О государственном мышлении

Валерий Аллин
        «Совместное проживание 5-15 тысяч человек оказывает значительное
         воздействие на окружающую среду. Это может обернуться серьезными
         социальными проблемами, которые решаются через создание политических
         институтов, поддерживающих структуру общества.»

        «Ни в науке, ни в международном праве не существует единого и
         общепризнанного определения понятия “государство”.» (Википедия)

        «Профессиональная деформация - психологическая дезориентация личности,
         формирующаяся из-за постоянного давления факторов профессиональной
         деятельности и приводящая к формированию специфически-профессионального
         типа личности.» (Википедия)

Парадокс, но никто не будет спорить с тем, что государство, в целом, полезный институт, хотя и у каждого есть к нему вполне конкретные претензии. Дело в том, что государство надличностно. Оно существует для блага того народа, который его создал: то есть на благо всех, но не для какого-то конкретного человека, чтобы там некоторые «государи» о себе ни думали. Государство даже не выдумано людьми, люди его попускают, как библейский Господь попускает зло. То есть, государство - естественное (оно появляется естественным образом), но эфемерное образование: термину «государство» до сих пор не могут дать точного определения. Вот и мы поговорим об идеальном государстве, оставив в стороне крайности.

Управляют государством люди с особым мышлением. Его называют государственным. Выглядит это мышление, как обычная профессиональная деформация (смотрите эпиграф). То есть, воспитанные с помощью патриотизма государственные чиновники смотрят на людей с точки зрения их важности для государства. Не поддающиеся патриотической пропаганде люди, с точки зрения государственника, годятся только в жертву обществу: их можно при необходимости посадить, отправить в ссылку, выслать из страны, послать на войну или просто уничтожить. Самих государственников при этом распирает от собственной важности, поскольку, будучи винтиками государственного аппарата, они ассоциируют себя со всей надчеловеческой мощью государственной машины.

Такой чиновник без зазрения совести посадит за решётку невиновного, хотя бы просто потому, что государство должно выглядеть надёжным и бесстрастным, или просто потому, что нужны рабы на государственных стройках. Государственник покрепче может для решения проблемы государственного масштаба устроить войну или голодомор. Причём и его совесть мучать не будет: он же не для себя. И будет прав: его-то на самом деле уже как бы и не существует. Такие люди уже «съедены» драконом, стали его частью: они полностью отдали себя государству и по праву носят государственные награды. Вдумайтесь, ведь, к примеру, не каждый «государь» подобно Сталину пошлёт своего сына на войну рядовым, а потом откажется менять его пленного на фельдмаршала. Это - высшая степень государственного мышления.

Народная пословица гласит: «Царь не должен думать о каждом, царь должен думать о важном!» Но представьте ситуацию: ваш город бомбят и убивают вашу сестру. Кто-то говорит вам: «Слава Богу, убили только одного человека», но максимум, что Вы сможете на это ответить: «А ведь это была моя сестричка». Это реальная история месячной давности, связанная с моей мамой и её сестрой, мамины слова.

Что людям с государственным мышлением смерть - статистика. Но и народ у нас уже проникся государственным сознанием. «Красиво мы Крым отжали», - сказал мне мой друг детства. Больше мы не друзья, потому что в результате «отжатия» убили мою тётю, да и мама опоздала-то под бомбы всего на 5 минут. Потери для города мизерные. И я, наверно, не прав. Ведь так приятно говорить «мы». Одним «я» больше или меньше – какая разница для страны. Царь не может думать о каждом... Это нормально, потому что естественно (противоестественно, когда наоборот).

Таким же естественным образом государство подавляет любую попавшуюся под государственную машину личность. В моём старом , взятом из жизни примере военному водителю приказывают задавить сидящего на дороге малыша, потому что такой тактикой остановки колонны пользуются местные террористы. С этим малышом солдат раздавит человека в себе, но, возможно, он получит орден, поскольку пожертвовал собой ради выполнения приказа государства в лице конкретного чиновника. Сам этот государственник практически лишён человеческих качеств. Его нельзя воспринимать просто как человека. Ему даже нельзя предъявлять претензии как человеку. Все претензии – государству.

На первый взгляд даже идеальный человек с государственным мышлением – абсолютный монстр, который ради блага большинства запросто пожертвует жизнью или благами иногда даже просто огромного числа своих же людей. Но эта личность, эта профессия, это мышление вызрело в рамках человеческого сообщества и зачатки государственно мышления существуют в любой семье: каждая семья чем-то жертвует и во что-то вкладывается ради своего выживания. Вместе легче. Но подготовленное семьёй сознание легко впитывает яд патриотизма, и вот уже в каждой семье зреет Павлик Морозов, который ради не умещающихся в его маленькую головку интересов огромного государства пошлёт на верную смерть своих родных.

Конечно, не из каждого Павлика вырастает государственник высшего уровня – многие задерживаются на уровне армии или министерства внутренних/иностранных дел. Действительно, надо быть очень специфическим человеком, чтоб жизнь эфемерного, не укладывающегося в голове образования (государства) стала важнее жизни родного человека как это было у Сталина. Тут проявляется известный феномен - всех-то любить проще, чем каждого. Способность любить каждого - признак высочайшего уровня духовного развития. Поэтому признаемся себе, что да, государством управляют не святые (со всеми последствиями). Другая проблема в том, что корни этой государственности прорастают в каждую семью. И каждая семья хоть немного, но поддерживает государство.

Поэтому я понимаю и тех, кто заступается за Сталина, и тех, кто его ненавидит. Он действительно был хорошим государственником. Может быть даже лучшим, если сравнивать с другими в той же стране. Но пока жива боль в сердцах родственников пострадавших, не будет ему прощения. Потом боль пройдёт и его назовут великим. Это нормально. Это закон общественной жизни.

(В ЖЖ: https://val000.livejournal.com/1834389.html)