Старинное католическое кладбище

Елена Потемкина
      Мои польские корни всегда тянули меня в этот город. Виды на старых черно-белых фотографиях были невероятно красивыми и совсем не советскими, как будто кадры из польских или венгерских фильмов, которые в то время постоянно показывали по телевизору.
А еще в Гродно когда-то жила польская писательница Элиза Ожешко.
Нет, я её не читала, но в сочетании этих имени и фамилии мне мнилась какая-то магия, сама не знаю, почему.
А сама Элиза представлялась мне этакой точеной белокурой красавицей, похожей на польскую актрису Полу Раксу (да-да, Марусю Огонек из «4 танкистов и собаки», кто помнит).
Как же я ошибалась в этом отношении, но об этом позже.
     Но, когда-то все случается, случилась и моя встреча с Гродно…
Мною была разработана программа экскурсий-старый и новый королевские замки, Фарный костел, Коложская церковь, пешеходная Советская улица с игрушечными польскими домиками.
Но моя новая знакомая посоветовала начать с места, которым обычно все заканчивается - со старинного Фарного некрополя.
     Вечер, ветер,пасмурно,дождь собирается – самое время посетить кладбище (народная примета такая).
Пошла,- надо же прислушиваться к мнению знающего человека, да и времени терять не хотелось.
Изначально кладбище было разделено на две равные части-католическую и православную (жители города тоже так и делились-половина католиков, половина православных).
Теперь эти границы практически стерлись, разделяются небольшой тропинкой и выглядят единым целым.
Кладбище и правда, очень старое, первое захоронение было аж в 1792 году. Несколько поколений жителей города переселилось более чем за 225 лет в этот город мертвых…
     Я направилась в католическую часть некрополя, где никого, кроме меня, не было, что усиливало атмосферу таинственности и отрешенности от реальности.
В какой-то момент некрополь стал казаться декорацией к фильму про вампиров, а я себе-персонажем, попавшем из 21 в 18 век.
Я видела ветхие склепы, разрушенные временем и людьми, внутри которых ничего и никого не было, кроме обломков кирпича и висящей в воздухе тяжелой пелены скорби и тоски…
Большие и не очень, покосившиеся кресты, скульптуры скорбящих мадонн и ангелов без лиц.
Некоторые эпитафии можно было прочитать, другие были стерты безжалостным временем…
Почему-то было много могил совсем молодых людей, что навевало особую грусть.
Сколько историй, о которых никто и никогда уже не узнает, они унесли с собой.
     И как-то неожиданно на фоне грязно-белых и серых полуразрушенных памятников, я увидела большой гранитный обелиск, весь усыпанный живыми цветами и обвешанный бело-красными ленточками в цвет польского флага.
Ну, конечно же,- это и есть памятник Элизе Ожешко или Ожешковой, как говорят поляки. На Полу Раксу она совсем не была похожа - строгий взгляд, тугой пучок волос,-скорее на преподавательницу гимназии или Фрекен Бок в "исполнении"Фаины Раневской.
     С этого места  начинаются все экскурсии польских туристов, которых здесь великое множество, как у нас китайских.
Рядом с ней похоронен её второй муж Станислав Нагорский.
Ожешко всю жизнь прожила в Гродно и умерла в 1910 году, поляки почитают ее как национальную героиню, а вот читают ли, -не знаю.
За могилой ухаживает польская диаспора, в Гродно она достаточно большая, - четверть населения. Могила всегда в живых цветах, ухоженная и аккуратная, чего не скажешь о многих других захоронениях.
     Официально кладбище было закрыто почти полвека назад, но подзахоронения к родственникам продолжаются до сих пор.
     В центре кладбища небольшая часовенка, на ней мемориальная доска в память о поляках, погибших в сентябре 1939 года в боях с Красной Армией. Что-то мы такого в школе не проходили…
     Среди жителей Гродно ходят легенды о призраках некрополя – эфемерной девушке в белых одеждах ,парящей над землей среди памятников (ну, почти Фрези Грант) и о злой старухе, превращающейся в ворону. Видимо в молодости в лебедь белую превращалась, а после смерти-в ворону, в кого же еще?!
     Стемнело, ветер усилился и мне стал чудиться то ли шепот, то ли стон.…Выгоняют меня жители города мертвых. Да, пора домой, а то земля начнет шевелиться и вампиры из могил вылезать. Не буду искушать судьбу.
     Православную часть кладбища я так и не посетила, но уходила оттуда с чувством светлой грусти и чуть-чуть другим отношением к жизни.