Вязкая среда

Елена Де-Бовэ
Способность русского народа к большим коллективным свершениям не отрицает его ум как таковой. Просто в России он долгое время  был связан с крестьянским "миром", который являлся основной единицей большого народного мира вообще.  Поэтому в философии принято говорить о том, что русский народ "религиозный" (что совсем не обязательно).

Связанность с ОБЩИМ русского  ума выражается в приверженности его к рассуждениям не конкретным, а вообще. Он любит мыслить об универсалиях. Например, о людях вообще, о женщинах вообще, о врагах вообще. Короче говоря, он думает не столько о "велосипеде", сколько о "транспорте".

А, если уж он задумает что-то строить, то  непременно так чтобы поразить всех своим размахом и гигантоманией  (индустриализация, а, вслед за ней, тотальное ее разрушение, олимпиады за миллиарды долларов, крымский мост, зрелища с несколькими сотнями тысяч залпов салюта, а также ремонт Кремля и превращение его в золотой византийский сувенир за фантастические деньги). У русских такой гигантизм в крови.

Дело в том, что русский ум антологичен, а западный - гносеологичен. Запад идёт малыми и последовательными шагами, прощупывая своим рациональным хоботком почву на шаг вперёд.

Русский же ум ничего не думает. Он ждёт, когда ему "приспичит". Тогда он делает рывок и что-то строит.

Построив, он уходит на покой и живет до следующего "рывка".

Нельзя сказать, что в России нет умных людей. Есть. Но общая вязкая атмосфера  России глушит и тормозит русский ум. Да и не только русский.

Сколько раз иностранцы жаловались на то, что их ум глохнет в России и они "русеют".

Русские - хорошие литераторы, но как рационалисты они все-таки слабее западных. Потому что те мыслят конкретно, а русские рассуждают вообще.

К примеру, Чаадаев - сильный мыслитель западного типа, рационалист. И что же? Куда его пристроила российская власть? В "психушку". Другого места не нашлось.

А что случилось с учением Маркса в России? Его развивали, совершенствовали? Нет. Умертвили, засушили, насадили на булавку и отправили в музей. На радость врагам. А, всех, кто пытался в Коминтерне что-то развивать - назвали "ревизионистами" и упразднили сам Коминтерн, крикнул в догонку: "Марксизм - это вещь. Не тобой она поставлена и не тебе двигать".*
________
* См. историю с руководителем итальянской компании Таской, который заявил о том, что Сталин, который сам является слабым мыслителем, глушит всякую инициативу революционеров вообще, от чего движение начинает гнить. Ознакомившись в нелицеприятным мнением Таски,  Сталин распорядился, чтобы его  выгнали из рядов партии. Так в России отнеслись  к "особому мнению".
________

К уму русская среда, что народная, что элитная всегда относилась с подозрением. Думающий Человек в России всегда рассматривался как бунтовщик и потому "умниками" и "ревизионистами" всегда были забиты тюрьмы.

"Собрать все книги бы, да сжечь!" - в России, несмотря на то, что она, копируя Европу, строила университеты, это мнение являло собой кредо СРЕДЫ.

По себе знаю, что это такое. Я вошла в жизнь с активным и переполненным планами и идеями умом. Но мне сразу сказали "не надо", а после этого наглухо перекрыли все пути наверх. Сейчас это называется "катать на карусели".

Такой российская среда была всегда. Она была косной даже в годы советской индустриализации.

В России индивидуальный ум всегда должен был бороться со страшной неподвижностью среды, которую "организовывали" не только колонии неподвижных чиновников, но и сам народ, сопротивляющийся всему новому.

Почти все советские производственные фильмы - об этом. Пожалуй, самый яркий - "Открытая книга" о докторе, открывшей полезные свойства пенициллина.

А все дело в том, что "русская культура и философия не приемлют понятия 'индивид'" (А.Дугин). Отсюда и идёт, в основном, хамское и презрительное отношение в России к думающему человеку вообще и к иному мнению, в частности.

Идейный спор доходит чуть-ли не до бандитских разборок, до мата, до ругательств и проклятий.

 Неуважение к личности проявляется даже у культурных людей. Они выражаются  в публичных сомнениях в компетентности диспутанта ("Вы путаетесь в понятиях", "Учите историю" и так далее).

Общее неуважение общества к мыслящему индивиду в Росмии, к индивидуальности вообще проявляется, в том числе, когда этот несчастный пытается донести до этой среды что-то новое, непривычное и конкретное. Тогда среда, привыкшая мыслить "вообще" отвергает его и дальше держит за сумасшедшего. И побороть эти застойные воды невозможно.

Но вот именно для того, чтобы что-то сдвинулось и перевернулось в России и посылаются ей страшные испытания. И кажется, что это единственный способ сдвинуть сознание России с мёртвой точки и что-то изменить.