Il grande maestro Ян Ван Эйка

Аида Нейтенс
Искусство и живопись любят все. И как её не любить, если она дарит столько всего прекрасного и волнительного для нашей души.

Поэтому забегая вперед, спешу сообщить, что 2020 год в городе Генте объявлен годом il grande maestro… Так Яна Ван Эйка называл Пиетро Суммонте, гуманист периода Ренессансa.

Вслед за 2018 годом Питера Пауля Рубенса в Антверпене, за годом 2019 Питера Брейгеля в Брюсселе приходит 2020 год Яна Ван Эйка, одного из самых известных фламандских примитивистов, который стал столь популярен, моден и известен. Примитивным, хочу сказать, он не был, а был первым.

Ян Ван Эйк – это эксклюзив, как говорит моя мама о великих людях. У талантливого человека все бесподобно. Даже его подпись говорит сама за себя.

Вы знаете, где-то я увидела подпись прадеда Пушкина. Там же все сказки уже зашифрованы! Сам Пушкин писал тоже очень сказочно и каллиграфично. Курсов по леттерингу не заканчивал, а делала такие завитушки…. А в подписи Яна Ван Эйка есть тоже изюминка, как и во всех его картинах. Вам мои мысли могут смешными показаться. Но такие ассоциации вызывают у меня их письмо…

Раньше я про Яна Ван Эйка ничегошеньки не слышала. Только краем уха… Зато теперь столько о нем узнала и прочитала. Как будто сама жила в его эпоху, в Брюгге, на соседней улице! Попробую поделиться воспоминаниями. Да, шутка, господа.

В 2020 году в Генте будут проходить различные мероприятия, связанные с Яном Ван Эйком, на которые уже сейчас можно забронировать места. Мероприятия будут проходить вокруг трех тем: знания и наука, вдохновение, тайна и будущее.
Посмотрите сайт Музея Изящных Искусств в городе Генте. В Музее с февраля по конец апреля будет проходить выставка произведений Яна Ван Эйка. А билеты уже сейчас раскупают, как на «Тайную Вечерю» Леонардо Да Винчи в Милане.

Ян Ван Эйк написал не так много картин за свою жизнь, не более 25, но каждая из них заслуживает вашего внимания. На выставке будет представлен “Agnus Dei”, полностью восстановленный. Выставка будет сюрпризом для всех посетителей. Все его работы имеют возраст порядочный, и потому не все картины есть возможность увидеть.

В июне 2020 года нового центра планируется открытие центра для посетителей в соборе Святого Баво. После 2020 Гентский Алтарь вернется на новое место в соборе и не будет более перемещаться. Поэтому посещение MSK Gent - это уникальный шанс еще раз рассмотреть Алтарь.

Город Брюгге поддержит год Яна Ван Эйка, и здесь пройдет выставка. В городской картинной галерее Грунинге имеются 2 значительные работы. Это портрет жены Яна Ван Эйка Маргариты и картина «Мадонна каноника Ван Дер Пале».

«Портрет мужчины» из Лондона, к сожалению, не будет привезен. Зато будет возможность увидеть 8 картин и иллюстрированный часослов (Ян Ван Эйк начинал как иллюстратор миниатюр), а также копии его картин 15го и 16го веков. Эта выставка будет считаться самой масштабной. На выставке можно будет увидеть самых талантливых современников Яна Ван Эйка. В общей сложности выставка соберет под сводами музея более 100 картин, миниатюр, скульптур и рисунков средневековья.

О Яне Ван Эйке и его жизни сохранилось очень мало сведений. Но его творчество описывали сотни раз. Пожалуй ни о ком не написано столько книг, как о нем, о его картинах. Ян Ван Эйк был художником Бургундского герцога Филиппа Доброго. Это для жителей Брюгге – особая ценность. Филипп Добрый – основатель Ордена Золотого Руна, отец Карла Смелого и дед Марии Бургундской. В городе находятся памятники Яну Ван Эйку. Писал он картины не только для герцога, но и для богатых жителей города. Даже полихромировал скульптуры на фасаде Городской Ратуши. Он приехал в Брюгге около 1431 года, купил дом, женился. До этого был придворным художником Яна Ван Бейерен, герцога Баварского. Жил в Лилле и Генте. Последние 10 лет провел в Брюгге, был похоронен в церкви Святого Донация.

Ян Ван Эйк считается художником, который усовершенствовал изготовление красок, добавляя в них льняное масло. Масляная живопись Северного Ренессанса достигла своего апогея благодаря великому мастеру.

И еще несколько слов о фламандских примитивистах, одним из которых был Ян Ван Эйк. Они писали с середины 14го века и почти весь 15ый век. Вся эта живопись носит название Северный Ренессанс. Они делали самые первые шаги в портретной живописи, они рисовали так, как будто все написанное ими на минутку замерло, но если дотронуться до картины, то все начнёт жить своей жизнью. Они писали очень реалистично, прописывали лица, тщательно изображали детали интерьера, окружающего ландшафта, цветочки, почти ботанические, роскошные одежды, орнаменты, цветы, складки на одежде, убранство. Они рисовали яркими красками. У них была своя тайна использования красок. Кисточки с одной ворсинкой. Пигменты мешались не с яичным желтком, а маслами. И все это мешалось в каких-то горшочках, посудинках. Краски наносились послойно. И достигал художник прозрачного эффекта. Краски сияли, отражали свет.

Фламандские примитивисты – учителя всех последующих живописцев.