Пост про картошку

Владимир Бровкин 2
несколько слов о пользе Интернета

Вот скромные посты из «Одноклассниках» моего брата, живущего в селе, к которому я ездил помогать копать картошку. Привожу их полностью.
«Картошка ныне уродилась плохая. И дождей не было. А то, что и выросло — то жук колорадский под ноль сожрал. Одна надежда оставалась на отменный урожай тыквы. Но мир не без добрых людей. И тотчас люди стали нам предлагать помощь. Нет что-что, но Интернет с голоду помереть не даст. Посыпались предложения со всего нашего необъятного края. И грех непростительный был бы игнорировать человеческое участие… Первый визит нанесли мы в Комариху к Раисе и Владимиру Логовчине. Они первыми выразили нам свое сочувствие и искреннее желание помочь. И там за три песни собственного сочинения под Заволокинскую гармонь мы отоварились тремя мешками первоклассной картошки. Фото соврать этого нам не даст. Подбираем позабористей песни и новый маршрут. Рае же Логовчине, моей однокурснице по Павловскому сельхозтехникуму, низкий поклон за душевное участие и благородное сердце».

У меня и Логовчины —
На лице уже морщины…
По натуре ж я — не груб.
У меня — шикарный чуб…
И дала ты мне картошки.
Низко кланяюсь я в ножки!

Это пост второй. А первый, который собственно и стал причиной написания первого — такой:

ОСЕННЕЕ
Хоть картошки нынче нету —
Я не сяду на диету!
Тыкву я возьму, напарю.
И отъем большую харю!

Есть в них и немного грусти. И привычного для сетей эпатажа. Рассчитанных, при некоторой их грубоватости, на людей, живущих трудной и непростой жизнью.
А какая она, жизнь-то ныне сельская?
Если отрешиться от веселой и праздничной  картинки, самоотверженно и героически  рисуемой в той же районке во все, какие только возможно, цвета радуги.
Теоретики и поводыри сознания  в ящике и в сетях заходятся чуть ли не в падучей, рисуя проекты переустройства и совершенствования человеческого счастья.
А как на самом деле живет село?
Трудно. По вопросу, изложенному выше, я проехал с братом из одного края района в другой.
И проехав 100 километров пути, признаюсь — никакого процветания не заметил. Как минимум, если что и глядело на нас в нашей поездке, так это — запустение.
С городами, с теми дело как бы понятней. Там запахи какого-то производства все давным- давно выветрились, оставив только химеры туристических кластеров и разного там рода «солнечных долин», где наше счастье и оптимизм жизни будут безмерными. Но в них хотя бы вместе с объектами возрождения духовности, весело поблескивающими золотом куполов, тут и там рядом с ними тянутся порывисто и броско в небо этажи храмов торговли. С объектами впечатляющей точечной застройки, которая всякая, плохо приспосабливаясь к архитектуре, как таковой, голосит на свой лад, ни к чему не приноравливаясь, ну разве что только к карману заказчика. И заходи честной народ в любой из них — тысячи качественных  услуг тебе, и на любой вкус.
А это — деревня. С присущей ей от веку неторопливостью и как бы отрешенностью от всей той пурги несущейся с помостов, подиумов и трибун, где шустрые ребятки денно и нощно в поте лица куют бабло.
Сентябрь. Уборочная пора.
Не раньше ни позже к ней, со знанием дела к этой поре, знающими толк народного самочувствия людьми присовокупили выборы.
Несколько дней к ряду, с утра до вечера в селе планово отключают электричество.
Тоже — не раньше и не позже. А главное — вовремя!
Поехать в соседнее село Зеркалы? Не выйдет. Мост, служивший исправно многие годы именно во время этой немыслимой духоподъемности порушен. В нем кто-то, кто — пойди теперь спроси — выпилил со знанием дела металлическую его основу. И ехать в соседнее село можно только в объезд его, степью, с большим километров в пятнадцать крюком.
Вот иллюстрация, без ссылки на высокопоставленных лиц, к тому, что металлолом —  ниша приоритетная в экспорте.
Районная газета, это чаще всего раздолье фотографий с изображением того, как начальство в поте лица раздает населению почетные грамоты. Больше — ничего. Райцентр чем может в плане занятости похвастаться? Немногим. Средних размером предприятие по переработке зерновых культур, пара супермаркетов  районного масштаба (один размещен на окраине в главном корпусе бывшей «Райсельхозтехники»), женская тюрьма, облупленная до неприличия больница. Новое — отстроенный с иголочки храм. Есть мемориальная доска Колчаку на одной из частных гостиниц.
Вот Комариха, село в предгорной степи, куда мы приехали за картошкой. Был когда-то нем преуспевающий совхоз, грохнутый еще в начале 90-х годов. Внушительные остатки животноводческих корпусов, напоминают о былом благополучии хозяйства. Былом. Ибо производства нет, и каждый выживает и выплывает из омута реформ как может. 80 домов в селе брошены. Зеркальным как бы отражением положения  дел в соседнем с нашим селом Зеркалы, на другом конце района, откуда мы приехали, где картина та же самая и тоже стоят в селе не много и ни мало — 80 брошенных домов. Зацените масштаб и рекорд времени! Проехали район по диагонали. В другом его конце — та же история. Поля — половина не засеяна. Другая половина, и это в зерновом крае, подсолнух. И это все при более чем ухудшающемся качестве хлеба.
А когда-то в селе был совхоз миллионер «Новая жизнь».10 тысяч пахотных земель. В селе давно нет никакого хозяйства. Что-то было в нем поначалу фермерское, но и то давно прихлопнулось. Теперь с Угловского района какие-то фермера-варяги (свет близкий — из района на казахской границе) вроде как виды имеют земли прибрать к рукам. Но что еще не факт, что это людям, живущим в селе, даст работу и заработок.
Были мы в селе в гостях у супругов Раисы и Владимира Логовчиных, всю жизнь проживших в родном селе. Владимир с самого начала создания совхоза в 1970 году, работал в нем главным инженером хозяйства после окончания сельскохозяйственного института. Жена его, Раиса, после окончания  в начале 70-х годов Павловского сельскохозяйственного техникума работала в хозяйстве ветеринарным фельдшером. Т.е. отдала жизнь свою животноводству…
Вот она картинка, так разительно отличающаяся от веселых картинок в  нынешней районке, если и заточенной на что, то на освещение праздников, праздников и еще раз праздников.
Где в последнем ее номере есть умилительный рассказ о борьбе с безработицей в районе. Село Баталово. Хозяйства там тоже давным-давно уже нет. Долгие годы житель этого села был безработным, пока не получил от местного цетра занятости «финансовую помощь» в размере ста с небольшим тысяч. И о том, как в центре занятости ему, открывшему в селе пункт торговли (ну естественно не супермаркет) помогли участливо сотрудники этого центра составить бизнес-план.
Так вот, где-где, но в селе, однако, объекты духоподъемности  не строят. Впрочем, кроме разве что ларьков. Да и то не везде. Какая тут вам к шутам  духовность? В какое село не заедешь — всюду стоит не один десяток брошенных домов. Объекты похеренные. Где школы ныне — одна на два-три села. Рожать рожениц везут в краевой центр. Духовность теперь плавно как бы перетекла теперь в соцсети. Оставшийся народ не сеет, не пашет, живет огородами, подсобным хозяйством да молитвами и заклинаниям дежурных витиев в ящике, ведущих нас неведомо куда, но исправно тычет кнопки смартфонов и компьтеров и давит в соцсетях лайки. Была-была в родном селе моих дедов, в Зеркалах, старая чудная церковь. Но и крест с нее сняв в начале 30-х годов как бы, как ее ныне рисуют, «окаянная власть», ее тогда не порушила, а в нем долго была школа. Потом — детский садик. Церковь, в которой они венчались с нашими бабушками. Ныне ее (его) за ненадобностью разобрали. Осталась правда пережившая и революцию и ельцинские чудо-реформы чудная ограда.
Разберут, глядишь, и ее на кирпич.
Спрашивая приехавшего по делам знакомого мужика, сделавшего крюк — село-то чем занимается. Да ничем. А земля чья? А земельный вопрос, как и сто лет назад все в ней не так прост. И щекотлив. Не сразу до сути и доберешься, кто является в ней ее собственником. Если доберешься. Называет фамилию фермера, который живет в райцентре, но который деятельности на ней никакой не ведет.
Разговоры и слухи про китайцев открыто ходят туда сюда. И некоторый житель и с такой уже постановкой вопроса соглашается. Если будет работа, если будет заработок — так уж будет пусть и китаец на ней… Чем полные-то всему кранты.

Так живет село.
Что же до поста, то он за считанные дни собрал 10 тысяч просмотров. У человека, который раз в месяц, от дел отрешившись, в селе он — ветврач, садится за компьютер, выкроив полчасика времени, а текст, скроив на бегу, в делах. В отличие от других, которые в нем днюют и ночуют. И что стало неизбывной теперь приметой времени. Собрал пост про картошку не меньше просмотров, чем тот или иной зажигательный хит. Или разоблачительный ролик про коррупцию.
Тема картошки всегда русскому человеку была близка.
И нынешнее время, как видим, этому — не исключение.

http://zavtra.ru/blogs/neskol_ko_slov_o_pol_ze_interneta