Переполох в Мусине, часть 13

Ольга Верещагина
Глава 13

Как только за Любкой закрылась дверь, мы стали осматриваться, насколько это было возможно.  Под черным потолком висел на специальном крючке  большой керосиновый  фонарь – лампа.  Света он давал немного, во все можно было разглядеть. Вдоль копченых стен стояли чисто выскобленные лавки.  Они были сделаны из грубых, на первый взгляд, деревянных плах, длинной, примерно по 2 метра,  приятно пахли хвоей и поблескивали  тусклым отсветом, падающим из маленького окошка под самым потолком предбанника.  В углу стояла вешалка, сделанная из большущей коряги, в
 ствол и ветки которой, были вбиты трехгранные гвозди – шпигри,  с большой плоской головкой, служившей  вешалкой для одежды. Эта вешалка придавала особенный  сказочный и странный вид помещению  предбанника. Стены бани были сделаны из самодельных кирпичей,  обмазанных глиной. В стене, вместо полочек были оставлены печурки, куда можно было положить мелкие вещи и банные принадлежности. Поскольку баня топилась по черному, т.е.  дым  от печки выходил через дверь в предбаннике,  все стены и потолок были закопченные. Их наверно, никогда не мыли, а лавки постоянно смывали и скоблили перед помывкой.  Вот и сейчас, когда мы стояли и осматривались, лавки, поблескивали своей текстурой  дерева, приглашая присесть, расслабиться,  снять одежду и приготовиться к таинству очистительных процедур.


Ленусик и Марина стояли в нерешительности.


- А может, ну ее, эту баню. Еще неизвестно кто здесь мылся…. Да и испачкаемся больше чем, помоемся. А шампуня нет, голову не промоем … - заканючила Ленусик.


- Нет, пришли, так пришли. Люди старались, да и где ты еще попробуешь такое удовольствие помыться и попариться в такой бане.  Я сейчас разденусь и пойду… . Да, ты не боись, дорогуша, зараза к заразе не пристает, а баня она по черному топится, всю инфекцию дымом и огнем убивает… - заёрничала, от волнения, Марина.


- Да, здорово  тут….  Раз потчуют, значит,  дело стоящее. Я уже пошла…  -  сказала я, и стала раздеваться.


Долго пререкаться не хотелось. Я устала, озябла, мне, так хотелось в тепло и окатиться горяченькой  водичкой со щелоком, что я не стала ждать, когда мои подруги по несчастью решаться быть или не быть….  Мыться или грязными домой ехать.


Пока мы рассуждали, в предбанник наполнялся душистым парком. Тело начинало немного потеть и просило  почесаться…. Я сняла одежду и голым телом присела на лавку. Лавка была прохладная и гладкая, и очень приятная на ощупь.  Парок нежно и приятно обволакивал мое тело.  Голова становилась тяжелой, и так захотелось облиться тепленькой водичкой и улечься на полке, греться.  Истома, предвкушения блаженства,  иначе и не назвать это ощущение. Ждать никого я не стала, взяла деревянную шайку,  лыковую мочалку, любовно запаренную кем - то, для того, чтобы мочало, стало мягким и не поранило тело,  и,  пригибаясь, чтобы не испачкаться сажей с низкого потолка,  вошла в баню.


Меня сразу, сходу обдало влажным  и ароматным паром. Захотелось присесть, но лавочек не было. В дальнем углу стоял большой полок, сделанный из деревянных плах, но он был поднят высоковато, рядом с ним стояла, приколоченная  к нему, деревянная  лесенка,  чтобы удобно можно было на полок  взобраться.  Рядом с полком я увидела стоящую на камнях, огромную деревянную  бочку, с холодной водой, на ней висел большой кованный,  медный ковш, а  рядом на пеньке стояла шайка  с ручкой, похожая на деревянное ведро, с  готовым  щелоком.

 
Когда глаза к полутьме привыкли, то я увидела, что помещение бани довольно просторное. В самом центре  помещения находился,  сложенный из крупных,  больших камней,  круглый очаг. В центре очага на кованых  ногах  громоздился, ведер на сорок,  железный котел с горячей водой,  сбоку которого был выведен большой  самоварный кран, для того, чтобы сливать горячую воду. Пол в бане был выложен полированными и гладкими камнями, и устлан душистым мелким сеном. Аромат был неописуемым. Голову кружило от пара и тепла исходящего от горячих камней и сена. Захотелось окатиться  теплой водой и  просто упасть на пол в сено. Я налила воды в деревянную шайку,  добавила щелоку, немного помылила воду и стала лыковой мочалкой  мыть себя.  Потом еще раз налила воды и скатилась ею. Какое это удовольствие, просто лежать в сене на горячем полу в бане, поливать себя живой водой из ключа и блаженствовать. Это нужно понять, принять и прочувствовать, поскольку, у каждого народа есть свой уклад и обычаи, которые нужно знать и постараться принять и понять,  что они создавались веками им во благо, и только тогда,  ты гордо,  сможешь сказать, что ты там был и постарался представить, как это здорово.


Пока я блаженствовала, в баню вошли  Ленусик с Мариной.


Лнеусик скептически оглядела мое голое тело, лежащее раскинувшись  на полу в сене, и спросила меня:


- Ну и что здесь хорошего? Сено, то колется. На полу холодно? Или тебе стало плохо?


- Нет, наоборот, мне несказанно хорошо. Вот если бы ты меня еще и веничком похлестала, вообще было бы классно. Давай иди ко мне и ложись рядом.

 
 -  Вот еще, я не буду валяться на полу. Я пойду на полок, полежу – сложила трубочкой свои губки  и пропела Ленусик.


Правда долго она там не пролежала. Мы с Мариной поддали парку,  и она кубарем  скатилась к нам на пол.


Мы с Мариной блаженствовали и грели на камнях  свои косточки, когда в баню вошла  Любка.


Любка была в белой льняной сорочке и очень удивилась, увидев нас голыми.


- Да вы что, совсем то разделись?  У нас моются в специальных сорочках. Баня то обчественная. Мужики могут зайтить.  Да ладно. Сёдня никто не зайдеть. Все знают, что городские сегодня моются. Я чё пришла. Веники принесла. Запарила. Давайте вас обслужу, а то, поди  ж, не умеете сами то – говорила Любка, торопливо встряхивая веники, готовясь ими нас похлестать.


-  Кто первый? Залазь на полок – коротко скомандовала она.


Меня долго уговаривать не пришлось. Я очень люблю баню, но по - настоящему веником так и не пользовалась, все недосуг было, а здесь решилась все испробовать….


Какое это блаженство. Любка залезла на полок. Встала на коленки и давай меня мять и хлестать веником. Окатит прохладной водой, выждет, а потом веник макнет в кипяток и по всему телу с растяжкой…. 


После веника я еле слезла на пол. Растянулась на сене,  и двинуться не могла, а Любка схватила шайку, налила прохладной  родниковой водички и всю обрушила на меня и еще раз.  И еще…. Тело воспряло,  стало прохладным и гладким. Душа воспарила от удовольствия.


- Ну, как? Хорошо ли? – спросила она меня, заглядывая в мои глаза.


- Хорошоооо… - только и смогла ответить я.


- Ну, это еще не все  - хорошо, вот коли б тут ужо  еще и мужика да под  бочек, вот  это б было хорошоооо… - сыронизировала Любка.


- Ну, это был бы полный релакс…. – засмеялась Ленусик.


- Ну, кто следуший? Залазь -  скомандовала Любка.


Пока Любка с любовью и нежность хлестала сначала Ленусика, а потом Марину, я просто лежала на горячих камнях и пыталась  прочувствовать ту атмосферу бытия здешних жителей. Мне, казалось, что сама жизнь и быт в этой глухой деревни  тяжел и невыносим, а на самом деле, все, так сложилось, что другого ничего и не надо. Все есть. Во всем порядок. Жизнь налажена, да и зачем им телевизоры и другие дары цивилизации, когда здесь все выстроено для человека и жизнь неспешная, с Богом и природой  согласованная,  веками примеренная.


Пока я размышляла, Любка всех вениками попотчевала,  сама окатилась холодной водой и сказала:


- Ну, всё, хватит,   хорошего,  по - немногу,   скоро ваши мужики придут, пора и честь знать.   Айда,  выходим. Одеваемся.  Васёна,  там стол уже накрыла для чаю. Самовар  скипел,  поди. А вечером,  обчественный стол будеть,  с пирогами.  Вы нам споете, мы вам, вот и поладим.


 Я вышла в предбанник. Силы стоять не было. Я села на прохладную деревянную  лавку. Ощущение было неописуемое. Сложилось впечатление, что гладкое прохладное дерево впитывает  весь жар из тела, а заодно и все  хвори. Тело потихоньку остывало,  и напитывалось запахом  нагретого дерева и сосновой смолой.


Любка вышла из бани и раздала нам холщевые льняные  белые с кружевом рубашки.
Рубашка была свободная и прохладная. Она впитала всю оставшуюся влагу и немного  облепила тело. Было очень приятное ощущение чистоты и радости.


Только мы надели рубашки, как дверь предбанника резко отворилась и, в клубах холодного пара, в предбанник ввалился дед  Макей.


-  Ух ты, как тут у вас жарко. Нагрели вы, бабоньки,  баню. Хорошо. Счас,  мужики идуть. А я передом прибег, предупредить – снимая фуфайку и ушанку, неспешно говорил  дед Макей.


- Ну, чего раздегаешься. Погодь, видишь,  еще не собраны.  Лешак, чего приперся, видишь,  стесняются… -  оборвала его речь Любка.


- А че,  стеснятся то? Не голые же. А и так глянуть приятно. Все видать и все понятно, чё, мне на тебя,  старая,  глядеть,  дай хочь на молодок погляжу, може,  кого и сосватаю. А то наощюпь не понять, а тут все,  как на витрине,  видно. Что и где и как….- хохотнул  дед  Макей, подмигивая мне.


-  Ишь, раздухарился  ты Макей,  как же тебя разобрало, и впрямь, жениться собрался. А что, можно, коли желанье есть… .  Не грех – парировала ему Любка.


Пока Любка с Макеем разговаривали, мы оделись  и вышли  из бани.


 Обратная дорога всегда короче. Лес уже не казался пугающим. Найда присмирела, успокоилась и плелась следом.


Придя в дом Любки, мы от души напились чаю с малиной и медом.  Ловко взобрались и  улеглись  на полатях отдохнуть, в ожидании вечера.

Продолжение следует...