Русский характер и русская история в живописи

Виктор Санин
Всем, кто хочет лучше понять русскую душу, надо не Достоевского читать, а зайти в Третьяковскую галерею и внимательно посмотреть картины Сурикова. Русский характер и история очень хорошо отражаются в его живописных полотнах. Причем характер представлен просто, наглядно, а потому и очень доходчиво. Русские… они такие. Чуть что и за борт. Не церемонясь. Хоть Муму, хоть персидскую княжну какую-нибудь… И на возможные увещевания нередок аргумент-вопрос: «А по сопатке?»
Суриков? Это который?

Суриков – художник единственный. Он номер один. Неповторимый, самобытный, гениальный, признанный при жизни и почитаемый поныне, хотя после смерти живописца прошло больше ста лет. Кроме него можно вспомнить всего несколько русских художников, чей талант и творческое наследие имели бы такое значение для всей нашей культуры.

Хорошо москвичам, жителям Санкт-Петербурга и землякам – красноярцам. В этих городах в музеях, посвященных творчеству Василия Ивановича представлены если не подлинники, то авторские копии прекрасных произведений. И если выпадет такая возможность, то, находясь в Москве, надо непременно посетить Третьяковскую галерею. Здесь собраны лучшие полотна. По ним можно понять душу Сурикова, и – заодно – русскую.

                Бунтари в рамках

Что там понимать? - хмыкнет кто-нибудь. И напрасно. Надо попробовать, глядишь, лучше себя будешь знать. Кстати, сегодня по галерее можно пройтись виртуально. Разумеется, постигать красоту в мобильнике, это как нюхать розы в противогазе. Ну, хоть так! Есть возможность увидеть произведения, посвященные реальным событиям нашей Родины. Событиям кровавым и страшным, разрушительным, но и созидательным, удивительным и поучительным.

Например, картина «Степан Разин». Все слышали о восстании Стеньки Разина. В том бунте, как в капле росы отражается наше мироощущение. Терпим-терпим, да и вскипим. А вскипев, выплеснем все, что наболело. И тогда… гуляй, рванина! Берегись, прав и виноват. Добьемся равенства…
Живописное полотно – не сериал, даже не одна серия. Невозможно в рамках одной рамы рассказать, что творил вольный народец на Волге в те времена.
А тут на первый взгляд ничего особенного. На головном струге сидит хмурый Разин. Он разбил на Каспии флотилию персидского шаха. Перед глазами атамана печалится-тоскует пленный перс. По поводу сюжета кто-то спросил художника, почему он не взял за основу всем известный по песне эпизод: «И за борт ее бросает в набежавшую волну…»? Суриков пошутил, что княжна тоже изображена. Только она уже глубоко. От нее круги по воде идут. Перспектива такая, что всякий загорюет!
Справедливости ради все-таки скажем, что круги расходятся от ударов веслом по воде.

Но каков сам герой!
Поднятые весла за его спиной – как крылья. Такими украшали себя польские шляхтичи. Орла напоминает нам и сам атаман. Струг величаво плывет по широкой Волге, «добрыми молодцами изусаженный». И движение струга, как движение самой русской истории, завораживает зрителя.

Художник задумал картину, когда работал над «Боярыней Морозовой». А закончил только через двадцать лет в 1907 году. Говорят, он трудился даже тогда, когда «Степан Разин» был выставлена на передвижной выставке. С раннего утра взбирался на лесенку и переписывал фигуру атамана. Размеры холста поражают, андроид или компьютер не даст реального представления.

Для создания этой эпической картины в мастерской были отличные условия. Иначе было с «Боярыней Морозовой». Её художник писал в тесноте. Но об этом немного позже. Грандиозное полотно отражает тему бунта, неповиновения и протеста. Требование свободы духа. Таков Разин. Старообрядцы такие. Их Суриков хорошо знал по детским воспоминаниям.

И еще о неповиновении. Хронологически «Утро стрелецкой казни» было первой большой исторической картиной молодого мастера. Совпало, что открытие девятой выставки Товарищества передвижных художественных выставок должно было состояться 1 марта 1881 года. Этот день вошел в российскую летопись как один из самых трагических. Бомба народовольцев унесла жизнь императора Александра II. Царь-реформатор, царь-освободитель, и… так «отблагодарили»!

Но завершились траурные дни, любители искусства встретились с истинными шедеврами. Корифеи: Репин, Васнецов, Саврасов и Шишкин, а рядом посетители увидели произведение молодого и пока мало кому известного живописца Василия Сурикова. Так состоялось открытие. «Появление его в художественном мире … было ошеломляюще, - вспоминала дочь П.М. Третьякова, - никто не начинал так. Он не раскачивался, не примеривался, и как гром грянул этим произведением». Так «Утро стрелецкой казни» нечаянно соединило трагедию России прошлого и нынешнего дня.
Полотно, еще до открытия выставки приобретенное П.М. Третьяковым обрело свое постоянное место в самом значительном в России собрании национальной живописи – в галерее Третьякова.

Рассмотрим, что изобразил живописец. Мы видим противопоставление стрельцов, которым симпатизирует народ и Петра I со свитой. Петр неумолим и грозен. Он уверен в своей правоте. Сам Суриков понимал прогрессивность петровской политики, но в то же время художник не мог не сочувствовать народу.
Еще до открытия выставки Репин писал Третьякову: «Картина Сурикова делает впечатление неотразимое, глубокое на всех. Все в один голос высказали готовность дать ей самое лучшее место; у всех написано на лицах, что она – наша гордость на этой выставке… Сегодня она уже в раме и окончательно поставлена… Какая перспектива, как далеко ушел Петр! Могучая картина!»
Сокрушительно-грозной стихийной силе нашего народа, но и силе веселой посвятил живописец «Взятие снежного городка». Казалось бы, один и тот же народ. Но возле стрельцов у него настроение одно, Морозову он провожает с другим, а на «Взятии» этот народ сейчас сказали бы "оттягивается", но я такого слова не знаю, попробуем помягче. Дурачится?

                Несгибаемые и несломимые

Народную мощь и мужество прославляет одна из лучших исторических картин Сурикова «Покорение Сибири Ермаком». На ней художник изобразил битву казаков, возглавляемых Ермаком, с Кучумом. Русское войско кажется монолитным и сплоченным, в рядах противника — смятение и разрозненность. Художник говорил, что композиция картины была им продумана и решена до того, как он ознакомился с летописным изложением события. «А я ведь летописи не читал. Она (картина) сама мне так представилась: две стихии встречаются. А когда я, потом уж, Кунгурскую летопись начал читать вижу, совсем, как у меня. Совсем похоже».

Мощь, характер, выносливость русских людей воплощены в «Покорении». «Две стихии встречаются» - эти слова автора точно отражают происходящее. В грандиозной сцене битвы народ предстает во всем величии своего подвига. Движение войска направляет легендарный Ермак; его фигура сразу выделяется и в то же время она не отделима от казаков. Цельность, сплоченность - отличительная черта казацкого войска.
За «Покорение Сибири Ермаком» Суриков был избран академиком живописи. Оригинал хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге, но еще в год создания полотна, художник сделал уменьшенную копию. Её сегодня можно увидеть в Третьяковской галерее.

Интересно рифмуется с картиной другая. В ней тоже воспет подвиг русского народа. «Переход Суворова через Альпы в 1799» создан баталистом через сто лет после события. Экспонировался «Переход» на Двадцать седьмой передвижной выставке в год столетнего юбилея Альпийской эпопеи. К этому времени Александр III уже сказал слова, которые стали крылатыми: «Во всём мире у нас только два верных союзника – наша армия и флот. Все остальные при первой возможности сами ополчатся на нас».
Царь-миротворец был уверен, что вмешиваться в жизнь Европы и искать там союзников России ни к чему. При этом владения империи серьёзно расширил, границы укрепил, армия выросла и увеличила мощь. Мир достигался дипломатическими методами, заключавшимися не в безвольных уступках, а в непоколебимой твёрдости, уверенности и справедливости.

В «Покорении Сибири Ермаком» и «Переходе Суворова через Альпы» художник восхищается мужеством и выносливостью русских людей. «Переход» естественно, продолжает тему их воинского героизма, начатую в «Покорении Сибири».
Художник говорил: «Главное в картине – движение, храбрость беззаветная…». Пейзаж суров: уходят ввысь вершины гор, окутанные пеленой облаков, то темные, то сверкающие холодным голубоватым блеском. Зритель остро ощущает трудности перехода, чувствует значительность подвига суворовских чудо-богатырей.
«Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин» и другие... Коллега по цеху М.В. Нестеров писал: «Суриков поведал страшные были минувшего, представил человечеству в своих образах героическую душу своего народа».

                Сильные люди в экстремальных условиях

Народ сильный и смелый, умный и одаренный, добрый и душевный, по-христиански смиренный. Он же и бунтарский, волевой, разный. Однако конфликты с властью бывают не только у народа. Сама власть тоже неоднородна. Меняются правители, и настроения наверху тоже меняются. Вслед за другими живописцами, которые обращались к трагическим событиям далекого прошлого, Суриков посвящает картину «Меншиков в Березове» судьбе выдающейся личности.

Вот как описывают ее искусствоведы: «Низкая изба, освещенная неярким светом свечи, крохотное слюдяное оконце покрыто причудливыми морозными узорами. Огромной фигуре Меншикова тесно под этими низкими потолками, в этой избенке. Этому сильному и властному человеку привычны иные масштабы жизни. С Меншиковым трое его детей. Все они должны были стать вершителями честолюбивых замыслов отца. Должны были...» «…Младшая дочь Александра читает Евангелие, но похоже, что ее никто не слышит. Каждый думает о своем. Тягостные мысли одолевают Меншикова, отрешенным взглядом он смотрит в пустоту. Рядом с ним сидит старшая дочь Мария, которая когда-то была нареченной Петра II (моделью для ее образа послужила жена художника). Глаза этой хрупкой, красивой девушки полны глубокой печали. Символична черная, похожая на траур, шубка, в которую закутана Мария. Как и ее отец, Мария никогда не вернется на родину и умрет в Сибири…» Младшим детям повезет. Они возвратятся в столицу.

Казалось бы, пустяк, частная драма, мелкий исторический эпизод. Попал в опалу фаворит Петра Великого. С кем не бывает… Где здесь трагедия? Живы, здоровы, в тепле, все вместе… Лишен имущества? Так он и начинал в нищете. Можно начать сначала. Смысл трагедии Меншикова в вынужденном бездействии. Сильный, волевой человек лишен возможности реализовать свой потенциал.

Тяжелая душевная драма читается на лице «Алексашки». При Петре выходец из семьи придворного конюха достиг вершины власти в России. Был вершителем петровских преобразований. Благодаря незаурядной одаренности и поразительной энергии стал «полудержавным властелином» и ближайшим помощником Петра Великого. А теперь он отправлен в ссылку, ибо не пришелся ко двору нового монарха. Такова судьба многих прошлых и нынешних «царедворцев». И «внизу» не сладко, а «сверху», если не удержишься, падать высоко…

Таковы персонажи Сурикова. Судьбоносные события и частные эпизоды, эпохальные перемены через личные драмы, яркие характеры в игре и в забаве, и в каждом творении кроется мысль, идея, проблема.

                И немного личного

Род Суриковых происходил из донского казачества, которое отправилось покорять Сибирь вместе с Ермаком в 1622 году, и так и осело на бескрайних просторах. Максимилиан Волошин, описывая его внешность, подчеркивал казацкие его черты: «В наружности простой, народной, но не крестьянской, чувствовалась закалка крепкая, крутая: скован он был по-северному, по-казацки».
«Этот кряжистый, насквозь русский человек, – вспоминал о Василии Ивановиче А.Я. Головин, – был так же монументален и величав в своем характере, как величава его глубоко содержательная и поучительная живопись».

Интересно, что создавались эти картины в условиях далеких от идеальных. Илья Ефимович Репин вспоминал: «С Суриковым мне всегда было интересно и весело. Он горячо любил искусство, вечно горел им, и этот огонь грел… холодную квартирушку, и пустые его комнаты, в которых бывало: сундук, два сломанных стула, вечно с продырявленными соломенными местами для сидения, и валяющаяся на полу палитра, маленькая, весьма скупо замаранная масляными красочками, тут же валявшимися в тощих тюбиках. Нельзя было поверить, что в этой бедной квартирке писались такие глубокие по полноте замыслов картины, с таким богатым колоритом».

Очевидцы утверждали, что пространство снимаемых им квартир было настолько мало, что большие полотна «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Меншиков в Березове» художник писал чуть ли не под кроватью - частями, скатывая записанный холст в рулон. Только в конце 1890-х годов ему предоставили мастерскую в залах Исторического музея, где были написаны «Взятие снежного городка», «Покорение Сибири Ермаком», «Степан Разин» и «Переход Суворова через Альпы». Так творил Художник - Патриот.

Как он стал таким? С детства Василий восхищался величественной природой Сибири. Он говорил: «Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь с детства; она же дала мне дух, и силу, и здоровье».
Подобно другому великому россиянину он приехал в столицу учиться с обозом, на перекладных. И начинал не мальчиком, а двадцатилетним молодым человеком. И так же экстерном прошел азы. В Академию, несмотря на ходатайство губернатора, сибиряка взяли не сразу - ему пришлось немного поучиться в Обществе поощрения художеств, где он «набивал» руку, рисуя гипсовые слепки, только после этого он был зачислен в Академию вольнослушателем. С отправкой молодого человека на учебу связана такая легенда. Василий, который работал в канцелярии, на одной из бумаг нарисовал муху, а столоначальник, решив пошутить, подложил ее на стол губернатору П.Н. Замятину. Последний, заметив насекомое, начал безуспешно смахивать его со стола. Наконец догадался, что муха нарисованная, и, вызвав столоначальника, поинтересовался, кто автор столь замечательного творения. Вскоре Сурикову велели прийти к губернатору с другими рисунками. Замятин увидел несомненный талант юноши и походатайствовал о его обучении в Петербургской академии художеств.

Полноправным учеником Академии Василий стал уже в августе 1870 года, пройдя программу трёхлетнего обучения самостоятельно. Правда, в отличие от Ломоносова, мать его поддерживала. В зрелом возрасте он вспоминал: «Очень я по искусству тосковал. Мать какая у меня была: видит, что я плачу – горел я тогда, – так решили, что я пойду пешком в Петербург». Пешком не пришлось, помимо Замятина, рядом был щедрой души человек – золотопромышленник П.И. Кузнецов, который оказал молодому таланту поддержку на первых порах.

Суриков преодолел все препятствия. Кто и что, помимо добрых людей и случая, помогло ему? Ответ на поверхности – Вера. Вера в собственные силы и талант. И вера в Господа. Первые картины, еще в Академии были посвящены библейским сюжетам. Студентом много писал и главным образом на библейские темы, за свои произведения неоднократно получал медали, золотые и серебряные, денежные премии. В 1875 году Василий Суриков завершил обучение в академии. За свою программную картину «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста» он получил звание классного художника 1 степени. Таков старт.

Финишное творение мастера тоже посвящено Вере. Последняя большая картина «Посещение царевной женского монастыря» написана в 1911–1912 годах и экспонировалась на выставке Союза русских художников 1912 года.
Так причудливо в мастере сочетались христианское смирение и понимание бунтарского духа героев. Опять-таки у него христианское Смирение было перед Богом. А на сопротивление обстоятельствам у него хватало сибирского характера, казацкой отваги, таланта и упорства.

Кроме того, он был на удивление независимым. Чтобы поддержать семью после смерти отца, Суриков вынужден служить канцелярским писцом. В молодости приходилось, вспоминал он позднее, «яйца пасхальные рисовать по три рубля за сотню». Один раз он выполнил на заказ икону «Богородичные праздники».
Впоследствии он выполнил всего единственный заказ за деньги, чтобы иметь возможность заниматься своим творчеством. Но какой заказ! Суриков расписал четыре фрески на тему: «Вселенские соборы». И где! В храме Христа Спасителя.
Были в его жизни личные трагедии? Да! Ранняя смерть жены оставила его отцом двух маленьких девочек (вспоминается Николай Пирогов, который остался вдовцом с двумя мальчишками). И была депрессия, он даже собирался бросить творчество, но все преодолел. Победил хандру.

Подобно многим другим великим людям Суриков познал и бедность, и богатство. Одно его не сломало, другое – не развратило. Он прошел через серьезное испытание славой. При этом сохранил в себе великодушие и щедрость. В Красноярске в 1910 году по инициативе Василия Ивановича открыта рисовальная школа. Он прислал ученикам на малую родину из Петербурга наглядные пособия.
Художник через всю жизнь пронес веру в Господа и в Его попечение.

                Есть на Ваганьковском кладбище могилка…

«Я исчезаю…» - таковы были последние слова, сказанные умирающим Василием Суриковым. А до этого — сорок лет титанической работы, грандиозные произведения, поражавшие всех и всякого, всеобщее восхищение и суеверное поклонение перед его гением.
И он не исчез. Он остался в своих масштабных произведениях. В них художник правдиво передал характерные признаки нашего народа, его самобытность, его православную и жизненную сущность. Эпические произведения В. И. Сурикова, воспевающее духовные силы русского народа, - замечательное проявление творческого гения русского народа, давшего миру «Слово о полку Игореве», поэзию Пушкина, музыку Глинки и Мусоргского. Глубоко патриотичное творчество художника стало новым этапом не только в русской, но и в мировой истории живописи. Многие его живописные открытия и достижения подхватили другие художники.