8. Что такое бытие. Продолжение

Сергей Михальчук
Богословская Антропология

Бытие как духовное явление

Что такое бытие. Продолжение.

Каково же происхождение реальности, «материи» и «духа»? «Бытие сознания» или «сознание бытия» является той словесной формулой, решение которой приводит нас к истинному осознанию самих себя, той «причины» и «цели», а, может быть, и «способа» появления человека и мира?
Научная философия утверждает, что «материальное бытие», во всяком случае - «первая природа», возникла в результате «биолого-космической эволюции». Именно она - должна обладать статусом «объективной» и «первичной» реальности. - «Дух» человека рождается в «природе», благодаря развитию и усложнению «телесной природы» человека. «Дух» является одним из позднейших звеньев в цепи эволюции «бытия материи», и цепь эта, по-видимому, бесконечна. «Материальная природа», «мир», а не «человек», является «причиной» и «началом» реальности и её «бытия». Поэтому, «первична» и «объективна» именно «материя», в том смысле, что «материя» - «вечна» и существовала «всегда», - даже тогда, когда небыло никакого «духа»! Без «материи» невозможна сама «жизнь» и «деятельность» человека, в смысле «существования» человека без своего «тела» - «материального» носителя того, что называется «духовностью»! - «Духовное» и «нематериальное» человеческое «тело» невозможно, как и «нематериальная жизнь» - жизнь «без» и «вне» какого-либо «материального тела».
Это утверждение - простое, понятное и весьма убедительное, само по себе, в рамках «бытия мира», ибо основывается на здравом смысле и опыте. Но весь пафос его убедительности начинает колебаться тогда, когда мы приступаем к размышлениям о «материальном бытии» как «второй природе».
«Вторая природа», относящаяся уже в немалой степени и к «человеческому бытию», имеет ярко выраженный «тварный» характер. Она «творится» человеком, является тем процессом, причиной и начальным инструментом которого служит деятельность человеческого «сознания»! Основным признаком «бытия второй природы» можно назвать творческое взаимодействие «материи первой природы» и «сознания», результатом которого становится удовлетворение социокультурных потребностей человека. Таким образом, результатом творения «второй природы», деятельности «сознания», становится появление нового «бытия» - «социального бытия» или «социокультурного бытия», модуса реальности нового типа, который обладает «социальной природой», несущей целостную совокупность «материальных» и «духовных» черт и качеств.
Итак, если «вторая природа» имеет причиной своего существования взаимодействие «материи» и «сознания», то можем ли мы безоговорочно утверждать, что «первая природа», возникла только в результате «биолого-космической эволюции», без взаимодействия «материи» с каким-то нечеловеческим «сознанием»?!
Конечно не можем!
И о чём это нам говорит?
Сама постановка этих вопросов нашим «сознанием», вернее, сама возможность постановки нами этих вопросов перед самими собой, свидетельствует о наличии некого внешнего канала связи нашего «сознания» с чем-то большим, чем оно само - неким «надсознанием» или «сверхсознанием». Об этом же свидетельствует и творческий потенциал нашего «сознания», способный менять «материю первой природы», превращая её во «вторую природу»: - «Я делаю потому, что вижу делающим моего Отца!»; - «То, что Отец мой делает, то и я делаю!» - говорит нам об этом Евангелие Иисуса Христа.
Это откровенное внешнее знание утверждает нам и то, что сама «материя» - «тварна», то есть сотворена этим самым «сверхсознанием», которое является источником откровенного знания об этом: - «В начале сотворил Бог небо и землю» … То есть творчество «сверхсознания» не просто как-то изменило и организовало «материю» которая была «совечна» Духу, но саму «материю» Дух «сотворил» из «ничего» или «ничто». С этим согласно подавляющее большенство религиозных мыслителей.
Некоторые же считают, что библейский рассказ о творении «неба и земли» божественным «сверхсознанием» касается только человека, его «природы», «тела» и «души», а не «материи» и мира как природы в целом. Но, в этом случае, перед нами возникает проблема соотношения мира как природы и природы человека! - Возможно ли возникновение «разумной одухотворённой материи», путём усложнения «косной неодушевлённой материи», если в неё, с самого начала, не был заложен «духовный потенциал разумности»?
Каждый человек сам для себя решает этот вопрос, ибо ответ на него стал предметом «веры» и «неверия», «религиозности» и «научности», «материализма» и «идеализма», так как наука не имеет доказательств для окончательного положительного ответа на то, что касается самопроизвольного и случайного возникновения «жизни» и «разума» в «косной материи». Любые рассуждения о «жизни» и «разуме» как потенциальных свойствах самой «материи», не являются решением проблемы, а лишь маскируют её, пряча понятия о «духовности» и «божестве» за ширмой понятия о Природе, растворяя их в ней. 
Чтобы помочь каждому определиться с ответом на этот вопрос, можно сформулировать его немного по-другому: - Могут ли из вещества и поля, массы и энергии самоорганизоваться такие феномены как нравственность и совесть, любовь и ненависть, добро и зло, без некоего «участия», которое привносит в материю нечто «нематериальное», некая «субстанция», имеющая особое «существо», называемое «дух» или «духовность», которая входит в первоосновы «материи», как-то «связывается» с ними. А затем, вместе с эволюцией «материи», направляемой «сверхсознанием», сопровождает усложнение «материи» постепенным появлением и развитием тех качеств, которые присущи «духу», «жизни» и «разуму», рождая в «бытии материи» новое «бытие» - «бытие духа», «бытие жизни» и «бытие разума».