Большой Босс - Матшишкапеу. наскапи-монтанье

Григорий Коротков
 /Matshishkapeu: the Fart Man/

Матшишкапеу – у инну это Пердящий Человек, дух ануса, который часто «беседует» с индейцами народа инну(1), особенно когда они находятся в охотничьей стране, ставят капканы, ловят рыбу (Armitage, 1987). Матшишкапеу является важным персонажем, как в мифологии, так и в повседневном социальном общении. С одной стороны, он с чувством юмора и один из самых важных источников смеха для инну, пока они живут в охотничьей стране; с другой стороны, имеет серьезный характер, и считается одним из самых мощных существ в пантеоне духов инну - способный контролировать «хозяев животных»*, а также поведение человека.
(*каждый вид животных имеет «хозяина», «смотрящего», к которому индейцы обращаются за помощью)

Вера в Матшишкапеу широко распространена во всех общинах инну страны Нитассинан(1); в общинах Утшимассит и Шешатшит она существует среди всех возрастов за исключением самых молодых, недееспособных детей. Инну Шешатшит иногда именуют Матшишкапеу, как Матшишкапеу-утшимо (босс), tshitshue utshimau (настоящий босс) или mishta-utshimau (большой босс).

Матшишкапеу получает силу речи и пения из мыслей инну. Когда кто-то пукает, это не человек - мужчина или женщина, взрослый или ребенок - это пукает Matshishkapeu, который говорит, поет или подражает животным и механическим средствам, таким как моторные лодки и самолеты. Тем не менее, высказывания Матшишкапеу, как правило, загадочны - не всякий может их разобрать, поскольку он всегда общается едва понятный способом. По мнению одного из охотников инну из Шешатшит, «он подобен англоязычному человеку, который не может хорошо говорить на Innu-aimun [язык инну], но всё равно пытается. Такой человек произносит свои слова не очень правильно, поэтому вам нужно сосредоточиться, чтобы понять, что он говорит». Примеры интерпретаций заявления Матшишкапеу таковы:
- "Гусь"
- "холодно"
- «один, два, три» ( Матшишкапеу может считать но не выше пяти)
- "ловит рыбу"
- "Хорошо, хорошо, хорошо ..."
- "нет нет нет"
- «Я поймаю тебя в ловушку»
- "Где ваша сумка для охоты?"
- «Я могу пройти прямо через» [стена как призрак]
- «Мир скоро закончится, сын мой»
- «Я иду в Сент-Джонс, чтобы спросить  англоязычных людей "
- «Только каждый четвертый»
- "Я - король"
- "Я приду завтра"
- "Этого не достаточно?"
- «Англоязычный человек с нами»

Внезапный пердеж, прерывает спокойную жизнь в лагере, для немедленного перевода. А за интерпретацией «сказанного», обращаются к конкретным лицам, имеющим репутацию того, кто может понимать Матшишкапеу. Как правило, это люди в возрасте пятидесяти лет и старше, встречавшиеся среди мужчин и женщин. Молодёжь, включая подростков, также предоставляет свои варианты перевода, но обычно, когда рядом отсутствуют представители старшего поколения.

Один молодой человек из Шешатшита сказал мне, что его отец и мать, которая сейчас умерла, хорошо интерпретировала Пердящего Человека. «Иногда, - заявил он, - они оба шли на это [то есть пердеж], каждый из которых давал свои интерпретации – мотор лодки, животные - все, что приходило им в голову». Он продолжил рассказывать мне, что иногда его мать находила «комментарии» Матшишкапеу неясными, и это занимало некоторое время для расшифровки, чтобы определить значение того, что было сказано. Его отец, со своей стороны, был очень талантлив в спонтанных переводах.
Инну полагают, что Матшишкапеу может предсказывать будущее. Например, если он говорит «kapimipant» (самолет), это указывает, что скоро в лагерь прибудет самолет. Однако, в соответствии с одним информатором из Шешатшит, говорится что прогнозы Матшишкапеу, подобные метеорологическому отчету, не всегда правильны. Кроме того, Пердящий-Человек, как известно, принимает участие в дебатах. Например, после того, как кто-то изложил свою точку зрения, внезапно вмешался Матшишкапеу, сказав «Tapue tshitukun»(«Это правда, вам говорят»).

Как упоминалось ранее, Matshishkapeu (Пердун) - носит не только юмористический характер, он также является духом, имеющим большое значение в отношениях с «хозяевами животных». Инну (монтанье наскапи) из Шешатшита, Утшимассит и Ла Ромейн рассказывали мне, что пердун мишта-утшимо, это большой босс. Он может контролировать «хозяев животных» (и тех, кем они управляют) в силу своего влияния на их анальные функции. Следующий миф показывает, что Пердящий-Человек - если идут против его желаний, может наказать «хозяев животных», включая даже Хозяина Карибу.

Однажды, давным-давно, Хозяин Карибу стал скупым и не давал людям инну карибу, а в результате начался голод. С помощью обряда трясущейся палатки, инну попросили Матшишкапеу, помочь им. Тогда последний пошел к Хозяину Карибу и попросил его дать для инну оленей карибу. Хозяин Карибу отказался. Затем Матшишкапеу сказал ему, что если тот не даст инну карибу, то он устроит ему телесные проблемы. Тем не менее, Хозяин Карибу не выполнил его просьбу. Тогда, Матшишкапеу вызвал у него запор; настолько сильный, что тот оказался на грани смерти. Он не мог пукать или испражняться. Наконец, он пошёл навстречу просьбе Пердящего Человека и обеспечил инну оленями карибу, и в результате, был освобожден от запоров. Эта история объясняет, почему Пердящий Человек является наиболее сильным из всех духов инну, еще более мощным, чем Хозяин Карибу (Грег Пенашу, Шешатшит, личное общение).

Некоторые инну считают, что Матшишкапеу, Пердящий Человек, также играет важную роль в обеспечении совместного использования между группами кустарниковой пищи. Как упоминалось ранее, Матшишкапеу наказывает людей, а также хозяев животных за нарушение его правил. Один из способов его оскорбить - это, например, портить фекалии, пинать или бросать их без нужды. Но он также очень раздражается, если люди не делятся пищей с кустарников. Он наказывает человека за скупость - создавая ему серьезный приступ запора, диареи и обезвоживание в пути, что может угрожать жизни. Более того, кроме упоминавшихся выше, правила Пердящего Человека относительно совместного использования, также применяются к самим хозяевам животных. Миф, описанный ранее, рассказывает о том, что Матшишкапеу наказал Хозяина Карибу за отказ давать людям инну оленей карибу.

Позвольте в заключение этого раздела отметить , что роль Матшишкапеу как посредника означает, что пердеж для инну является формой гадания, способом установления положения дел в царстве хозяев животных. Тем не менее, пукание является значительным событием не только потому, что служит средством связи сообщения от хозяев животных, но и потому, что сами сообщения часто бывают чрезвычайно забавными.

Проницательные и остроумные комментарии Машишкапеу , на мой взгляд, служить примером лучшего юмора инну. В дополнение вездесущность Матшишкапеу делает его особенно уникальным мифическим существом: он везде, как в палатке, так и снаружи; он всегда с тобой, где бы ты ни путешествовал.
Инну весьма изобретательны в переводах восклицаний Матшишкапеу. Спонтанный, мгновенный и разнообразный характер переводов, а также весьма интересная и забавная информация, представленная в них, указывают на стойкую жизнеспособность нехристианских аспектов религиозной идеологии инну. Немногие евроканадцы знают о существовании этих верований и практик, хотя некоторые из них жили среди инну, близко общаясь в течение многих лет.

—---------------------------
(1)Инну - название индейцев монтанье-наскапи. Oни образуют 13 общин на п-ове Лабрадор и Квебек, являются частью языково-культурного континуума кри-монтанье-наскапи который простирается по северному приполярному лесу Канады, от побережья Лабрадора до Скалистых гор. Инну называют свою родину Лабрадор-Квебек, - Nitassinan.

/RELIGIOUS IDEOLOGY AMONG THE INNU OF EASTERN QUEBEC AND LABRADOR Peter Armitage/1991

*ИНДЕЙСКОЕ ЧТИВО* в "контакте"