Зонг-опера по статье В. Косарева Синергетическая м

Элеонора Улизко
Автор Элеонора Улизко

Действующие лица:

Всевышний Бог или Абсолют или Суператтрактор эволюции
Дьявол
Добро и Зло
Смысл жизни
Информация
Душа
Вера
Местечковые мужчины (два) и женщины (две)…

             Акт 1. Хаос.
 (Звучит какофония - что-то атональное из Шёнберга, Веберна, Мессиана…)
Абсолют:
 Замолкни, Хаос. Надоел. Подумать не даёшь.
(Ария Бориса из Бориса Годунова М.Мусоргского)
(поёт):
        Достиг я высшей власти, уже давно я царствую спокойно,
Но счастья нет моей божественной душе.
Я Дьявола задвинул на задворки, чтоб там сидел и носа не казал.
Весь хаос мой! А смысла в этом нет!
        И ангелы уже меня не веселят!
- Где, кстати, Смысл? Подозрительный он. Всё время уклоняется от собраний. Не славит. Распустился. (зовёт)-  Смыысл.
Смысл жизни:
 - Да тут я, тут. Только бессмысленно всё это. Ведь я смысл жизни, а жизни нет.
Абсолют:
 - Как это нет! А я! Я всевышний Бог или Абсолют а ещё, не знаю правда, что это такое, Суператтрактор эволюции. Я всё в себе соединяю. Меня надо славить – вот тебе и смысл твоей жизни.
Смысл жизни:
 – Это не жизнь, а существование, ведь я бессмертный. Нет накала страстей, ощущения конечности бытия, добра, зла, любви, ненависти…
Абсолют (прерывает):
 – Стой, стой! Ишь умный, сколько новых слов придумал. А в лоб?
Смысл жизни:
 – Чем драться со мной как с Дьяволом, лучше бы с Хаосом разобрался.
Абсолют:
 – Да, вспоминаю, что Дьявол что-то говорил такое про добро и зло, но получил от меня пендель и убрался. А Хаос – проблема серьёзная. Это не просто беспорядок, а бесконечный беспорядок. Тут нужно предпринять что-то грандиозное. Аж руки зачесались и Информация внутри напряглась. А что если…
Абсолют и Смысл жизни вместе:
 – Забабахать большой взрыв на всю вселенную. Оп-па.
    (Звучит Патетическая соната Бетховена часть вступления и Г.П. 1 части.)
Смысл жизни:
 – Ишь как всё завертелось и закружилось!
(поют):
Гай да гай мы кружимся, кружимся,
Может даже сдружимся, сдружимся,
Ведь погода вьюжная, вьюжная
А семья-то (ангелов и архангелов) дружная, дружная.
Ляй-ля-ляй-ля, Ляй-ля-ляй-ля,
Ляй-ля-ляй-ля, ля-ля-ля, ля-ля-ля.
  (Появляется задумчивая Информация.)
Абсолют:
 – Ты кто и откуда? Что-то я тебя не видел.
Информация:
 – Я – информация, сидела внутри тебя. Вселенная стала расширяться, у неё появилась способность к самоорганизации, и тут уж никак нельзя без информации: что организовывать и как. Вот я и родилась. Из твоей головы как Афина из головы Зевса.
(Дуэт Информации и Абсолюта. А. Пахмутова и Н.Добронравов)
Информация Абсолют
 Я тобой рождённая, Мною ты рождённая
Ты мой преданный отец Я твой преданный отец
                Всё, что будет пройдено,
                Пусть скорей возникнет, наконец,
                Всё это вселенная,
                Шире информации поток
Богом вдохновенное Мною вдохновенное
Скоро человечество вдохнёт. Скоро человечество вдохнёт.

Смысл жизни:
 – Ну, вот и дождались. Процесс самоорганизации вселенной привёл к образованию определённой иерархии вложенных друг в друга всё более сложных систем.
Абсолют:
  - Это я всё организовал!
Информация:
 – Это я дала информацию куда и как двигаться!
Смысл жизни (к Абсолюту):
 – Да, ты встряхнул Хаос, не отрицаю.
(к Информации):
 – А твоё дело собирать и хранить информацию, ну и делиться ею, разумеется. Заметила сама, как растолстела с момента Большого взрыва.
          (Звучит Бах.)
- Человеческое общество, родившееся внутри глобальной биосферы, и принимающее облик глобальной ноосферы, является на сегодня самой сложной и самой крупной из всех известных сегодня организованных кибернетических систем, которая находится примерно посередине этой иерархии: его размеры соотносятся с размерами атомов примерно так же, как размеры Галактики с размерами Земли.

                Акт 2. Земля

Смысл жизни:
 – Вот и Земля. Жизнь. И я смысл жизни тут на своём месте. Поскольку жизнь – это известная борьба за существование, то по мере своего развития она ведёт к росту способности справиться со всё более и более сложными проблемами.

(Звучит «Без женщин жить нельзя на свете, нет». Появляется Дьявол под ручку с Добром и Злом. Они танцуют: Добро - как будто делает зарядку, Зло сексуально виляет задом и задирает ножки.)

Дьявол:
 – Убрался я от нашего занудного Бога – Абсолюта в это чудненькое местечко. Откуда-то девочки привязались. На скучных ангелов не похожи, весёленькие.
А вот и местечковые жительницы, хорошенькие, чёрт побери!

(Поёт. Баллада Герцога из Риголетто Верди):

Та иль эта, я не разбираю, все они
Красотою как звёздочки блещут.
Моё сердце в восторге трепещет,
Но не знает докучных цепей.
Ласки милой для нас упоенье,
Повторенье наскучит подчас.
Да! Я сегодня от одной в восхищенье, но что делать,
Завтра то же скажу о другой,
Быть может завтра то же скажу о другой.

(Во время пения сначала обнимает одну женщину, затем отталкивает её, обнимает другую. Первая женщина плачет.)
Зло:
 – Так ей и надо. Не будет вешаться на шею каждому встречному!
Добро:
 – Да, это послужит ей доброй наукой. А если дети появятся, то и всему обществу большая польза!
Добро и Зло вместе:
 – Молодец, Дьявол!

(Появляются местечковые мужчины.)
Мужчина 1:
 – Гляди, обнимает мою женщину!
Мужчина 2:
 – А моя плачет, верно он её обидел.
Вместе:
 – Давай, набьём ему морду!
Мужчина 1:
 – Рога пообломаем.
Мужчина 2:
 – И копыта начистим. Нас ведь двое.

(Дьявол достаёт бутылку, бокал, наливает.)
Дьявол:
 - Мои бесценные друзья! С этим маленьким бокалом, но большим чувством я пью за вас!
(Кидает им бутылку.)
 Выпивать – это королевское дело!

(Поёт сл. Александра Гладкова, муз. Т. Хренникова):
Жил был Анри четвёртый, он славный был король,
Любил вино до чёрта, хоть трезв бывал порой.
Припев:
Ляна-ляна, бум-бум, Ляна-ляна, бум-бум,
Ляна-ляна, бум-бум, Ляна-ляна, бум-бум,
Ляна-ляна, бум-бум, бум-бум, бум-бу-бу- бум
Бум-бум, бум-бум!
Ещё любил он женщин и дрался как петух,
А в схватке рукопашной один он стоил двух.
Припев
Однажды смерть старуха к нему пришла с клюкой,
Её ударил в ухо он рыцарской рукой.
Припев.

Зло:
 – Ах, молодец! Какую гадость сделал! Они напьются, подерутся, дети у них будут дебилы!
Добро:
 – Какой государственный ум! Чем больше дебилов, тем легче управлять людьми. А если дешёвую водку дорого продавать, то наполнится казна, будет развиваться промышленность, не будет безработицы – тишь и благодать.
Дьявол:
 – Хорошо, что напомнили о казне. Золотой телец – вот мой следующий подарок человечеству.
  (Куплеты Мефистофеля из оперы Гуно «Фауст», поёт):
На земле весь род людской
Чтит один кумир священный,
Он царит над всей вселенной
Тот кумир – телец златой.
В умилении сердечном,
Прославляя истукан
Люди разных каст и стран
Пляшут в круге бесконечном
Окружая пьедестал, окружая пьедестал.
Сатана там правит бал, там правит бал, там правит бал,
Сатана там правит бал, там правит бал, там правит бал,
Этот идол золотой
Волю неба презирает,
Насмехаясь изменяет
Он небес закон святой.
        В угожденье богу злата
        Край на край идёт войной
        И людская кровь рекой
        По клинку течёт булата.
        Люди гибнут за металл, люди гибнут за металл.
        Сатана там правит бал, там правит бал, там правит бал,
        Сатана там правит бал, там правит бал, там правит бал,

Зло:
 – Гениально! Война – это тебе не какая-нибудь драка, это масштаб – кровь рекой. Вот уж зло, так зло!
Добро:
 – Ну, здорово! Это ж какой стимул для развития науки, промышленности и экономики. Какие великие учёные появятся: Ландау, Сахаров. Да и люди искусства оживятся – это ведь эмоции, страсти! Шекспир, Ремарк, Хемингуэй!
Зло:
 – Кстати про страсти. Ты чего так на Дьявола смотришь? Он мой! Ненавижу тебя!
Добро:
 – Нет, он мой. Ненавидеть я не умею, но ты мне антипатична! А Дьявол душка! Как он на меня смотрит.
Зло:
 – На тебя сухую воблу (или толстую кадушку – смотря кто будет играть) он смотрит апатично, а на меня у него глаза горят!
Добро:
 – Не апатично, а нежно, уж я –то его характер знаю.
Зло:
 – Я лучше знаю! Я! Я!
(Поют «Калина красная»)
Добро и Зло вместе:
                – Калина красная, калина вызрела,
Я у залёточки характер вызнала,
Характер вызнала, характер ой какой
(Проходит Дьявол в обнимку с местечковой женщиной)
Я не уважила, а он пошёл с другой.
Добро:
 -         А он пошёл с другой, а я не спорила,
Так значит он хорош, а я не стоила
Зло:
 -         А я пошла с другим, ему не верится,
Он подошёл ко мне удостовериться.
Удостоверился, но не добился слов.
Добро:
 -         А я одно твержу – ты потерял любовь
Зло:
       - Ты потерял любовь, а я уверенно
Другому мальчику удостоверена.
Дьявол:
 – Полно дурачиться. Попеть захотелось. Вы прекрасно знаете, что нам не жить друг без друга.
(Звучит музыка песни Пахмутовой «Нам не жить друг без друга» Дьявол танцует со Злом. Местечковые на них смотрят.)
(Мужчина 1 поёт. Муз. Анатолий Розанов, сл. Татьяна Назарова):
Я тебя увидел здесь
И не мог я глаз отвесть,
Сразу принял за родную.
Я воззрился на тебя,
Не моя ты, не моя,
Так зачем же я ревную.
Сколько ж выпить мне вина,
Чтобы боль испить до дна
И забыть мечту свою шальную.
        Ах, какая женщина, какая женщина, мне б такую.  – 2 р.
  (Замечает, что и Мужчина 2 тоже смотрит на Зло. Обращаясь к Мужчине 2):
А куда ты смотришь, морда,
Ты учти, я парень гордый
И тебя побить могу я.
Эта тётка для меня,
Ей сейчас налью вина
И до дома провожу я.
  (Мужчина 2 толкает и тянет Мужчину 1):
Ну ка, парень, отвали,
Здесь тебе не Сомали,
Только что-то я буксую.
Мужчина 1 и Мужчина 2 вместе: Ах, какая женщина, какая женщина, мне б такую.  – 2 р.

Смысл жизни:
 - Вот он гегелевский закон единства и борьбы противоположностей в действии – во всём даже очень плохом и ужасном обязательно присутствует хоть что-то положительное и наоборот.
Однако самое время ввести законы и этические нормы, которые с точки зрения синергетики являются необходимыми ограничениями свободы эгоцентричных индивидуумов, ради устойчивости общества как системы более высокого уровня. Тогда следование им есть добро, а их нарушение – зло.
Добро и Зло вместе:
 – А где свобода выбора, где демократия?

  (Звучит ария князя Игоря «О дайте, дайте мне свободу»)
Смысл жизни:
 – Придётся поступиться чем-то ради развития и эволюции, а то так и останетесь в своём местечковом ветхом завете. Каждый более высокий уровень является аттрактором предыдущих уровней, а наш Всевышний Бог – Суператтрактор всей эволюции. Он существует вне времени и пространства как практически недостижимый теоретический предел самоорганизации.
Зло:
 – До чего я не люблю таких умников! Свободу ограничил и ещё вдобавок лапши навешал. Все знают, что Бог сидит на небе и всё видит.

                Акт 3 Небо
Абсолют:
 – Правильно. Я сижу на небе и всё вижу, всё слышу, всё знаю, но ничего поделать не могу. Идёт процесс самоорганизации, связанный с ростом неэнтропии = информации. А я ни при чём! Семья развалилась. Ангелы подались работать на Землю в охранники. Говорят, у каждого человека должен быть свой ангел-хранитель. Встают рано. Сижу здесь один как пленник.

  (Появляется Смысл Жизни.)
Смысл жизни:
 – Что грустишь, всевышний?
   (Ария Кончака из оперы Бородина «Князь Игорь»)поёт:
О нет, мой Бог, мой друг
Ты здесь не пленник, нет,
А ты гость у себя дорогой!
Знай, Бог, верь мне
Ты всем давно полюбился
За отвагу твою, да за мудрость твою,
Мы уважаем тебя, Бог,
Ты люб нам был всегда, знай!
Да и не гость ты совсем, а хозяин ты мой,
Я твой гость дорогой,
Так поведай же мне
Чем же худо тебе, ты скажи мне.

- Жизнь катится без тебя? Зато ты всё знаешь. Информацию-то приватизировал. Выдаёшь человечеству по капле, а она национальное достояние.

Абсолют:
 – Не доросли ещё до Информации. Что нужно человечеству? Вера! Слепая. В меня, сидящего на небе. Правильно Зло говорит. И чтоб боялись и славили.
  (Появляется Вера в тёмных очках, садится рядом.) А ты нашёл на земле оправдание своего бессмертного существования?
Смысл жизни:
 – Конечно, нашёл. Смысл жизни в дальнейшем продолжении увлекательной игры, называемой жизнью, для всей вселенской организации в целом и состоит он в сведении к минимуму ущерба, причиняемого злом, как менее продвинутой системы по сравнению с добром.
Абсолют:
 – Всё-таки на небе скучновато, не то, что на Земле. Люди рождаются, живут в страстях и эмоциях, умирают, рождаются новые. Жизнь кипит. А у меня только информация да эта глупая слепая Вера.
Вера:
 – Это смысл Жизни у нас умный, а мне ум не нужен.
   (Сл. Ошанина, муз. Фельцмана, поёт):
Я люблю бродить одна
По аллеям, полным звёздного огня.
Я всегда забот полна,
Веришь в бога, так не прячься от меня.
Ничего не вижу, ничего не слышу
Ничего не знаю, ничего никому не скажу.
Вижу радость и беду,
Даже слышу, как сердца стучат в груди,
Кто-то шепчет - денег жду,
Кто-то шепчет - ненавижу, уходи.
Ничего не вижу, ничего не слышу
Ничего не знаю, ничего никому не скажу.
А самой мне всё равно,
Что для Бога эти просьбы ерунда,
Ведь известно мне давно,
Что он просьбы не исполнит никогда.
Ничего не вижу, ничего не слышу
Ничего не знаю, ничего никому не скажу.

Смысл жизни:
 – Давай, эту Веру-притворщицу отправим на Землю. Пусть она там всё высматривает, выслушивает и отправляет информацию на небо. А придумаем лучше Души.
Абсолют:
 – Чего-чего придумаем?
Смысл жизни:
 – Ду-ши! Поселим их в людей, а после смерти будем их отправлять на небо. Они тебе всю свою жизнь расскажут!
Абсолют:
 – Неплохой сериальчик получается! Я согласен. Но… А если надоест их рассказы по 100 раз слушать, я ж бессмертный. Куда их девать?
Смысл жизни:
 – Так можно снова отправлять их на Землю. Переселение душ получится. Во вновь рождённых людей. А чтобы старая память не мешала, пусть складывают её в Информацию. Вот, кстати, одна душа уже летит.

   (Голуби. Слова и музыка С. Трофимова)
Душа:
 - Детство босоногое своё помню,
   Как был летом раскалён асфальт в полдень,
   А весенний ветер сотворил чудо,
   Чудо непонятное любви.
Под футболкой сердце у меня бьётся,
Дней вода сквозь пальцы быстро так льётся,
Старые привычки бережёшь свято,
Хочешь это счастьем назови.
   Там, там высоко, над землёю кружат души,
   Если смотреть наверх, кружится голова.
   И мне так легко, словно это я летаю,
   И рядом только неба синева.
Вот уже роняет жёлтый лист осень,
И на голове давно уже видна проседь,
        Память о любви ещё живёт в сердце,
        Но всё тяжелей потери груз.
   И когда тоскою защемит сердце,
   Значит скоро надо уходить вверх нам,
   Опусти свой взгляд, благодари Землю.
   Вот и всё. Узнай полёта вкус.
       Там, там высоко, над землёю кружат души,
       Если смотреть наверх, кружится голова.
       И мне там легко, это ведь и я летаю,
       И рядом только неба синева.

Абсолют:
 – Ах, как хорошо всё у нас сложилось. Пусть на Земле идёт жестокая конкурентная борьба за право занять место более продвинутой системы, пока не возникнет глобальная цивилизация, в которой будут действовать программы единения и сотрудничества. Как у нас здесь на небе. Пожалуй, я и Дьявола приглашу к себе вместе с его девочками.
Смысл жизни:
 – Да у него и на Земле работы много. Пусть трудится, зарабатывает стаж.
Абсолют:
 – Ну, хоть в гости заходит.
   (Появляются Дьявол, Добро, Зло. Все поют):
      («Прекрасное далёко», муз. Крылатова)
Слышу голос из Прекрасного Далёка,
Голос утренний в серебряной росе,
Слышу голос – и манящая дорога
Кружит голову как в детстве карусель.
        Припев:         Прекрасное Далёко не будь ко мне жестоко,
Не будь ко мне жестоко, жестоко не будь.
От чистого истока в Прекрасное Далёко
В Прекрасное Далёко мы начинаем путь.
Слышу голос из Прекрасного Далёка,
Он ведёт меня в чудесные края,
Слышу голос – голос спрашивает строго,
А сегодня что для завтра сделал я?
Припев
Я клянусь, что стану чище и добрее,
И в беде не брошу друга никогда.
Слышу голос – и спешу на зов скорее,
По дороге, на которой нет следа.
        Припев.