Индус

Николай Абоимов
Я всю жизнь живу с собаками.И в посёлке , и на охоте наблюдаю за ними.Хорошо знаю их умственные способности. Но этот случай, рассказанный когда то давно Венглинским Николаем Антоновичем не давал мне покоя. Мне хотелось этим примером поделится с людьми. Вот недавно я ему снова перезвонил и уточнил некоторые детали. И вот что он рассказал:   «Это было еще в середине пятидесятых годов прошлого столетия. Мы жили на севере Зейского района Амурской области ,в посёлке Николаевский. Отец наш работал приёмщиком пушнины и однажды , съездив в Бомнак, привёз от туда годовалого кабеля Крупного и очень красивого.  « Его зовут Индус, он на половину овчарка, на половину лайка. Подойдите к нему и дайте себя обнюхать. Он с вами познакомится и трогать не будет»- сказал отец. И действительно с нами детьми он сразу сдружился и с удовольствием играл.А позже, когда я с чужими ребятами затевал борьбу и если кто - то оказывался сверху , то Индус стаскивал его с меня, всячески способствуя моей победе. В это время я пристрастился к охоте на уток , и Индус мне тоже помогал.Он  , как и я ,  прижавшись к земле, ползком подбирался к ним по ближе, после выстрела смело кидался в воду и приносил добычу.
   По роду работы ,связанной с поездками в тайгу к эвенкам, отец держал четырёх рабочих оленей. Они были по настоящему домашними. Мы их подкармливали хлебом, картошкой, овсом . Они ,как и корова ,ели сено. Их мы отводили в тайгу за посёлок и отпускали ,чтоб они могли подкормится и своим любимым лакомством - ягелем и мхом на деревьях. Отец , каким то образом приучил Индуса  искать оленей в тайге и пригонять домой. Я хорошо помню ,он давал Индусу понюхать оленью упряжь и говорил:   « Индус . Иди ищи» И пёс выполнял команду,находил их и пригонял . Они его не боялись, а вот на остальных собак смотрели с опаской. А собаки смотрели с опаской на Индуса, потому что он своих оленей защищал.
 Хорошо знал пёс и своих кур, а вот чужих гонял без жалости и поймав мог придушить.
 Вот такую историю рассказал мне Николай . Я и сам живя в Уральской области встречал в степи , в казахском ауле дворняжку, которая уходила со своими домашними овечками и коровами на целый день в степь, охраняла их и гонялась за сусликами. Но чтобы оленей искать и пригонять с тайги хозяину к дому - по моему это высший пилотаж