Мои предки

Илья Миклашевский
Моя прапрабабушка Любовь Пантелеймоновна Афанасьева, дочь Херсонского помещика, воспитывалась в институте благородных сирот. Окончив институт она вышла замуж за Теодора Тамма, приехавшего в Россию из Саксонии. В России он занимался производством сельскохозяйственной техники; женился поздно, видимо, только когда сумел обзавестись собственным делом. Таммы жили в Елисаветграде. У них были дочь Вера и три сына: Федор, Андрей (умерший ребенком) и Евгений, ставший городским инженером и отцом будущего нобелевского лауреата физика И.Е. Тамма (учеником которого был А.Д.Сахаров). У Любови Пантелеймоновны были (вероятно, от второго брака отца) сестры Анна и Мария и брат Павел, офицер, участвовавший в Японской войне, а в I Мировую командовавший полком. О дальнейшей его судьбе мы до последнего времени ничего не знали; лишь в 2020г. в интернете появились статьи о нем; он участвовал Гражданской войне на юге России на стороне белых, умер в Вене в 1949г. в возрасте 84 лет. Овдовев, Любовь Пантелеймоновна вышла замуж за Карла Карловича Краузе, служившего инженером на заводе сельскохозяйственных машин Тамма, а позже - фабричным инспектором (чиновником, следившим за соблюдением прав рабочих). У них были сын Александр и дочь Мария, врачи; Александр Карлович умер молодым, заразившись тифом, а Мария Карловна умерла в 1968г. (ей было 87 лет) в Смеле на Украине, куда переселилась после войны из Новороссийска, вероятно, опасаясь преследований за работу в немецком госпитале во время оккупации. Последние годы Любовь Пантелеймоновна и Карл Карлович жили в Полтаве. Умерла Любовь Пантелеймоновна в Новороссийске у Марии Карловны (младшей дочери), в начале 20-х.

Дочь Теодора и Любови Таммов, моя прабабушка Вера Федоровна вышла замуж за Аркадия Лукьяновича Гара (1866-1919), служившего следователем в разных местах теперешних Азербайджана и Дагестана (Шамаха, Медвежье и др.); потом до 1905г. жили в Баку. Оттуда Аркадий Лукьянович перевелся в Воронеж, где перешел из прокуроров в судьи (как бы повышение, но без возможности карьерного роста) - потому что не хотел участвовать в столыпинских смертных казнях. После 1905г., когда это разрешили чиновникам, Аркадий Лукьянович стал выписывать газету на украинском языке, видимо, считал себя украинцем. Умер он в Воронеже в 19г. в должности писаря. Вера Федоровна переехала с сыном в Москву, жила у моей бабушки и умерла в 42г. У А.Л. и В.Ф. Гаров было трое детей: моя бабушка Мария Аркадьевна (1893-1986), Людмила Аркадьевна (1900-1970), работавшая медсестрой, в конце жизни она жила в Смеле с тетей Марусей), Константтин Аркадьевич (1910-1986) - химик с сельскохозяйственным уклоном, прошедший войну младшим офицером; у него была дочь Татьяна (1939-2020) и, от второго брака, сын Вячеслав.

Отец Аркадия Лукьяновича Лукьян Михайлович Гар был офицером, выслужившим дворянство (у нас сохранилась его характеристика с места службы на Кавказе именно в связи с представлением к получению дворянства). Бабушка говорила, что фамилия Гар скандинавского происхождения, предки пришли в Россию при Петре. Но мамина троюродная сестра Ольга Иммануиловна Гар говорила, что отец Лукьяна Михайловича был пленным наполеоновским солдатом. В интернете есть упоминания, что он был офицером прусской армии (входившей в наполеоновскую Grand armee), а потом получил русское дворянство, служа на Кавказе; кажется, он и его жена замерзли в пургу в 30х годах. Лукьян Михайлович женился на Софье Моисеевне Миргородской - дочери помещика, вероятно, Александровского уезда Екатеринославской губернии (Аркадий Лукьянович ездил в гости в имение к двоюродному брату охотиться, но Вера Федоровна с ним не ездила, говоря, что не хочет играть роль бедной родственницы). У Лукьяна Михайловича было пять сыновей (Евгений и Егор - врачи, Иван и Аркадий - юристы) и дочь; Евгений и Егор сменили отчество на Лукич после ссоры с отцом, произошедшей из-за женитьбы Евгения на еврейке.

Моя бабушка Мария Аркадьевна родилась 12.12.1893 (нового стиля), гимназию закончила в Воронеже в 1912г. и поступила на Высшие женские курсы в Москве на исторический факультет. В 1916г. она вышла замуж за Вадима Васильевича Смушкова, друга И.Е. Тамма. Отец ее был против, потому что Вадим Васильевич был сыном учителя - слишком низкое звание. В феврале 1917г. родилась моя тетя - Вера Вадимовна (окончив Тимирязевскую академию и защитив диссертацию, жила во Львове, потом в Волгограде; умерла в Калуге в 2001г.). Бабушка не закончила курсы - сперва из-за рождения дочери, потом из-за революции. Она стала работать в Наркомпроссе, ее начальницей была Крупская; позже была редактором журнала "Красный библиотекарь". В 1921г. родилась вторая дочь Татьяна, умерла в 1957г. от туберкулеза. В 1923г. бабушка разошлась с Вадимом Васильевичем, но у них сохранялись добрые отношения. Он впоследствии был профессором в Плехановском институте, автором многих учебников (в т.ч., между прочим, букваря для ликбеза, и слово "ликбез" ввел в употребление, кажется, именно он); женился, и имел сына Игоря (1929-1979), физика, жившего в Харькове. Когда Вадима Васильевича арестовали, его жену Анну Абрамовну сослали в Салехард; в 43г. она бежала из ссылки в Семипалатинск, где в эвакуации находился с родственниками сын; власти что-то заподозрили, допрашивали сына, что мать делала в Салехарде, но он не раскололся: "С любовником уехала", - и в военной неразберихе сошло, а вскоре они перебрались в Дербент, затем в Харьков. В конце 80-х дети дяди Игоря уехали в Америку, Анна Абрамовна осталась одна; умерла в 1992г.; мы успели ей сообщить, что фотография Вадима Васильевича появилась в "Вечерней Москве" в расстрельных списках - оказалось, его расстреляли в январе 37г. (до этого была справка, что он умер в лагере в 42г., но бабушка не верила, говорила, что он не мог бы выдержать 5 лет в лагере - у него было слабое сердце, да и плохой характер, так что его раньше бы пристрелил какой-нибудь охранник). Между прочим, незадолго до ареста в конце 36г. его восстановили в партии (откуда ранее исключили как троцкиста).

В 1924г. бабушка вышла замуж за Ефима Ильича Рубинштейна, тоже сына учителей (но всю жизнь продолжала носить фамилию Смушкова). До развода бабушка с семьей жила в Метрополе, называвшемся тогда Вторым Домом Советов; с 28г. - в кооперативном доме в конце Остоженки, где и я жил в детстве. Ефим Ильич был вдовцом, у него был от брака с Кларой Абрамовной (урожд. Долгиной) сын Абрам (1919-2011), проживший всю жизнь на Урале (в 37г. его не приняли в московский горный институт, потому что отец сидел, и посоветовали поступить в Свердловск). У дяди Абрама было 5 дочерей (старшая умерла младенцем во время войны) и пасынок, тоже ставший шахтером и живший в Донецке. У Ефима Ильича и Марии Аркадьевны было еще две дочери - моя мама Надежда (1925-2019), преподававшая математику в МАИ в 1960-80г., а до того в школе, и ее сестра Любовь (1931-2015), проработавшая полвека в Ленинской библиотеке.

В 36г. дедушку посадили на 5 лет, он успел выйти до начала войны и говорил, что ему в жизни очень много везло: рано посадили, так что дали не 10 лет, а 5 и не пытали, а главное, срок закончился до войны, так что его выпустили - во время войны обычно уже не выпускали (другое везение: в детстве он неудачно сломал руку, так что его не взяли в армию ни в I, ни во II Мировые войны). В лагере он был в Княж-Погосте, потом в Воже-Еле (Коми). Бабушку с детьми в 37г. сослали в Бродокалмак Челябинской области. Первый год ее то брали на работу, то увольняли, прабабушка в Москве продавала вещи посылала деньги. Но в 38г. взяли в школу учительницей немецкого языка (оформляя в РОНО, целый час ругали врагом народа), и она проработала учительницей до 47г. Дедушка с 41г. работал учителем физики. В 47г. разрешили переехать поближе к Москве, в Кондрово (Калужская обл.); там они преподавали, но в 49г. их уволили, бабушка стала работать продавщицей, а дедушку снова арестовали и сослали в Красноярский край, бабушка поехала туда за ним - это в 51г. Там дедушка работал бухгалтером, а с 54г. преподавал в школе математику; бабушка недолго работала в библиотеке, но ее уволили. Летом 56г. они вернулись в Москву; бабушке дали персональную пенсию (дедушке не дали, потому что он не был старым большевиком, а был старым меньшевиком). После возвращения дедушка продолжил работать в Книжной палате (не уверен, что получал за это деньги). Умер от инсульта в 69г. Бабушка работала в Народном контроле (это точно без денег). Умерла в 1986г.

Один дед моего деда был кузнецом, кажется, в Столбцах Минской губернии, фамилия, кажется, Розовский; другой - Нехемий (Хаим) Шевелевич Гершенгорн, раввин в Кореце Волынской губернии, От первого брака с Этель Рабинович имел три сына (Исидор, Арон, Борис) и дочь Мину (моя прабабушка). Сын кузнеца Илья Яковлевич в отрочестве бежал из дома, потому что хотел учиться. Фамилию Рубинштейн он взял от приютившего его человека. Илья Яковлевич и его жена Мина Нехемьевна были учителями в Виннице с 1887г. до самой революции. Умерла Мина Нехемьевна в 1952г., ей было 87 лет; жила на улице Горького с дочерью Татьяной (Этелью), умершей немного раньше. А Илья Яковлевич умер в 1923 году. У нас сохранилась справка, что он работал учителем, с резолюцией: в пенсии отказать. Кроме дедушки и тети Туни (Этели) у них были рано умершие сыновья Яков и Иосиф и дочь Евгения (1899-1970), имевшая мужа Эдуарда Генриховича Цельмина и дочь Яну (1922-1988); во время Гражданской войны Евгения Ильинична работала в большевицком подполье, сидела в польской тюрьме; с 38г. работала в Институте истории АН СССР. Вдова Якова Ильича Рубинштейна Белла Борисовна была военврачом во время войны 41-45г.; в 79г. с семьей сына Эрика (физика, тоже фронтовика, потерявшего на войне руку) эмигрировала в США, где дожила до 102 лет.

Мой дед Ефим (Хаим) Ильич Рубинштейн родился в 1892г. Чтобы выехать за пределы черты оседлости, он закончил курсы зубных техников. Поступил в московское Высшее техническое училище (будущее Бауманское), пройдя жеребьевку среди золотых медалистов - квота для евреев была такова, что поступали только золотые медалисты, и то не все. Но учился он недолго, был сослан на Печору, где принимал участие в экспедиции Кулика. Внучка дяди Абрама Мадлен Пильц в начале 2000-х сняла об этом документальный фильм для немецкого телевидения. В связи с трехсотлетием Дома Романовых срок ссылки был сокращен на треть, и дедушка вернулся в Москву перед революцией. Был комиссаром Временного правительства, кажется, в Лефортовском районе Москвы. Впоследствии ему предлагали печатно отречься от меньшевизма и вступить в ВКП(б), но он не стал это делать. А в 12г. он подавал прошение о переходе в языческое вероисповедание - чтобы освободиться от действия черты оседлости; но ему ответили, что переходить можно только из низшей религии в высшую (язычество ниже иудаизма, иудаизм ниже ислама, ислам ниже христианства, а из христианских конфессий высшая - православие); но в высшую религию переходить он не стал.

Мои родители познакомились в поселке Рейд на Тасее в Красноярском крае, где отец отбывал ссылку после лагеря в Архангельске и на Новой Земле, а мама навещала своих ссыльных родителей. Так и остался отец в России, когда в конце 54г. его освободили.

По преданию Миклашевские происходят от венгра Миклаша, прибывшего в Польшу в свите Стефана Батория. Стефан Баторий подарил ему имение под Львовом, там и сейчас есть село Миклашев (14км от Львова, Пустомытовский район). Мой прадед Юзеф Миклашевский (1856-1924), несмотря на то, что был дворянином, стал столяром-краснодеревщиком; имел звание поставщика двора Франца Иосифа. Его брат был юристом и уехал в Петербург. Мой прадед почему-то стал писать свою фамилию через л твердое. Женат был на Марии Когут из Янова под Львовом. Кроме моего деда у них был сын Владислав, ставший инвалидом польско-советской войны и, по-видимому, расстрелянный немцами во время II Мировой вместе с другими обитателями пансионата для польских военных инвалидов в Скерневице; и дочь Мария, музыкант, рано умершая.

Мой дед Ян Миклашевский с 1915г. служил в австрийской армии, был на итальянском фронте. Он был инженером, специалистом по мостам и туннелям. Моя бабушка Сабина Миклашевская была дочерью богатых крестьян Францишка и Марианны Мазуреков из села Фирлей под Люблином; она работала машинисткой в штабе и вышла замуж за офицера - моего деда. У нее была старшая сестра Полина, имевшая сына тоже Романа. Францишек Мазурек был одним из последних николаевских солдат, служивших 25 лет; по преданию, когда его забирали в армию, у соседей крестили дочь, и в шутку кто-то сказал: вернешься - будет тебе невеста; так и получилось.

Мой отец родился во Львове в 1929г., в 33г. семья переехала в Краков, потом в Вильнюс. У отца была старшая сестра Янина, умершая в 38г. Когда началась II Мировая война, дед ушел на фронт, попал в советский плен, потом в армию Андерса, воевал на Ближнем востоке (он профессионально рисовал, сохранились картины Египта). После войны он некоторое время жил в Англии, когда стало возможно, вернулся в Польшу. Последние годы дедушка и бабушка жили в Ольштыне. Дедушка умер от инфаркта в 1962г., бабушка в 1985г. Отец умер в декабре 1999г. Просил написать на могиле: _Роман Иванович Миклашевский, солдат Армии Краевой, узник Гулага, почетный строитель города Москвы_.