Три записи в тетради педагога Ч

Егор Черкасов
2013.

Весна 2013-го года, грачи, лужи, мои студенты! В разноцветных одеждах по грязным тротуарам они  идут впереди меня - спешат в колледж. Ботинки на широкой платформе, фенечки у мальчиков, ранцы на спине, закатанные джинсы на тонких и шатких подростковых ногах, да носки цвета радуги - они добрые и нелепые, еще отзывчивые и наивные идут получать скучные, но стабильные, закостенелые, но проверенные опытом знания.
Они идут строем, как на параде. Шагают бодро и верят, что способны изменить весь мир! Приятно видеть их добрые глаза и стремления!
Я иду в колледж следом за ними. Они еще не видят меня, да и я не спешу себя обнаруживать. Так они ведут себя естественнее.
Слышу их разговоры. Они говорят о школьных годах, о моде, девочки задирают мальчиков, мальчики в отместку девочек - девочкам это нравится и они еще больше задирают мальчиков. По- доброму, конечно.
Веселая гурьба подходит к крыльцу нашего общего дома знаний, студенты видят меня и дружно здороваются. Я киваю им в ответ, мальчики проходят к дверям первыми  и пропускают девочек. Мне приятно это видеть. Я вхожу в колледж, прохожу в класс и как-то «по-весеннему» и по-новому  начинаю вести, уже привычный для меня, урок.

2016.

Я вновь иду в колледж, не спеша, преодолевая снег, летящий в глаза. Вижу, как впереди меня идут мальчики и девочки из 1..группы. Первокурсники. Ребята по пятнадцать лет. До меня долетают их разговоры о новых чехлах на телефонах, технологиях, к которым меня уже не приучить, приложениях и т.д.
Кто-то из мальчиков, резко для всех остальных ребят,  поднимает вопрос об Украине. Разговор между «перваками»  переходит из позитивного тона в негативный. Слышу мат и кашу из слов и лозунгов. Много воды и много лозунгов. Отдельно доносятся слова о кризисе, Путине, Донбассе, Манежке, Майдане. Девочки уже не встревают в разговор - слышится отборная ругань спорящих мальчиков.
Завидев меня, некоторые студенты здороваются, а некоторые, еще на эмоциях от жаркой политической дискуссии, нет. Я на них не обижаюсь - мне их жалко. Жалко, что они это видят и в этом живут и вынуждены жить.
Подходя к колледжу, девочки проходят быстрее  мальчиков и сами себе открывают дверь. Пока девочки проходят по коридору, слышу  обрывки их разговора  про свободу слова, феминизм и защиту ЛГБТ. Бедные дети!

2019.

Май. То жаркий и многообещающий, то портящий все планы на выходные. Нестабильность. Везде и во всем. Даже в погоде.
Мои студенты догоняют меня у крыльца, но здороваются только тогда, когда я войду в колледж. Бог с ними…
Девочки в телефонах, мальчики - тоже. Девочки делают множество одинаковых, на мой взгляд, фоток своих  нарощенных частей лица. Выкидывают сие в инсту. Мальчики фоткают около колледжа свои  машины - признак доминирования в обществе. Тоже выкладывают фотографии в сети.
Мальчики пытаются изо всех сил быть взрослыми бизнесменами, нарастить кошелек, толстый, как пузо зажравшегося мецената. Девочки себя старят косметикой и хотят выглядеть старше - боятся свой детской красоты.
Слышу, проходя мимо, разговоры и мальчиков и девочек - все об одном - о деньгах. Кто у кого сколько зарабатывает, у кого парень, у кого - родители. Мало смеются и улыбаются - похожи на брокеров биржевой конторы, нежели на молодых студентов. Пытаются быть взрослее, чем есть. Мальчики хотят  заработать и купить признание и любовь, а девочки - выгоднее себя продать. Не все. Но многие. Сердце болит за этих ребят.
Я захожу в колледж. Беру ключ от 308 кабинета. Открываю его. Сажусь за стол и достаю из своего рюкзака писательскую тетрадь. Я начинаю писать рассказ о том, как мы, в России, с каждым годом стремительно  теряем  нашу молодежь.