7. Что такое бытие. Продолжение

Сергей Михальчук
Богословская Антропология

Бытие как духовное явление

Что такое бытие. Продолжение.

Осмысливая предложенную схему, неприменно приходишь к вопросу: - Что же является основой «бытия»?
Пытаясь ответить на него, невольно обращаешь внимание на то, что «материальное бытие» и «духовное бытие» имеют некоторую особенность своего положения в реальности, выступая как бы ;-ой и ;-ой «бытия», являясь подножием и вершиной этой «пирамиды», в зависимости от того, с какого из них вести отчёт. Каждый из этих «бытийных» модусов может быть объявлен - «причиной самого себя» или «causa sui», по мнению Спинозы, и может претендовать на звание «объективной реальности», обрекая второй на менее почётное именование - «субъективной реальности».
Что «объективно», а что «субъективно» - «материя» или «сознание»? Какова конструкция реальности и её «бытия»?
«Духовное бытие», на первый взгляд, если рассматривать оба этих вида «бытия» статично, без динамики их взаимодействия и истории развития этого взаимодействия, является «субъективной реальностью». Ведь оно физически и метафизически проявляется через «материальное бытие». То есть, духовные качества «сознания» проявляют себя в явлениях «материального мира». «Сознание» - это всегда осознание чего-либо! Кроме того, любое достижение «сознания» конкретного человека становятся доступны другим людям только становясь частью культуры «общественного сознания». Но всё это верно только тогда, когда мы, априори, будем утверждать первичность «бытия» над «сознанием». Если же поступить наоборот, и утвердить приоритет «сознания» над «бытием», то мы окажемся в плену мистической реальности, которая, то и дело, опровергает и отменяет саму себя. Это будет «мистическое бытие» постоянно декларирующее себя «идеальным бытием» и «истинным бытием». Это главная особенность «духовного бытия», несущего в себе только то, что является причиной и предпосылкой всего нравственного и этического, любых нравов и морали. Другим его наиважнейшим качеством мы можем назвать «абсолютную нравственную свободу», равнозначность и ненавязчивость всех тех «идей», которые «дух» несёт в «материю», организуя «материю» как носитель «разума»: «ума» и «чувства», который, пропитанный этой «абсолютной нравственной свободой», выбирает из всей совокупности «идей», содержащихся в «духовном бытии», те, которые он сам захочет.
Получается, что «сознание как таковое» - есть результат проникновения «духа» в «материю» и «бытие» само по себе, «бытие как таковое», действительно есть «существование»: «материи в духе» и «духа в материи» !..
И, на самом деле, - это представляется разумной истиной! - То, что «объективная» и «субъективная» реальности взаимосвязаны, составляя собой единой целое. Две причины самих себя, движущиеся навстречу друг другу, проникающие друг в друга и дарящие друг другу - «материя» дарит «духу» форму, а «дух» наполняет эту «материальную» форму содержанием нравственного качества, которое проявляется в «материи» как «жизнь» и «разум». Главным «результатом» этого движения является человек и его «деятельность»! - В первую очередь этим «результатом» становится нравственное качество этой «деятельности», которая и воплощает в реальность единство «бытия»: «материального» и «духовного», определяя степень реальности или иллюзорности этого единства.
Итак, подводя некий итог, мы можем сказать, что «бытие» - это «деятельность материи в духе» и «движение духа в материи»! - Совсем так, как это и написано в книге «Бытие», в описании начала «бытия» (Быт. 1,1):
- «В начале сотворил бог небо и землю. 
Земля же была безвидна и пуста,
И тьма над бездною …
И дух божий носился над водой».