темной стеной встающие перед бегущими лыжниками. Там обитают мои друзья- черные вороны, чьи гортанные крики зимой и весной постоянно слышу в здешней округе!
Однако на сей раз птицы не показались и не отклинулись!
Посему сворачиваю с русла проточки налево, в лесную чащобу, Пройду – ка по снежной целине к лыжной трассе, что благополучно минует эти буреломы. Они появились здесь после сильных низовых лесных пожаров, случившихся лет 10-15 назад!
Жуткая и в то же время сказочная картина возникла передо мной: чернеющие в лучах заходящего солнца обгорелые стволы сосен, хаотичный валежник, весь в белых снежных « балахонах и шубах», величественные пни в высоких купеческих «папахах»! Пробраться тут непросто!
И вот я уже заваливаюсь на спину, задрав правую лыжину кверху! Однажды такое уже было на берегу той же Чеускиной - не смог самостоятельно подняться, выбраться из глубокого снега! Слава богу, помогли, выручили из «капкана» проходившие неподалеку с вязанками дров дачники!
Минут тридцать я барахтался в снежном плену, затолкав за пазуху дорогую японскую камеру! (Ей нередко так достается в моих лесных походах!).
Выручили широкие лыжи, чьи крепления удалось быстро снять с моих рыбацких чунь. Они не намертво сидели в прорезиненных автомобильных поперечных петлях- полосках, удерживающих лыжи на ходу прочно и надежно, но спадающих, если несколько раз пошевелить обувью. Одну из освободившихся лыжин я и использовал для опоры, поднимаюсь своей более чем центерной тушей из снежной западни!
Весь, как заправский снежный человек , бреду к спасительной лыжной трассе!
Там уже недалеко и до дому! Обогреюсь, напьюсь горячего чая со сливовым вареньем!
Прощай пока, любимая тайга!..

НА СНИМКЕ: лисий след в островной тайге!
Вл.Назаров
Фото автора.

Нефтеюганск
8 марта 2019 года.