Д. Энгр-великий художник, влюбленный в красоту4

Койфман Валерий
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА
Летом 1806 года Энгр переживал один из самых лирических периодов своей жизни - он стал женихом Анн Мари Жюли Форестье, дочери помощника судьи. Она занималась музыкой и живописью, и Жан Доминик, друживший с ее отцом, часто бывал в их доме.
В замечательном по тонкости исполнения карандашном рисунке «СЕМЬЯ ФОРЕСТЬЕ», полном душевной теплоты, выражены чувства художника к этим искренне полюбившим его людям. Но обстоятельства помешали ему стать членом этой семьи.

Осенью 1806 года Энгр, наконец, смог отправиться в Рим. В 1806—20 гг. художник живет в Риме, где у него была мастерская. Он с воодушевлением изучает итальянское искусство, особенно творчество Рафаэля.

Долгие часы проводит он в станцах Ватикана около фресок Рафаэля, в Сикстинской капелле и церквах Рима перед росписями и скульптурами Микеланджело, усиленно изучает полотна Тициана. Ясность и совершенная гармония рафаэлевского искусства импонировали творческим устремлениям Энгра, а у Тициана он учился тонкости колористических решений.

Много позже Энгр создал интересный эскизный портрет великого Микеланджело.
В «Вечном городе», оккупированном тогда французами, художник поселился во владениях Медичи, где располагалась Французская академия.

Неизгладимое впечатление произвел на художника сам город, его архитектурные памятники античности и средневековья, эпохи Возрождения и барокко.
Художник делал десятки рисунков художника с видами Рима и его окрестностей. Почти все эти пейзажи безлюдны, и вполне можно предположить, что они сделаны в ранние утренние часы, когда город еще погружен в сон. Только кое-где встречаются одинокие человеческие фигурки, изображенные со спины.

Энгр выполнил в тот период и маленькие тондо маслом на дереве: "Павильон Авроры виллы Людовизи", "Дом Рафаэля" (Париж, Музей декоративного искусства).
Последнее произведение - особая удача мастера. С благоговением всматривался он в простые очертания небольшого каменного строения с глухими стенами и обветшавшей кровлей. Для него дом, в котором жил Рафаэль, был святыней.

В "Вечном городе" Энгр усердно трудился над своими "посылками". Так назывались студенческие работы, которые каждый студент должен был отправлять профессорам в Париж.
Для произведения, которое надлежало послать в Париж в первую очередь, им был выбран греческий миф о мудром Эдипе, сыне фиванского царя, разгадавшем загадку кровожадного Сфинкса.

Тот, кто знаком с древнегреческим мифом об Эдипе, помнит, конечно, встречу Эдипа со Сфинксом. Чудище поселилось неподалеку от Фив и развлекалось тем, что задавало загадки прохожим. Того, кто не мог дать на них вразумительный ответ, чудище проглатывало. В конце концов, Сфинкс «нарвался» на Эдипа, ответившего на все вопросы, и вынужден был покончить самоубийством, бросившись в море со скалы: таково было условие игры, установленное богами.

В "Эдипе" Энгр вышел за рамки живописи французского классицизма не только усилением значения цвета, но и новой, более эмоциональной трактовкой греческого сказания.
В парижском Салоне 1808 г. картина "Эдип и Сфинкс" не произвела особенно сильного впечатления, но и не подверглась серьезной критике.
То новое, что отличало его от других выставленных полотен на мифологические темы, еще не было воспринято как принципиальное отступничество от школы Давида.