Викторович и альманах

Виктор Мельников 2
  С первых же номеров "Коломенский альманах" был теснейшим образом связан с научным сообществом города. Можно сказать, что преподаватели КГПИ /ныне - ГСГУ/ были в числе отцов-основателей нашего ежегодника. Разве удивительно, что особое место в этом списке занимает профессор Викторович? И то, что этот человек награждён муниципальной медалью им. И.И. Лажечникова, это не случайность, а закономерность.
   Владимир Александрович, говоря откровенно, имеет совершенно исключительные заслуги перед городом. Фактически он вернул Коломне Лажечникова. Это не значит, что раньше мы не знали о славном земляке. В своё время даже мемориальную доску повесили на его усадьбе.Но формальное отношение к памяти писателя  -  это одно. А вот ощущение его близости, живые детали, делающие человека знакомым и даже родным  -  это совершенно другое.
   Взять хотя бы классическую статью "Сердечно Вас уважающий Пушкин". Портрет Ивана Ивановича неожиданно обогатился новыми штрихами, приобрёл объёмность и осязаемость. Мы ощутили,с какой деликатностью и уважением Пушкин общался со своим старшим коллегой и почувствовали, что Лажечников, имел право говорить с великим поэтом на равных, по крайней мере  -  в ту пору.
   Личность первейшего поэта России, естественно, никого до сих пор не может оставить равнодушным. И уже в следующем, третьем, номере, посвящённом 200-летию гения, Викторович поделился своими размышлениями в статье "Из Онегинской энциклопедии".
   Но внимание к Лажечникову и его трудам никогда не ослабевало.Редколлегия может гордиться тем, что на наших страницах именитый земляк вернулся в свой город. Известные его произведения увиделись под иным углом, более глубоко и ясно. А те очерки Лажечникова, которые не пользовались достойным вниманием или вообще были забыты, снова обрели своего благодарного читателя.
   Более того, фигура нашего доброго Ивана Ивановича предстала не только сама по себе, ав контексте тогдашнего литературного процесса. Викторович блестяще показал это в очерке "Щедрин до Щедрина, или уездный "Временник" Ивана Лажечникова". Мало кто задумывался над тем, что "История города Глупова" имела предшественника. И в "Беленьких, чёрненьких и сереньких" выведена колоритнейшая галерея "холодненских" градоначальников, так что великому сатирику было, чем вдохновляться.
   Не напрасно в альманахе были опубликованы три фрагмента из "Беленьких, чёрненьких и сереньких" с комментариями Владимира Александровича. И сквозь ироническую "Холодню" снова раскрылась во всей красе уютная провинциальная Коломна, и  начали вырисовываться контуры удивительного художественного явления  -   "коломенского текста".
   Невозможно переоценить эту идею  -  Коломенский текст! Она заставила глубоко и масштабно взглянуть на  всю нашу литературную историю, от Средних веков до наших времён! И наши литераторы восприняли эту мысль о таинственной Душе города. Взять хотя бы того же Романа Славацкого, талантливейшего поэта и прозаика, который осознанно воспринимает себя именно как часть Коломенского текста. Этой идеей проникнуты и его "Коломенская трилогия" и цикл рассказов "Подземелье", и его стихи. Невозможно понять произведения этого писателя, не учитывая мистической идеи  -  Души города.
   Но кто стоял у истоков того удивительного явления, когда Коломенский текст начал восприниматься как духовный феномен? Профессор Викторович! И надо заметить, что его творческий диапазон не ограничивается одним лишь нашим городом. Он втягивает сюда и окрестности! Незаметно частью Коломенского текста стал и путь из Москвы в Коломну, и уездные сёла Воскресенское и  Кривякино /то самое Красное сельцо с роскошной загородной усадьбой Лажечниковых/. Это и дорога в Зарайск, связанная с  Коломной ещё со средних веков, и навсегда закреплённая именем Достоевского /под Зарайском расположено Даровое  -  семейная вотчина Достоевских, усадьба, которая восстанавливается героическими усилиями Викторовича и его студентов/.
   Скажем больше. В известном смысле Коломенский текст  прорастает и за границы нашего Отечества. В.А.Викторович опубликовал в альманахе "Походные записки русского офицера" со своим послесловием, включив в коломенскую хронику события Заграничного похода 1813-1814 годов.
   Любопытно, что лажечниковский след есть даже в творчестве Михаила Лермонтова! Гениальный поэт под впечатлением от "Последнего Новика" написал стихотворение от лица одного из героев романа  -  Иоганна Паткуля. Это имя вынесено даже в название произведения: "Из Паткуля". До сих пор никто не задумывался об источнике этих строк. Кому-то это покажется "мелочью". Но эта, с позволения сказать "мелочь" внесла в облик поэта важный акцент, характеризующий круг его чтения и участие в российском литературном процессе.
   Учёный снова и снова обращается к первому роману нашего славного земляка. И. кстати, его интерес не ограничивается только альманахом. Он подготовил два сборника с характерным названием "Дом Лажечникова", наладил творческие связи с литературоведами из других городов, в частности  -  из Твери, провёл Лажечниковские чтения в Коломне. Именно с его лёгкой руки статьи о нашем земляке, написанные в самых разных городах, были опубликованы в альманахе.
   Владимир Александрович обратил внимание и на такую малоизвестную страницу творчества Достоевского, как его ранние стихи. Впрочем, коломенский исследователь не ограничивался только произведениями признанных классиков. В 22-м номере нашего ежегодника опубликована его статья, посвящённая творчеству почти забытой писательницы Надежде Кохановской.
   Но венцом нашего сотрудничества стала книга, опубликованная в литературном приложении к альманаху  -  "Коломенском книгочее". Даже само название её характерно: "Коломенский текст". Объём этого произведения невелик, но значение его для коломенской литературной истории громадно! Именно поэтому В.А.Викторович отмечен ЗОЛОТЫМ ДИПЛОМОМ и денежной премией им. И.И.ЛАЖЕЧНИКОВА. Так редколлегия альманаха традиционно награждает за лучшее произведение года.
   Большие достижения свершены В.А.Викторовичем на Коломенском пути... Ждём продолжения!