Первая дружба

Ирина Полонская
 Где-то я прочитала, что дружба - это, по сути, духовная любовь. И  согласилась с этим.
 Как и любовь, дружба начинается с восхищения человеком. Вот приятельство может возникнуть по другим мотивам.  Скажем, вы вместе отдыхаете где-то,  и нужен собеседник, приятный в общении. Этого уже будет достаточно для приятельских отношений. Приятельство возникает на работе, в какой-то группе по интересам. Смысл его - просто приятное, ни к чему не обязывающее общение на некоторое время. Вы перешли на другое место работы, и приятелей себе заведете там других. Это нормально. А вот друг, в отличие от приятеля, человек гораздо более близкий и  значимый для вас. Дружить можно годами, иногда даже всю жизнь.
 
 Моя первая дружба возникла в старших классах школы. Девочка, ставшая  ближайшей подругой, училась вместе со мной в одном классе. Я видела ее сотни раз. И ничего к ней не чувствовала. Но однажды мы, две ученицы восьмого класса, не пошли на физкультуру и оказались в школьной раздевалке.   Забившись в дальний уголок,   от нечего делать принялись  мы разговаривать. Это был удар молнией. То, что начинала я, тут же подхватывала она. Оказалось, что мы думаем сходно, мечтаем о похожих вещах. И время этого урока, проведенное нами за беседой,  настолько очаровало , что с той поры началась наша многолетняя дружба.

 Мы стали проводить вместе много времени, читали, мечтали. Придумали игру:  мы ходили по улицам и давали им новые названия. Проспект Октября  окрестили  Проспектом Разноголосия,  улицу, ведущую к моему дому, - Окской Лентой, кафе "Лакомка" стало у нас называться Таверной Трех Эклеров.

 Помню, я заболела.  Узнав об этом, моя подружка примчалась ко мне с подарками и со стихами, которые сочинила для меня. Это было потрясающе.

 Некоторое время ее мама была против нашей дружбы. Она считала, что я, как красивая девочка, буду всегда привлекать к себе повышенное внимание мальчиков, а это может сказаться плохо  на ее скромной дочери. Но мы рвались друг к другу, преодолевая все барьеры. И вскоре ее мама увидела, что у нас действительно хорошая добрая дружба.

  Были у меня, конечно, подружки и до этого, но обычно складывалось так, что я рядом с ними  играла второстепенную роль. А в этот раз впервые в своей юной жизни я ощутила, как хорошо, когда можно быть с человеком на одной волне, когда никто никого не подавляет.
 
 Она писала сочинения в стихах, вызывая мой восторг.  Я писала просто хорошие сочинения,  и  она гордилась мной. Обе мы хорошо учились. Когда вызывали к доске её, и она легко решала задачу, я восхищалась ей. А она так же радовалась моим успехам.
 Юная мечтательница, я тогда  ещё не знала, что дружба проверяется не только в моменты неудач и трудностей, но и в миг успеха. Сколько дружб разбились, когда один из друзей чуть приподнялся над другим!

 Мне было  хорошо рядом с ней. Я слушала её стихи и искренне восхищалась её талантом. Она так же искренне находила меня необычной. Мы чувствовали себя родными душами. И это было так здорово!

 Когда мы закончили школу, она уехала учиться в Москву. Это было серьезным испытанием для нашей дружбы, но не сломило ее. Началась наша переписка. Теперь я ждала ее писем и радовалась им. А когда она пригласила меня к себе в гости, моему восторгу не было предела.

 В девятнадцать лет она вышла замуж, и я была  свидетельницей на её свадьбе.  Через год меня пригласили в Москву погостить на три дня. Молодой паре несказанно повезло: им дали отдельную комнату в общежитии. Теперь можно было приглашать гостей.

 Наша дружба, которой к тому времени было уже шесть лет, устояла во многих испытаниях, но  легко дала трещинку, не выдержав испытание  ревностью. Моя любимая подруга приревновала меня к своему мужу. Могу сказать, положа руку на сердце, что  я ничего не предпринимала, чтобы увлечь ее мужа. Так случилось помимо моей воли.
 Тогда мне показалась кощунственной сама мысль о том, что она меня в чем-то подозревает.

 Молодые супруги в это время проходили сложный период взаимной притирки.  Влюбленность уже угасла  и, как это обычно бывает, они вдруг увидели, что у каждого  есть немало   недостатков.  Стали ощущать, что все не так, как мечталось.  А тут явилась я как воплощение какой-то другой, яркой и необычной жизни, и, сама того не желая, вскружила голову молодому мужу своей подруги.

 Будучи очень скромной девушкой, она привыкла одеваться в удобную,  мешковатую одежду. Свои густые тяжелые волосы обычно закалывала в низкий пучок на затылке. Ни духов, ни туши, ни помады.   А тут  на ее фоне появилась юная красотка в брючках, в яркой кофточке,  с красивыми заколочками в волосах.
 
   Молодой  муж, которому когда-то, в период ухаживаний, нравилась ее простота и естественность, теперь был недоволен тем, что она слишком рано "обабилась",  но она не хотела ничего менять.  Мое появление сработало как катализатор, обострив эту проблему.

 Увидев, что муж стал засматриваться на меня. она рассердилась и на него, и на меня заодно.  Мы едва не поссорились, а потом объяснились.  Я уверяла ее, что он меня не интересует, что главный человек для меня - она и только она! Но трещинка, шаг за шагом, стала увеличиваться. Всегда сложнее увидеть, что проблема в тебе самой. Гораздо легче обвинить в своих неурядицах кого-то извне.

 Я тоже обиделась.  Не понимала, в чем моя  вина. Разве я должна тоже нарядиться в мешковатую одежду?  Разве можно считать коварством то, что я заколола волосы красивыми заколочками и надела яркую кофточку?  А может, это ей стоит переодеться, распустить свои роскошные волосы, чуточку подкрасить реснички?  Но сказать  все это я не решилась, боясь окончательно рассориться.

 Дружба наша хотя и продолжалась после этого ещё несколько лет, но потихоньку менялась, угасала и наконец совсем пропала. Может потому, что исчезло восхищение, растворилось доверие и стали накапливаться мелкие обиды. К тому же, время тогда бежало стремительно, менялись жизненные обстоятельства. У неё один за другим родились дети, и она  окунулась в материнство. А потом и я вышла замуж. Словом, жизнь, шаг за шагом, отдаляла нас друг от друга. Мы все реже писали друг другу, а встречаться удавалось раз в два-три года. И в какой-то момент эта дружба совсем угасла.

Потом будут у меня и другие дружеские отношения.  И, шаг за шагом, я стану учиться  не только дорожить дружбой, но и  отпускать своих друзей с миром.  Ведь у всего есть начало, развитие и конец.  Так уж жизнь устроена...